14 лет изучал географию ГУЛага

Александр Зельцер 2
 Воспоминания череповчанина Петухова Александра Ивановича (фонды Череповецкого музейного объединения, Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр. 27).

Александр Иванович Петухов родился в 1912 году в д. Малая Дора Череповецкого района. В Доре окончил 4 класса, а семилетку - в Вахнове. Три года учился в Ленинградской школе-заводе при Всесоюзном объединении оптико-механической промышленности. По окончании проработал шесть месяцев в Ленинграде, а затем его отправили на строительство Горьковского автозавода (ГАЗа), где, как вспоминал Александр Иванович, «основными орудиями труда были тачка и лопата». После работы в Горьком приехал в Кострому, где его отец трудился на лесосплаве. Жил на квартире, а работал на ткацкой фабрике им. Ленина кочегаром. Однажды, когда отец в очередной раз шел по реке со сплавом, а вместе с ним еще человек 70, произошел скандал, а затем и драка с местными. Хотя Александр Иванович и не участвовал в этом, но его тоже арестовали - «нам такие молодые нужны». Произошло это в 1935 году.
Был суд, который сначала определил Петухову А.И. 5 лет заключения, потом срок был увеличен до 15 лет - по ст. 58 п.14 УК РСФСР.

Справочно:
Ст. 58-14 УК РСФСР (добавлено 6 июня 1927 г.): «Контрреволюционный саботаж, то есть сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечёт за собой лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до расстрела с конфискацией».

И началось «изучение географии ГУЛага». Сначала Петухов попал на строительство элеватора в 12 км от Ярославля. Затем его перебросили в Мордовию, в Темлаг на лесоповал.

Справочно:
Темла;г (Те;мниковский исправи;тельно-трудово;й ла;герь) — подразделение в системе исправительно-трудовых учреждений СССР. В начале 1930-х годов было принято решение об организации нескольких исправительно-трудовых лагерей в богатых лесом западных районах Мордовской АССР. Для управления ими 6 июня 1931 года был образован Темлаг. Лагерное управление дислоцировалось в посёлке Явас Зубово-Полянского района Мордовской АССР. Лагерь находился в оперативном подчинении первоначально ГУЛаг ОГПУ и ПП ОГПУ, с 1935 года — ГУЛаг НКВД. Максимальная численность заключённых зарегистрирована 1 января 1933 года — 30 978 человек. Реорганизован 12 октября 1948 года в Особый лагерь № 3. Хозяйство Темлага было передано Дубравлагу и Промкомбинату ГУЛага (впоследствии выделен в производственную структуру, не имевшую лагерных подразделений, «Темниковский комбинат ГУЛАГа») (https://ru.wikipedia.org/wiki/Темлаг)
Потом был Мурманск ( Зеленый Мыс) – строительство дороги.

Справочно:
Уголовно-исполнительная система Мурманской области берёт своё начало с 30-х годов прошлого столетия. Первоначально она представляла собой систему исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) на Кольском полуострове. Создание ИТЛ неразрывно связано с освоением северного края в период индустриализации СССР. Заключённые 23 ИТЛ в период с 30-х по 60-е годы XX века активно участвовали в создании всей производственной базы Кольского края.
Сначала заключённые Беломоро-Балтийского лагеря, организованного 16 ноября 1931 года на базе Соловецкого ИТЛ, строили помимо Беломорско-Балтийского водного канала промышленные объекты Мурманской области: Нижнетуломскую и, позже, Серебрянскую ГЭС, Мончегорский никелевый комбинат и железнодорожную ветку от станции Оленья к будущему городу Мончегорску. Отдельные лагерные пункты (ОЛПы) Соловецкого лагеря особого назначения располагались по трассе Мурманской железной дороги вплоть до ст. Тайбола. В разное время на строительстве промышленных объектов Белбалтлага было занято до 100 тысяч заключённых.
03.10.1939 года образован Кольский исправительно-трудовой лагерь и особое строительство № 33. 15 июня 1940 года Управление Кольского ИТЛ и особого строительства № 33 было объединено с Отделом исправительно-трудовых колоний УНКВД по Мурманской области в Управление Кольского ИТЛ и колоний УНКВД по Мурманской области. Кольлаг предназначался для «особого железнодорожного строительства» в районе Кольского полуострова, Зелёного мыса и губы «Ваенга», объектов № 41 и № 65. Численность заключённых доходила до 8 тысяч человек. Зеленый мыс – название сопки, расположенной с северной стороны Мурманска. (http://discoverkola.com/blog/item/299-ispravitelno-tr..).

