Амурский пароход «Зенит»
Пять названий было у этого парохода:
«Атаман» - «Гермоген Курбатов» - «Дальсельсоюз» - «Сталин» - «Зенит»
Известный на Амуре пароход с названием «Атаман» был построен в 1896 году, после спуска был сразу зачислен в тогдашнюю Амурскую казачью флотилию. Он был двухколесный (колеса по бортам!), однопалубный. В этот же период на Амуре был как-бы еще один пароход с таким названием, но заднеколесный (одноколесный)! (Он упомянут в «Памятной книжке Амурской области», см. год ?).
Капитаном на казачьем пароходе «Атаман» был знаменитый в последующем капитан и писатель Дмитрий Лухманов (1867-1946), он об этом писал в своих воспоминаниях, книгах. В составе Амурско-Уссурийской казачьей флотилии пароход «Атаман» принимал участие в событиях на Амуре во время «боксёрского восстания» (1900-1901 гг.). В этот период этот пароход часто перевозил амурское начальство, в т.ч. Приамурских генерал-губернаторов.
Перед Первой мировой войной «Атаман» стал обычным торгово-транспортным судном и получил новое название «Гермоген Курбатов». Пароход был назван так в память бывшего городского головы Николаевска-на-Амуре, купца и пароходовладельца Гермогена Николаевича Курбатова (? -1909).
Во время Гражданской войны был у «красных», и у «белых». Был в списках каравана судов, уходивших при эвакуации-отступлении в сентябре 1918 года из Благовещенска в верховья Зеи. На этом пароходе в Гражданскую войну совершал поездку знаменитый «белый» атаман Иван Калмыков (1890-1920).
В годы НЭПа пароход был по-прежнему частным (владелец -?), а затем перешел в «Дальсельсоюз» (Дальсоюз» ?) и получил название «Дальсельсоюз». В 1930-х годах получил название - «Сталин», а затем был переименован (причины неизвестны) в «Зенит». Возможно, что на Амуре было тогда два судна с названием «Сталин» (такое бывало) ? Во время советско-японской войны пароход использовался, как штаб, поскольку у него были комфортные каюты, оставшиеся еще от «Атамана». Пароход «Зенит» работал до начала 1950-х годов.
На фото:
пароход «Зенит» (название парохода хорошо видно).