Село Хнов и его храбрый защитник Челеби ал-Ханави

Али Албанви
Хнов — один из отдаленных населенных пунктов Южного Дагестана. Село расположено на юге Ахтынского района, между отрогами Главного Кавказского и Гельмец-Ахтынского хребтов, при впадении рек Кизил-дере и Дали-чай в реку Ахты-чай. Точная дата основания села неизвестна, однако, из местной хроники «Ахты-наме» («Сказание об Ахты») становится ясно, что село Хнов было основано ещё до периода арабского завоевания Южного Дагестана, при объединении пяти сёл: Хнов, Донгуэ-Тала, Нухух, Жилих, Курдул (ныне село в Рутульском районе).

Археологические находки, исторические данные и сохранившиеся в народе предания говорят о том, что территория сел. Хнов издавна была обжита человеком. Со времени основания своего селения хновцы исчисляют более двух тысяч лет и говорят, что он не менее древний, чем г. Дербент. Здесь, как в древнем Дербенте, повсеместно разбросано множество кладбищ и каменных надгробий разновременной эпохи. Население указывают на остатки маленькой крепости и христианской часовни (килисе). В тоже время, в ранних письменных дагестанских источниках о селении Хнов и его жителях ничего не упоминается. Да и более поздние исследователи хновцев не выделяли их, как и рутульцев, их среды лезгинской массы. Хновцы вместе с рутульцами и лезгинами в первые века нашей эры входили в состав многоплеменной Кавказской Албании, в которой древние географы насчитывали 26 племен и наречий. Исторические данные, в свою очередь, позволяют утверждать, что лезгины, рутульцы, цахуры являются древнейшими родственными племенами нагорного Южного Дагестана. Подтверждением этому является родство их языков, сходство физического типа, быта и культуры.

После распада государства Кавказская Албания территория, населенная лезгинами, подпала под власть Сасанидской Персии, а затем — Арабского Халифата. Хнов, расположенный ближе к г. Нухе (г. Шеки), был рано покорен арабами, о чем свидетельствует обнаруженная здесь раннемусульманский памятник VII в. Эта надгробная плита некого шайха Мухаммада ибн Асада, погребенного здесь в специальном зийарате (гробнице) в 54 г. хиджры, т. е. в 675 г. н. э. Если полагаться на достоверность этой даты, то перед нами один из самых ранних памятников мусульманской культуры на Кавказе.

Исторически село Хнов имело важное стратегическое значение, поскольку через него проходила дорога Казикумух-Курах-Ахты-Хнов-Нуха. Связь с Ширваном осуществлялась через Салаватский перевал (2829 м). Согласно местной эпиграфики, во второй четверти XIII века в селе велось капитальное строительство. В 1401 году впервые упоминается о существовании крестьянского мулка (частного землевладения) в селении Хнов. В XIV–XV вв. селения Ахты, Рутул, Хнов, расположенные в верховьях реки Самур периодически попадали в зависимость от правителей Ширвана. Но зависимость лезгин и рутульцев от ширваншахов была незначительной. По рассказам жителей они никому не подчинялись, свою независимость всегда отстаивали с оружием в руках. Однако были и междоусобные столкновения между отдельными обществами этих народностей.

Свидетельством раннего проникновения ислама на территорию села Хнов служат найденные здесь куфические надгробные плиты XI–XIII вв. Народные предания хновцев традиционно связывают проникновение ислама к ним с именем легендарного арабского полководца ’Абу Муслима ал-Гази аш-Шами. В предании, получившем отражение в литературе, говорится, что селения Кюра, Ахты, Хнов принуждались вносить подати арабскому ставленнику в Дагестане Шах-Бааду (Беду). Очевидно в XIII веке мусульманская религия окончательно вытеснила у хновцев как язычество, так и христианство.

Завоеванием Южного Дагестана арабы сразу же с VII в. начали распространять религию — Ислам. Само понятие ислам — означает покорность, предание себя Единому Богу. Они не только стремились распространить, но и навязывали насильственно, об этом свидетельствует те факты, что на протяжении всего VII в., им удалось обратить в мусульманство лишь отдельных дагестанских раннефеодальных владений, а основная масса населения продолжала придерживаться местных веровании и всячески противилась исламизации. Завоевание Дагестана арабами ускорило образование феодальной верхушки не только в равнинной части Дагестана, но и в горных районах Южного Дагестана. Утверждение новой религии требовало изучения арабской письменности. С этого периода южнодагестанцы, в том числе и хновцы знакомятся с культурными достижениями народов Востока.

