Как сформировать у себя полезные привычки-мой опыт

Настенька Зуева
Большинство из нас понимают, что полезно делать по утрам зарядку, неплохо бы ложиться спать пораньше, питаться правильно. Хорошо бы разнообразить свою жизнь интересными событиями и вообще больше успевать и меньше расстраиваться по пустякам. Но как этого достичь?

Как сделать так, чтобы та же зарядка или пробежка по утрам из разовой акции после очередного данного себе обещания превратилась в систему, в некий образ жизни?

В погоне за тем, чтобы сделать свою жизнь более качественной, разнообразной, и улучшить свое здоровье за счет выработки полезных привычек я перепробовала множество методик, однако лишь немногие оказались действенными и принесли ожидаемые результаты.

О некоторых из них рассказываю в своей статье.
А еще делюсь опытом своих ошибок.

Не буду писать о том, какие привычки считать полезными и какие из них вам непременно пригодятся, пусть этот перечень каждый для себя составит сам. Главное, что полезная привычка это «нечто», приносящее ощутимую пользу и делающее нашу жизнь более качественной.

Перейдем непосредственно к методам!

Ведение дневника как средство самопознания и развития (важные нюансы)

Многие авторы твердят о пользе ведения дневника и я уверена, что вы тоже об этом наслышаны. Одни называют этот метод «самонаблюдение» или «самоаудит», другие «самовыслеживание» (это название меня особенно порадовало), но редко кто детально описывает то, как нужно вести дневник, чтобы извлечь из этого максимальную практическую пользу (помимо возможности оставить «ценнейшие мемуары» для ваших потомков).

Записывать в дневник нужно не сколько основные события, столько ваши мысли/эмоции, возникшие по поводу произошедшего.

Во-первых, это помогает разгрузить наш мозг и избавиться от так называемой «мыслительной жвачки», на которую уходит очень много необходимой нам энергии для действий (возможно, об этом нюансе подробнее расскажу в другой статье).

Во-вторых, уделяя время на перечитывание записей за прошедшее время (я перечитываю раз в неделю, раз в месяц и раз в год «торжественно» перед новым годом) можно провести своеобразный аудит и узнать о себе много нового. НЕ просто отследить делаешь ты что-либо или нет, а реально НОВОЕ О СЕБЕ!

Так, одно время мне казалось, что я постоянно генерирую множество классных идей. Перечитывание дневника (первый свой дневник я перечитала спустя полгода!) показало, что идеи возникают преимущественно одни и те же. Я им радовалась, записывала в дневник и благополучно о них забывала. А когда спустя энное время в голове вспыхивала та же идея (пусть и в немного другом варианте), я воспринимала ее как новую. А теперь представьте, что таких идей порядка 10-15. Повторяясь, это все создавало эффект «Да я же чертов гений»! И еще. Какой смысл радоваться идеям (пусть даже повторяющимся ) и записывать их, если ты их не реализуешь?! Благодаря дневнику я буквально вывела себя на чистую воду и, переписав все идеи в один список, быстро устранила их повторное возникновение и, наконец, приступила к реализации. Кстати, это способствовало увеличению количества действительно новых ценных мыслей. Или другой пример. Мне всегда казалось, что я веселый человек, который, следуя многочисленным рекомендациям и зову сердца, концентрирует свое внимание исключительно на позитивных событиях (#яжтренер). Как вы уже можете догадаться, анализ дневника явил мне совсем иную картину. Передо мной был вечно жалующийся всем недовольный нытик. И можно было бы отмахнуться и сказать: «Нееет, это точно не я! Никто так обо мне не скажет, ведь я совсем другая», но суровый вещдок в качестве моих же записей (то есть мое реальное видение мира, мои РЕАЛЬНЫЕ ощущения) был неумолим! Заметив и, что самое главное, ОСОЗНАВ в себе эти черты я начала целенаправленно обращать на это свое внимание и меняться. Чтобы дневник мог показать вам не только позитивные ваши стороны, но и негативные, рекомендую следовать второму важному нюансу его заполнения! Пишите все как есть. Без прикрас, сглаживаний, корректировки слов на более литературные, не боясь, что это кто-то прочтет (дневник всегда можно надежно спрятать или купить записную книжку с замочком, ключ от которого будет только у вас). Иначе смысла в его ведении не будет. Ну, если только на память о вас останутся лживые мемуары о жизни, которой вы на самом деле не жили (кстати, говорят, что именно такие, приукрашенные, мемуары читать крайне неинтересно).