В начале 1940-х годов А.И. Петухов оказался на юге - у города Ленкорань Азербайджанской ССР, где за 45 дней была построена дорога. Оттуда перевели на Печору. Потом строил дорогу на Коношу - Котлас. До 1947 года и отбывал здесь свой срок.

Справочно:
Печо;рская желе;зная доро;га — железная дорога, существовавшая ранее в СССР. Проходила по территории Кировской и Архангельской областей и Коми АССР. Дорога была образована в июне 1942 года, до 1947 года называлась Северо-Печорская железная дорога. Общая протяжённость дороги на 1954 год составляла 1953 км. Управление дороги находилось в городе Котлас. В состав дороги входили линии Коноша — Котлас — Воркута и участок Гирсово — Котлас.
Строительство магистрали Котлас — Воркута началось в 1937 году и закончилось 28 декабря 1941 года, когда был достроен последний участок Кожва — Воркута и открылось рабочее движение поездов. Линии Печорской железной дороги были построены заключенными ГУЛАГа в основном в годы Великой Отечественной войны. Постройка дороги способствовала освоению месторождений нефти, угля, лесных богатств Севера. Регулярное движение поездов было открыто на линии Вельск — Котлас — Печора в 1942 году, на линии Печора — Воркута в 1950 году. Отдельные участки (Гирсово — Котлас и Коноша — Вельск) были построены ранее (в 1897-1899 и 1929-1934 гг. соответственно) как Котласская линия Пермь-Котласской железной дороги и лесовозная линия местного значения соответственно. В 1959 году Печорская железная дорога вошла в состав Северной железной дороги (https://ru.wikipedia.org/wiki/Печорская_железная_дорога).

Затем перевели Петухова в Абезь – недалеко от Воркуты.

Справочно:
Абезь — железнодорожная станция, и — с 1942 года, — посёлок в Интинском районе Коми АССР, а также — Исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) ГУЛАГа, существовавший с 1932 по 1959 годы, в котором в заключении находились и умерли многие известные деятели русской культуры и науки. На окраине посёлка — за дренажной канавой, — расположено кладбище Абезьского лагеря, размером около 3,75 гектара, которое в 1999 году было признано мемориальным. 12 августа 1990 года перед входом на поселковое кладбище установлен памятник скорби «Пылающий крест», памяти литовских политзаключенных Абезьского лагеря (автор проекта скульптор И. Иодишюс).
Первоначально Абезьское лагерное отделение относилось к Северному управлению лагерей железнодорожного строительства ГУЛЖДС. 27 мая 1949 года в связи с передислокацией этого управления и освобождением помещений в посёлке Абезь организовано лаготделение Минлага для инвалидов и нетрудоспособных политических заключённых на 5000 человек (https://ru.openlist.wiki/Справка:Абезь).

В 1948 году Петухов попал на «стройку 501» – в Салехард, строить дорогу к Новому порту.