Исламизация еще больше ускорила расслоение общества, тем самым росли и набеги на соседние сельские общества. Так, например, из-за раздела земли и пастбищ, хновцы часто нападали на жителей сел. Борч, принуждали его население выполнять повинности. Известны факты вторжения хновцев и цахурские селения Курдул и Гельмец. Воинственными были не только мужчины, но и женщины Хнова. До сих пор старики рассказывают о храброй хновской женщине, по имени Зухра, которая выстрелом из лука выбивала из рук противника оружие. В честь этой женщины хновцы назвали окружающую горную высоту «Зухра».

В XVI–XVII вв. турецкие султаны и персидские шахи неоднократно пытались подчинить себе лезгин и рутульцев, стремясь использовать эти воинственные народы в своих интересах особенно в борьбе с христианской Грузией. Старались использовать рутульцев и наиболее сильные дагестанские правители, так «Хновская рать» — ополчение жителей сел. Хнов упоминается в 1597 г. в числе союзников шамхала Тарковского. Частые междоусобные войны происходили за захват удобных пастбищ и земель. В 1597 году хновские ополченцы принимают участие в войне совместно с Тарковским шамхалом против русских войск.
 
С начала XVII века по 1839 год сёла Хнов и Борч формально входили в общество Ахтыпара, но фактически были самостоятельными сельскими общинами со своими органами управления.  В XVI–XVII вв. хновское, как и другие рутульские общества, сохраняли свою независимость и управлялось аксакалами, но было вынужденно политически и экономически подчиняться главному селению — Рутул и находившимся в нём бекам. Не раз хновцы отстаивали свою независимость от Ахтыпара. Хнов продолжал управлять своими выборными старшинами — «ковха», которыми становились обычно влиятельные представители из обеспеченных слоев населения. Хнов, вместе с селами Борч, Гдым, Маза и Фий входили в союз Алтыпара, в котором Хнов был главным селом.

В начале XIX в. в вольных обществах Самурской долины утвердилась власть России, но рутульцы в числе других народностей оказали сопротивление царским войскам. Но наконец представители общества долины Самура, кроме рутульцев, еще в 1812 году подписали с генерал-майором Н.М. Хотунцевым (1775–1818) договор о вступлении их под покровительство России и согласились платить дань. Эти «вольные» общества номинально считались под контролем коменданта г. Кубы.

В 1838 г. предводитель горцев Самурской долины в Кавказской войне Ага-бек ар-Ратули (ок. 1810–1846) с ополчением из Борча, Хнова и других рутульских селений неожиданно захватил г. Нуху (г. Шеки), хотя на третий день и вынужден был бежать. Эти события в 1839 г. повлекли за собой выступления русских войск в сел. Рутул, в результате чего Рутульский магал был также присоединен к России. Однако и после этого местные жители продолжали борьбу с царскими войсками. В 1846 году близ сел. Хнова русскими войсками в горной породе был пробит тоннель для налаживания Военно-Ахтынской дороги. Дорога эта была проложена по сильно пересеченной местности с военной целью, и называлась «Урусады рак» («Русская дорога»), теперь она пришла в негодность. Старожилы до сих пор рассказывают об отважном герое хновцев по имени Челеби ал-Ханави, который принимал активное участие в восстании 1837–1839 гг. в Южном Дагестане. Царизм, как известно жестоко расправился с непокорными, в том числе с хновским населением. Многие из хновцев были высланы, другие, проникнув в селение, переселились в цахурские села — Курдул, Гельмец, а также в Ках и Закаталы.

