Спички

Сергей Кручина
Спички.Они сопровождают нас всю жизнь .Сначала обнаружив у деда в нижнем ящике шкафа залежи деревянных коробков я приспособил их в качестве солдат импровизируемой армии .Вырыв на огороде  небольшие окопы и разместив в них мое деревянное воинство ,выдвинув на передовые рубежи одиночные ячейки и пустив по флангам редкие цепи я вооружившись комьями земли принялся бомбить моего  противника .Взрывы от попадания комьев земли были очень реалистичными а пыль ,долго не оседающая делала поле сражения в моем воображении настоящим.Впоследствии Дед наложил вето на мои мини сражения ,мотивируя большими потерями в моих войсках.И мне пришлось переместить поле сражения в мою квартиру на северном .Там закупив в Детском мире пластмассовых солдатиков и пушку стреляющую резанными карандашами ,я продолжил воевать .Убирая впоследствии разбросанных по всей комнате ветеранов я учился как бы отстраненно наблюдать за тем как постепенно очищается поверхность пола от павших бойцов,складируемых в коробку из под обуви.До сих пор я пользуюсь этим методом убирая осенью павшую листву мысленно переносясь в то благословенное время и ассоциируя листья с солдатиками.Привычка постоянно иметь при себе источник огня возникла после того как мой друг детства Вовка Фадеев угостил меня сигаретой Памир в возрасте 7 лет .Чувство прохождения дыма через гортань мне понравилось с первого раза и я с нетерпением ждал встречи с Володькой на следующий день.Курили мы ,в основном "бычки " так как в этом возрасте были проблемы с приобретением сигарет в магазине.Главное было иметь спички.Вот так они на долгие годы поселились в карманах моих брюк.Шли годы школа,техникум ,армия - повсюду они были рядом.Зажигалки в то время мало кто использовал.Они были дорогие и сложны в эксплуатации.Другое дело спички - цена в 1 копейку делала их доступными всем слоям населения.А какие огненные баталии разыгрывались в подвалах домов в которых мы жили. Особым шиком считалось вставив спичку под ноготь большого пальца и чиркнув по коробку выстрелить в соперника горящей спичкой,а так-же поджечь целый коробок и бросить его в наступающего противника в 70 е мы ходили на высоких каблуках ботинок произведенных кооперативами армян ,носили клешь и длинные волосы.,от задницы до колена брюки были расчерчены следами от спичек ,которые мы зажигали о штанину ,приспосабливались к тому,что бы зажечь спичку о стекло..Были и своеобразные ритуалы .Пиф ,например ,с большой неохотой  давал кому либо в руки свой коробок так как бережно сохранял "целку" на одной из сторон коробка.и его сильно ранило если кто то по незнанию ломал ее.Его коробок от остальных  отличался тем ,что на "чиркале" с одной стороны были аккуратные следы от соприкосновения со спичками.Лиш в армии я впервые изменил моим деревянным друзьям.Как то раз выехав за асфальтом из Петергофа в Шувалово я в районе Стрельны взял пассажира ,коим оказался моряк ночевавший у своей подруги и возвращавшийся поутру домой Выходя из машины возле Варшавского вокзала он в качестве платы за проезд оставил мне пачку сигарет "Родопи" и одноразовую пьезо -электрическую зажигалку. В течении месяца ,пока не закончился газ я пользовался ею вызывая зависть сослуживцев.В последствии я даже пытался вставить клапан ,просверлив отверстие в донышке и посадив ее на эпоксидку.Но то ли не правильно смешал ингридиенты смолы то ли еще в чем то ошибся ,короче запорол иностранное чудо.Пришлось вернуться к старым добрым знакомым.В 90е с приходом всего того барахла завалившего нашу  страну мы как то незаметно перешли на зажигалки ,они стали доступны и дешевы, предав наших старых друзей .И лишь в исключительных случаях берем с собой коробок спичек. Я был приятно удивлен когда на просьбу прикурить молодой парень 16-17 лет вытащил из кармана коробок спичек и взяв сразу пяток спичек дал мне прикурить от пылающего мини костерка.Значит еще не все потеряно .