Справочно:
Трансполя;рная магистра;ль — в узком смысле, это современное название недостроенной железной дороги «Чум — Салехард — Игарка», которую строил в 1947—1953 годах ГУЛЖДС МВД СССР. В более широком смысле — современное название проекта железнодорожного пути от берегов Баренцева моря восточнее Архангельска до побережья Охотского моря и до Чукотки. Нередко в трансполярную магистраль включают города Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута. Магистраль была задумана в 1928 году, и называлась она тогда Великий Северный железнодорожный путь. Дорога соединена с ж/д сетью страны через Печорскую железную дорогу.
Дорога начинается на станции Чум за Северным полярным кругом, на участке «Елецкий — Харп» пересекает Полярный Урал, работающий участок заканчивается в Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок «Ермаково — Игарка» также находился за Северным полярным кругом.
Предварительные изыскания не были проведены в должном объёме. Цели строительства точно не известны. Работы велись в основном силами заключённых. Качество укладки полотна было крайне низким, не попадающим даже под классификацию лёгких железнодорожных путей, в том числе и по уклонам и радиусам кривых.
Помимо «Трансполярной магистрали» существует множество других неофициальных названий: приполярная железная дорога, заполярная железная дорога, полярная магистраль. C 1947-го по 1953-й год дорога официально называлась строительство № 501 и № 503; название «ж/д Чум — Салехард — Игарка» было секретным. К стройке 501 относился участок Чум — Пур.
Строительство началось в 1947 году. На сооружении дороги работало до 80 000 человек. В строительство было вложено 42 млрд. рублей.
В 1947-м планировалось построить порт на мысе Каменном, п-ов Ямал. Для этого требовалось построить туда железную дорогу от Печорской магистрали, но строить морской порт начали одновременно с железной дорогой ещё до разработки самого проекта. Вообще вся стройка 501, 502, 503 велась в отсутствие проекта по причине крайне малого срока, отведённого на сдачу дороги. Проект разрабатывался одновременно со строительством лагерных пунктов вдоль предполагаемого маршрута дороги и одновременно с проведением земляных работ по отсыпанию полотна заключёнными ГУЛАГа, в результате чего проект корректировался по факту. Совет Министров СССР 22 апреля 1947 г. принял постановление № 1255-331-сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого посёлка, а также начать строительство железной дороги от Печорской магистрали к порту.
К концу 1947 г. проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе пос. Лабытнанги и расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть обширного Обь—Иртышского бассейна. Строительство морского порта на мысе Каменном предлагалось осуществить на следующем этапе, опираясь на подготовленную в районе Салехард — Лабытнанги строительно-техническую базу. За 1947—1949 гг. в районе будущего порта были построены 3 лагеря в посёлках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс-Каменный. Заключённые соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале). В начале 1949-го выяснилось, что акватория Обской губы слишком мелководна для океанских судов, и стало понятно, что искусственно углубить гавань невозможно (или нецелесообразно) по причине природных особенностей дна. Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. В 1948—1949 гг. центр железнодорожного строительства в Сибири был окончательно перенесен на сооружение линии «Чум — Лабытнанги»..
В марте 1953 года, после смерти И. В. Сталина, по инициативе вновь назначенного министром объединённого Министерства внутренних дел и государственной безопасности Л. П. Берия была объявлена амнистия. В СССР было освобождено около 1 200 000 заключённых и основная масса работавших на стройке. 25 марта 1953 правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги. Построенные участки оказались заброшенными.
Весной 1953 года, почти сразу после смерти Сталина, было принято решение о прекращении строительства. Сначала его хотели законсервировать, и работы по консервации продолжались два месяца. Затем, подсчитав стоимость консервации, её также прекратили, и стройку решили просто бросить. Часть оборудования и техники была вывезена, часть оставлена на месте. Брошенное оборудование и инвентарь портили, чтобы его уже никто не смог использовать. Разрезали автогеном паровозы, жгли в топках валенки, протыкали дырки в мисках, рубили топорами сапоги (https://ru.wikipedia.org/wiki/Трансполярная_магистраль).

В 1949 г. Александр Иванович Петухов освободился досрочно, отбыв 14 вместо 15 лет. В 1955 году реабилитирован. Работал в объединении «Череповецлес» - в Неверовом Бору в сплавконторе, десятником, мастером. Проживал в Череповце, пр. Луначарского, 18, кв. 5.

На фото: А.И. петухов (слева).