О самом Челеби ибн Курбан-Исма’ил ал-Ханави известно немного, так в экспозиции краеведческого музея сел. Ахты представлена прямоугольная плита 40х35х12 см. Надписи в семь строк выполнены в низком рельефе и местами повреждены. Надписи нанесены также над центральным текстом и по краям плиты. Информационная табличка под камнем гласит: «Надмогильный камень национального героя Челеби из Хнова, который был убит князем Аргутинским в 1849 г.». При прочтении оказалось, что надпись, которая начинается с традиционной мусульманской вступительной формулы «басмала», сообщает о смерти «Челеби, сына Курбанисма‘ила», «храброго человека», «в сражении с неверными [в дату] по хиджре: 1255 г.». В надписи упоминается «падишах России» и его «войска» (‘асакир). Сбоку справа высечено: «Написал этот камень ‘Абдулджалил, сын Ша‘бана…». Слева: «Напали эти войска на город (балда) Хнов…». Дата 1255 г. хиджры соответствует 17.03.1839 – 05.03.1840 г.

Таким образом, становится ясно, что Челеби, сын Курбан-Исма‘ила был старшиной селения Хнов и организатором выступления местных горцев против царских войск. Он погиб во время похода войск генерала Е.А. Головина (1782–1858) в Самурскую долину в мае-июне 1839 г. После занятия сел. Ахты, царские войска были направлены в верховья правого притока Самура Ахты-чая (Ахцегь-вацI) для наказания горцев, принявших активное участие в известном Кубинском восстании 1837 г. и боевых действиях в 1838 г. в Шекинской провинции. 17 июня туда отправляют 1500 человек казикумухской, кюринской, илисуйской и грузинской милиции под командованием майора И.И. Корганова (1811–1870), подкрепив ее тремя батальонами пехоты, при четырех горных орудиях под начальством генерал-майора Ф.Х. Круммеса (ум. 1849). Селения Хнов и Борч были окружены, жители обезоружены, все зачинщики арестованы, а старшина Челеби ал-Ханави был жестоко убит…

После покорения рутульцев, сел. Хнов было включено в состав образовавшегося Самурского округа. На жителей селения были наложены подати и повинности. В 1929 году сел. Хнов вошло в состав новообразованного Рутульского района. 15 июня 1930 года произошло Хновское восстание, участники которого выступили против коллективизации, раскулачивания, и требовали восстановления шариатских судов. Восстание было подавлено частями НКВД, прибывшими из сёл Ахты и Шиназ. В 1934 году Хнов был присоединён уже к Ахтынскому району.





Автор: ‘Али АЛБАНВИ



На фото: Надмогильный камень национального героя Челеби из Хнова // Источник: Юждаг и Кавказская война ч.2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://flnka.ru/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.08.2018). — Яз. рус.




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АРГУТИНСКИЙ-ДОЛГОРУКОВ, МОИСЕЙ ЗАХАРОВИЧ (1797–1855) — князь, генерал-лейтенант (1845), генерал-адъютант (1848), герой Кавказской войны.

ГОЛОВИН, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1782–1858) — генерал от инфантерии, генерал-адъютант русской императорской армии.

АЛ-РАТУЛИ, АГА-БЕК (‘АЛИ-БЕК) РУТУЛЬСКИЙ (САМУРСКИЙ) (ок. 1810–1846) — предводитель горцев Самурской долины в Кавказской войне, принадлежал к ханскому роду. Приходился двоюродным братом правителю Рутульского бекства — Хасан-хану. Наиб (с 1837 г.) имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871).

АЛ-ХАНАВИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Хнов (ныне — село в составе Ахтынского р-она Республики Дагестан).

АЛ-ХАНАВИ, ЧЕЛЕБИ ИБН КУРБАН-ИСМА‘ИЛ (ум. 1839) — старшина селения Хнов, предводитель хновцев в восстании народов Южного Дагестана 1837–1839 гг. против царских войск.

ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ (г. Махачкала, Дагестан), старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Дагестан).

КОРГАНОВ, ИОСИФ ИВАНОВИЧ (1811–1870) — уездный воинский начальник г. Нухи (г. Шеки), впоследствии генерал-майор (21.01.1860 г.). Уроженец г. Тифлис (г. Тбилиси, Грузия). В армии служил офицером с 1834 года. Будучи поручиком, за боевое отличие был награжден орденом «Св. Георгия» IV-й степени (25 января 1842 г.). В 1852 году, будучи Нухинским уездным начальником, убил сподвижника имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871) — Хаджи-Мурата (ок. 1816–1852), за что ему было объявлено Высочайшее благоволение императора Николая I-го (1796–1855). Участник Крымской (1853–1856) войны. 6 декабря 1852 года был произведен в полковники. В 1860–1862 гг. — командующий войсками в Абхазии. Уволен из армии в 1862 году с мундиром и пенсионом. Погребен в г. Тифлис (г. Тбилиси, Грузия), в фамильном склепе Верийского кладбища.

