Время и фриланс. О рабочем инструменте

Виктор Балдоржиев
О единственном рабочем инструменте

Фрилансер должен уметь всё. В той сфере, в которой он занимается своими художествами или творениями. Тут нет никакой иронии.
Работа талантливого человека отличается от поделки бесталанного тем, что в ней совершенно не видно швов и усилий, а значит и равнодушия. Талант – весь в работе, как каждая клетка балерины в танце. Причём становится он таким сразу, после договора. И выходит оттуда с новым творением, обогащённый духовно и профессионально.
Деньги тут вторичны, они просто полагаются…
Самое торжественное в том, что такая работа должна быть обыденностью у большинства и для большинства. Исключением такая работа выглядит там, где о развитии человека ещё не было и речи, где о сортировке мусора не имеют никаких понятий, а жизнь подчинена правилу: «Нас толкнули, мы упали, нас подняли – мы пошли…» Откуда же тут быть понятию о фрилансе? Ведь это определение свободного человека.
Речь, естественно, о России и нас. Фрилансер здесь всегда одинок. Торжественность только в его душе. По умолчанию, честный и справедливый человек у нас – это несчастный человек. К тому же своими свойствами и качествами, которые выражаются в итогах его труда, он приносит несчастье другим. Труд его всегда лучше, чем у других. Более того: один фрилансер может занять сразу несколько рабочих мест. В общем, враг общества.
Например, из редакционно-издательских видов работ, по смете или калькуляции, я один могу делать почти все. Это означает, что начиная от замысла, я один могу довести работу до тиража. В фантастические для коллектива сроки. Сюда могут входить: разработка концепции, сбор информации, переложение, обработка, редактирование, компьютерный набор, редактирование, корректура, работа с графикой, верстка, дизайн книги, титула, обложки и т. д. и т. п.
Знание офисных программ на серьёзном уровне сегодня должны быть чуть ли не с рождения. Все виды работ фрилансера выполняются в программах НИС – настольно издательской системы. Эти же виды работ переходили от ручного набора до машинного (линотипного), от компьютерной вёрстки – до полиграфических машин, от бумажных носителей – до сайтов и блогов. Создание и размещение современного контента включает в себя ещё несколько видов работ.
Но даже в наше время почти каждый второй редактор не знает о стилях в простейших офисных программах, не говоря о слепом буквопечатании. Погубленные и разрушенные редакции и издательства – результат их «работы». «Где Вы Гастев с Керженцевым?» - вопрошал по таким поводам Маяковский.
А если мы коснёмся полиграфии? Почему же я, с юных лет, работавший с гартой, на линотипе, печатных машинах, не должен знать эволюцию полиграфии, как, впрочем, эволюции в других сферах?
Бюджетная (рабская) Россия всё ещё живёт в условиях, когда один думает, другой пишет, третий набирает, четвёртый верстает и т. д. и т. п. Фрилансер всё это должен делать один. И делает! А чем же должны заниматься остальные? Они боятся и ненавидят фрилансера: ведь он, как они думают, отнимает у них хлеб. Если я делаю 30 видов работ, то остальные 29 должны меня если не убить, то хотя бы отстранить от своих работ.
Это беда не фрилансера, это убожество общества, во всех институтах которого «работают» люди, не имеющие понятия о настоящей работе. Горы мусора в стране говорят об отсутствии понятия о сортировке и порядке. Мусор на улицах – это мусор в головах. Когда люди займутся прямым своим делом по профессору Преображенскому, тогда и не будет мусора. Повсюду.
В былые времена, вставая на место нерадивого печатника или садясь за компьютер наборщика, верстальщика или дизайнера, я советовал этим «работникам» подаваться в депутаты или чиновники. Там, как раз, собираются те, кто ничего не умеют или не способны делать. Раньше таких людей отправляли на паперть, а теперь они нашли места доходнее…
Общение с «деятелями», привязанными к государственной кормушке, ещё не самая неприятная сторона жизни фрилансера. Гораздо хуже, когда он вынужден соглашаться с тем, что люди могут делать работу некачественно и получать за это деньги, а сам он может потерпеть… Речь не только о бюджетниках. В России таких «деятелей» неизмеримо больше, чем ничтожный процент фрилансеров, бросивших вызов безработице и бездарности большинства.
На всякого фрилансера всегда найдётся смотритель всех учебных заведений России бессмертный Лука Лукич Хлопов, который принародно пожалуется, показывая на фрилансера: «Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Победить Хлопова трудно, но необходимо. Иначе фрилансер обречён на рабство, а раб это уже не фрилансер, ведь определяющая часть слова – free, то есть свободный.
Единственный рабочий инструмент фрилансера – сочетание непрерывно умножающихся талантов и знаний, которые включают в себя и терпенье, и труд. Этот инструмент непобедим при одном условии: фрилансер не должен останавливать свою работу ни при каких условиях.
Сознаю, что я привёл в этом сумбурном тексте весьма завышенные оценки и требования. Но без них фриланс немыслим.
Каким же был мой фриланс в 1990-х, когда казалось, что сосед душит соседа?

Продолжение следует.


............................................