Время и фриланс. Курятники, СМИ и фрилансеры

Виктор Балдоржиев
Курятники, СМИ и фрилансеры

Напомню, что тема и материалы - для моих потомков и земляков.
Наступили 1990-е…  СССР рухнул, железный занавес взмыл и исчез.
Руководители страны и регионов, то есть партийная верхушка, которая в последние десятилетия жила как хозяин всех закромов Родины и готова была присвоить эти закрома на, якобы, законных основаниях, активно начала реализовывать свои планы вместе с потомками и ближайшим окружением.
Стационарный защитник и одновременно бандит в лице государства отказался от своих обязанностей и покинул своих граждан, его роль взяли на себя не стационарные бандиты – группировки из разных слоёв общества.
Наивные правозащитники бросились устраивать демократию.
Общественное стадо осталось без пастухов и кормов.
Все вместе – стали разворовывать Родину. Кто и как мог, умел, был научен, насколько и кому позволяла совесть. Не умеющие этого делать стали вымирать. Биологический геноцид позже сменился на духовный…
И только некоторые фрилансеры, единицы в регионах, остались на своих местах, ибо им незачем было кидаться из крайности в крайность.  Они давно отвергли систему, ибо были индивидуалистами и ничего не боялись. Они ясно видели, что время с пугающей отчётливостью выявляет who is who. Ответы они знали давно.
Различий в обществе могло быть всего два.

1. Примитивные сообщества, которые обречены жить в «своих курятниках» и воспроизводить их со всеми обитателями с абсолютной точностью. Это люди вертикальных взаимоотношений и связей, которые живут по принципу: уклонись от верхнего, клюнь ближнего и обосри нижнего. Вся жизнь России, независимо от культурных, образовательных и финансовых уровней, – один такой большой и вечный курятник. Эволюция меняет условия обитания в курятнике и формы курятника, но не суть его обитателей. Незначительные изменения здесь возможны только в связи с общими эволюционными изменениями во всём мире, выдаваемые в России за свои успехи. Не более.

2. Единицы особей, изгнанных или ушедших из этого курятника, а потому воспитавших в себя ценности горизонтальных взаимоотношений и связей за счёт испытаний и самообразования. Говоря проще, относящихся ко всему и ко всем живых существам равностно, беспристрастно, с одинаковым сочувствием и пониманием. Все хотят жить и быть счастливыми.

Почему я об этом рассказываю? По очень простой причине. Именно такие фрилансеры сумели сохранить, развить имеющиеся средства массовой информации или создать новые, все остальные раньше уничтожали их, делая бесперспективными, они и сейчас пытаются присосаться к любому халявному изданию, ибо сайты и порталы для них уже недосягаемы. И они же, в силу невозможности развития в «курятнике» вынуждены были допустить до новых технологий людей, совершенно далёких от журналистики, от которых стали зависимы и сами журналисты «курятника» и принадлежащие им СМИ.
Не имея постоянного жилья и желания обитать в каком-нибудь «курятнике» я жил в художественных мастерских своих друзей, делал с ними заказы и, если случалось, выполнял свои текстовые заказы. Ведь принцип настоящего художника – халтурить, не халтуря. Для поддержания жизни в мастерской я организовал поток небольших гонораров из разных изданий области и страны. До 1991 года 3 рубля были большими деньгами!
Жизнь в мастерских и с художниками – лучшее время и учёба…
В самые трудные годы 1990-х я смотрел за своим отцом в деревне, где вручную организовал большое хозяйство – животноводство и картофельные поля (голландский картофель!), вырыл колодец. И продолжал заниматься заказами – переложениями, переводами и заказными материалами. И хорошо понимал записки Михаила Пришвина, который в годы революционных преобразований жил в деревне, выращивал картофель и наблюдал, копая с одного конца поля, как сельчане (крестьяне!) воруют клубни на другом конце поля.

К этому времени от пишущей машинки у меня уже болели пальцы.
Однажды, собираясь переводить очередную книгу, я спросил у заказчика о компьютере. Оказалось, что у него есть компьютер, но он не владеет этой технологией. Я попросил принести и компьютер, и руководство к нему на английском языке, который изучал самостоятельно. Это было до Pentium, он принёс Intel486DX. Прочитав инструкцию, я подключил клавиатуру и мышь, вошел в текстовый редактор. Было это в марте 1999 года. К тому времени я уже четверть века набирал слепым методом и, естественно, меня поразила мягкость компьютерной клавиатуры.
Через месяц я владел всеми программами и приложениями настольно-издательской системы, включая Adobe и программы вёрстки, а через два месяца написал маленькую внутри служебную брошюру «Азы издательского дела». К тому времени, я похоронил отца, оставил хозяйство родственникам и переехал в город, где стал главным редактором в частном издательстве, а через год – создал своё издательство.
Мы начинали с чёрной мастики и «Adast Romayor 313-314» 1980-х годов, с первых программ вёрстки, все редакционно-издательские и полиграфические виды работ переводили на новые и постоянно обновляющиеся цифровые технологии в те времена, когда чиновники играли на компьютерах в преферансы и «косынки»... За эти годы мы создали и издали в разных издательствах сотни книг, а они разворовали и развалили регионы и хозяйства.

И за эти же годы я создавал или возглавлял разные организации: от писательской до союза искусств. Но до сих меня удручает, когда человек утверждает, что владеет офисными программами, не имея понятия о стилях в простейшем Word. Однажды Путин заявил, что компьютеризация страны идёт успешно, хотя люди работают на компьютерах, как на пишущих машинках. В этом моменте я был и остаюсь солидарен с его утверждением.
Люди вертикальных взаимоотношений, признающие принципы «курятников» никогда и ничего не создадут и не изменят. Их удел – даже маленькие достижения общечеловеческой эволюции выдавать за свои.
Фриланс – это равностное отношение ко всем живым существам – от насекомых до президентов. Но главное условие существования – непрерывная деятельность и развитие в любых условиях, ибо они не бывают плохими или хорошими. Есть только процесс собственного развития, который нельзя останавливать.
Я написал этот пост для своих потомков и тех, кто собирается стать фрилансером, что означает жить своим умом и быть свободным, то есть ответственным человеком. Вряд ли кто расскажет моим потомкам так кратко об истории фриланса на постсоветском пространстве. Они должны это знать из моих уст.
И ещё одно непременное правило я бы хотел донести до них: никогда не пользуйтесь одноразовыми изделиями, используйте всегда новое. Даже если будете заниматься политикой. То, что использовано до вас и много раз никогда не даст победы или чувства удовлетворения от работы.

Продолжение следует.

На снимке: мои друзья, художники Забайкалья, с которыми прошли мои лучшие годы, обогатившие меня впечатлениями, воображением и представлением.