СИМОНОВИЧ, ФЕДОР ФИЛИППОВИЧ (1760–1815) — по национальности славянин из венгерских дворян. В 1793 г. из австрийской армии перешел в русскую, участвовал в военных действиях в Кабарде, в 1796 г. — в Персидском походе, возглавленном ген.-поруч. В.А. Зубовым (1771–1804). Будучи в Дагестане, Ф.Ф. Симонович снимал Южный Дагестан на карту и конкретно снял Табасаран, Дербентское, Кубинское, Ахтынское, Рутульское и Хамбутаево владения и «оным топографическое описание сочинил». Участвовал в военных действиях против персиян и в осаде Эрзерума. В 1810 г. в чине генерал-майора состоял правителем Имеретии, Абхазии, Мингрелии и Гурии, затем был военным губернатором Грузии.

АШ-ШАМИ, ’АБУ МУСЛИМ АЛ-ГАЗИ — легендарный мусульманский полководец, распространитель ислама в Дагестане. В некоторых дагестанских письменных источниках отожествляется с такими историческими личностями как ‘Абд ар-Рахман ’Абу Муслим ал-Хурасани (ум. 755), Маслама ибн ‘Абд ал-Малик (ум. 738) и ’Абу Муслимом ал-Хунзахи (ум. 1312). Заслуживает внимания недавно выдвинутая гипотеза востоковеда А.К. Аликберова (род. 1964). Проанализировав суфийский трактат «Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), написанный в конце XI — начале XII веков ’Абу Бакром Мухаммадом ибн Мусой ад-Дарбанди (ум. 1145), он пришел к выводу, что в основу легенды об ’Абу Муслиме легла биография шафи‘итского проповедника (хатиба) и аскета-подвижника, который жил и распространял ислам на Северо-Восточном Кавказе в Х веке. Уже в XI в. имя ’Абу Муслима аз-Захида было включено в состав «разрядов святых» (табакат ал-аулийа). Мистик ад-Дарбанди сообщает о нем ряд кратких, но крайне любопытных биографических данных (апокрифические сказания об ’Абу Муслиме, предания о его духовных связях и т. д.).

КРУММЕС, ФЁДОР ХРИСТОФОРОВИЧ (ум. 1849) — русский военачальник, генерал-майор с 06.12.1837 г.

ХОТУНЦЕВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1775–1818) — русский военачальник, генерал-майор (с 02.03.1799 г.), участник Кавказской войны. В 1798 году Хотунцев по собственному желанию переведен в Мушкетерский Миллера полк, а в следующем году произведен в генерал-майоры с назначением шефом Ревельского пехотного полка. Прокомандовав более 9 лет этим полком, Хотунцев 25 ноября 1808 года согласно Высочайше утвержденной сентенции военного суда за непристойное и неприличное обхождения с офицерами и жестокое наказание рядовых был отставлен от службы с тем, чтобы и впредь никуда не определять. 28 февраля 1811 года он был вновь принят на службу и назначен на Кавказ шефом Троицкого пехотного полка. В 1811 году Хотунцев, командуя отдельным отрядом в Карабахском ханстве, удачно защитил его пределы от вторжения персов, за что он получил особенное Высочайшее благоволение. В конце того же года он был командирован маркизом Паулуччи в Ширванское ханство, дабы принудить посредством переговоров, Мутафа-хана поставить необходимое количество провианта для русских войск, а также заплатить числящиеся на нем недоимки в дани. С 20 ноября 1811 года Хотунцев, командуя отдельным отрядом, участвовал в экспедиции против Ших-Али, хана Дербентского и Кюринского, ворвавшегося с лезгинами в пределы Кубинской провинции. В деле при Рустове (22 ноября) имея всего 877 человек и 2 орудия против 7000 лезгин, он нанес им полное поражение. У неприятеля было отбито 30 знамен и пало более 1000 человек. Кубинская провинция была очищена от лезгин. За эти действия Хотунцев был награждён орденом святой Анны 1 степени. В декабре того же года он находился во главе экспедиции против Сурхай-хана, хамбутая Кюринского, относившегося враждебно к России и пропускавшего через свои владения шайки лезгин. Хотунцев вторгнулся в пределы Кюринского ханства, сжег на пути деревни и 6 декабря нанес поражение Сурхай-хану при деревни Шахи. После этого он двинулся к столице ханства, крепости Кюри и выбив лезгин, находившихся 10 декабря под начальством сына Сурхай-хана, Нух-бека из сильной позиции у деревни Татархан, после непродолжительной бомбардировки (14 декабря) взял Кюра штурмом. После падения Кюри и бегства Сурхай-хана из пределов Кюринского ханства. За покорение Кюринского ханства Хотунцев был награждён орденом святого Георгия 3-й степени. В начале 1812 года Хотунцев был назначен военно-окружным начальником Кубинской и Дербентской провинции. Располагая весьма незначительными силами, он удерживал в продолжении почти 4-х лет в покорности воинственные народы Дагестана. Одними быстрыми и решительными движениями небольшого отряда войск он в 1812 году подавил восстание во владениях Уцмия Каракайдагского, куда бежал Сурхай-хан, подчинил России владения Уцмия и привел в подданство России Даргинский народ. За столь успешные действия Хотунцев получил Высочайшее благоволение. В 1814 году Хотунцев сдал Троицкий полк и был зачислен по армии. В конце 1815 года был назначен Ртищевым командиром резервной бригады, расположенной в Грузии и временно исполняющим должность правителя Имеретии. Скончался в отпуске в 1818 году.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛТЫПАРА, АЛТЫПАРИНСКОЕ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — лезгинское государственное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана с 1630 года по 1839 год. По данным генерала Ф.Ф. Симоновича (1760–1815), главным пунктом вольного общества было село сел. Каракюре (ныне село в Докузпаринском районе Дагестана), Х.-М. Хашаев (1909–1971) писал, что им было сел. Микрах (ныне село в Докузпаринском районе Дагестана). Столицей вольного общества было село Хнов (ныне село в Ахтынском районе Дагестана).

АХТЫПАРА, АХТЫПАРИНСКОЕ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — теократическое лезгинское территориальное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана от начала XVII века до 1839 года. Состояло из двух союзов сельских общин: Ахтыпара-1 и Ахтыпара-2. Административный центр — Ахты.

ГЕЛЬМЕЦ — село в Рутульском районе Дагестана. Центр Гельмецинского сельского поселения.

ЗАКАТАЛЬСКИЙ ОКРУГ — особая административно-территориальная единица Российской империи, самая малая самостоятельная (не входящая в состав губернии или области) административная единица России. В начале XX века — один из двух (наряду с Сухумским) особых округов, приравненных к губерниям. Административный центр — Закаталы. Площадь — 4033,7 км; Образован в 1859 году. В Закатальском округе действовало военно-народное управление, управлял им начальник округа. В административном отношении округ делился на 4 участка: Алиабадский Кахский Белоканский Джаромухахский. Округ располагался в северо-восточной части Закавказья, у южной подошвы Главного Кавказского хребта; граничил на северо-востоке с Дагестанской областью, на юго-востоке и юге — с Елизаветпольской, на западе — с Тифлисской губерниями.

КАХ — город, административный центр Кахского района Азербайджана. Расположен у подножия южного склона Большого Кавказа, на реке Курмух-чай.

КИШ (рут. Киш) — село в 6 км к северу от города Шеки в одноимённом районе Азербайджана. Расположено село на берегу реки Киш, у подножья горы.

КУБА — ныне, город в Азербайджане, в 168 км к северо-западу от г. Баку, административный центр Кубинского района. Располагается на северо-восточных склонах горы Шахдаг, на высоте 600 м над уровнем моря, на правом берегу реки Кудиал-чай в 28 км к юго-западу от железнодорожной станции Хачмаз.

КУРДУЛ — село в Рутульском районе Дагестана. Входит в Гельмецинское сельское поселение.