Время заполнения должно быть систематическим и регулярным. Я пишу дневник вечером того же дня или рано утром на следующий день. Потому что память имеет прекрасное свойство терять целые фрагменты или вообще заменять воспоминания о событиях и ощущениях на то, чего на самом деле не было (если вам интересно как это происходит, можете ознакомиться с исследованиями Ричарда Вайзмана или набрать в гугле «Ложные воспоминания»). Бывает так, что по тем или иным причинам я заполняю дневник задним числом сразу за несколько дней. Так вот эти записи сильно отличаются от ежедневных и своевременных тем, что на них уже влияют новые эмоции, события и настроения, а значит, что достоверными на 100% их уже считать нельзя.

Ежедневный чек-лист –эффективный метод выработки полезных привычек

Еще один способ наблюдения за собой. Этот метод я подсмотрела в книге П. Людвига «Победи прокрастинацию». Точнее сам метод я использовала еще до книги (ох, уж эти повторяющиеся «гениальные» идеи), но вот в виду отсутствия должного исполнения он у меня тогда не сработал. Чуть позже тот же метод встретила в книге М. Дорофеева «Джедайские техники» . Чтобы не ходить вокруг да около, прикладываю в качестве примера свой ежедневный чек лист в который я включила перечень аспектов (я их назвала «постулаты»), соблюдение и отслеживание которых для меня очень важно.

Если отразить все значимые аспекты, которые вы хотели бы выполнять каждый день и держать список на видимом месте, то он рано или поздно начнет на вас работать! А все потому, что подсознательно мы склонны меняться, чтобы лучше соответствовать тому, что мы в себе наблюдаем. Такое детальное наблюдение за собой (отслеживание выполнения каждого значимого пункта) добавило мне осознанности и помогло понять на собственном опыте что и в какой степени на меня влияет. Да, раньше я об этом читала и не раз. Но поверьте, разница между теоретическим пониманием и ОСОЗНАНИЕМ, основанном на собственном опыте, колоссальна. Кстати, все то же самое можно вести в электронном формате, не распечатывая чек-листы или не заходя в Excel для заполнения. Для этого даже есть бесплатное удобное приложение и веб-сервис. На вопрос «Как долго мне вести этот чек-лист?» очень хочется ответить «Всю жизнь». Это уже не просто разовая задача, это особый образ жизни, нацеленный на развитие. Просто со временем в чек листе на смену одним строчкам смело приходят другие. К тому же никто не может с точностью сказать сколько времени именно вам потребуется на выработку той или иной привычки (про 21 день это все обобщенно, т.к. на самом деле каждому из нас требуется разное время на закрепление разных привычек). И еще один важный, на мой взгляд, момент. Если вы один или даже несколько раз не выполнили что-то из чек-листа-это не повод все бросать! Допустим, вы все же сорвались и, к примеру, снова закурили, хотя до этого не курили уже несколько лет. Ну, покурили. Бывает. Ставим в этот день в чек-листе в строчке «День без курения»-НЕТ и продолжаем обращать внимание на эту сторону своей жизни и контролировать этот процесс (Олег, если ты это читаешь, с тебя лайк к статье).

У меня нет на это времени!!!

Думаю, что, прочитав все это, многие из вас скажут/подумают: «Какой дневник?! Какой чек-лист?! Да у меня просто нет на это времени! На работе пашешь как лошадь! Приходишь домой, а там нужно поесть приготовить, с семьей пообщаться, отдохнуть, в конце концов»! Но я уверена, что вы не раз слышали: проблема кроется не в отсутствии времени как такового, а в неумении распределять его должным образом. Хотя на самом деле и это далеко не основная сложность! Мы часто не делаем что-то не потому, что не хотим, а оттого, что на это просто не осталось сил. Нет резерва энергии! И вроде бы время можно найти и желание есть. А сил нет. От слова «совсем». О том, где взять силы/энергию на новые свершения (или чтобы хватало на реализацию того, что уже запланировано) и как научиться восстанавливаться, я расскажу в своей следующей заметке. Если это, конечно, будет вам интересно =)