РУТУЛЬСКОЕ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — рутульское государственное образование в Южном Дагестане, образовавшееся в VII веке. В 1536 году рутульские беки в союзе с Шамхальством нападают, разоряют и сжигают сел. Ахты. В 1541 ахтынский бек, поддерживаемый Дербентским правителем, нападает, грабит и сжигает сел. Рутул. В 1542 году рутульцы, при поддержке г. Кубы, вновь разграбили сел. Ахты. В 1574 году в сел. Рутуле утверждается Гази-бек, представитель Шамхальской династии. Имя этого бека упоминается ещё несколько раз: в 1588 г. турецкий султан Мурад III (1546–1595) направляет Гази-беку грамоту о пожаловании ему ханства. Лет через десять уже персидский шах ‘Аббас предлагает Гази-беку оказать помощь цахурскому правителю Махмед-беку. В 1606 г. шах ‘Аббас жалует Гази-беку селение Нудгуши.

САМУР (цахур. Самур; рут. Самыр; лезг. ЧIвехер вацI) — река в России, в Южном Дагестане; по части русла проходит граница России с Азербайджаном. Является второй по величине рекой в Дагестане, частично пограничной с Азербайджаном. Исток находится в Рутульском районе Дагестана. От села Гарах до Самурского гидроузла по реке проходит государственная граница между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. Дельта Самура представляет собой отдельный биотоп, для которого характерны частые возникновения и отмирания русел, с постоянным размывом участков дельты в одних местах и их нарастанием в других. После прорыва в 2002 году русла Малого Самура в северном направлении здесь в акваторию Каспийского моря начала выдвигаться новая активно растущая дельта.

ХНОВ (рут. Хин) — высокогорное рутульское село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение «село Хнов» как единственный населённый пункт в его составе.

ШЕКИ — город, центр одноимённого района и одноимённой исторической области (ныне в Азербайджане). Расположен в южных предгорьях Большого Кавказа, в 77 км к северу от железнодорожного узла Евлах. До 15 марта 1968 года носил название г. Нуха.

ШИРВАН — историческая область в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от г. Дербент на севере до дельты реки Кура на юге. До XV–XVI вв. название — Шарван. В настоящее время — часть территории Азербайджана.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ВОЕННО-АХТЫНСКАЯ ДОРОГА — историческое название дороги по Шинскому ущелью через Главный Кавказский хребет. Соединяет город Нуха (теперь г. Шеки) и село Ахты в долине Самура на юге Дагестана. Построена в XIX веке. Самый высокогорный участок дороги — Салаватский перевал (2829 м) через гору Салават. Транспортное сообщение по Военно-Ахтынской дороге зависит от погоды на этом участке.

ШИРВАНШАХ, ШАРВАНШАХ — титул правителей Ширванского государства, созданного в пределах исторической области Ширван (на северо-востоке современного Азербайджана) и известного в исторических источниках как Государство Ширваншахов. Как отмечает востоковед К.Э. Босуорт (1928–2015), ширваншахи были этническими арабами, но были подвергнуты персизации из-за персидского культурного окружения. Они носили имена с героического иранского национального прошлого и претендовали на происхождение от сасанида Бахрама Гура.



ЛИТЕРАТУРА

 
1) Абдурахманов А. Ахты-наме — как памятник права [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusnauka.com/38_NNM_2016/Pravo/1_217458.doc.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.08.2018). — Яз. рус.

2) Айсар Ф. Тюрки и грузины у стен Дербента [Электронный ресурс] Режим доступа: https://alpan365.ru/tyurki-i-gruziny-u-sten-derbenta/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.08.2018). — Яз. рус.

3) Гогитидзе М., Бежиташвили Г. Генералы Коргановы на службе в русской армии [Электронный ресурс] Загл. с тит. экрана. Электрон. версия печ. публикации. — Систем. требования: Adobe Reader. URL: http://publications.ysu.am/(дата обращения: 24.08.2018).

4) Закарияев З. Ш. Эпиграфические памятники на арабском языке по истории Кавказской войны (новые данные) // МавраевЪ. Культурно-исторический журнал 2 (7) 2015. С. 48-55.

5) История развития колхозного селения Хнов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.opendag.ru/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.08.2018). — Яз. рус.

6) Корганов Иосиф Иванович [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/8pypcV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.08.2018). — Яз. рус.

7) Хотунцев, Николай Михайлович [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/8pxBkE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.08.2018). — Яз. рус.