Время и фриланс. Ярослав Гашек и выбор заказчиков

Виктор Балдоржиев
Ярослав Гашек и выбор заказчиков

Не знаю, из каких собак сшита современная российская журналистика, могу только догадываться. Насчёт собак: когда писателя (и фрилансера!) Ярослава Гашека в очередной раз выгнали из какой-то газеты, грустный, он отправился к своей Ярмиле и по пути подобрал низкорослую,  длинную собаку каких-то немыслимых цветов. Разноцветная собака радостно облизывала его. И тут его осенила идея: «Мы будем продавать собак!» Он организовал контору по продаже собак. Собак они ловили на улицах и помойках, в конторе их отмывали и перекрашивали, завивали, под любую породу. Клиенты были со всей Европы. А когда друзья спрашивали о происхождении первой собаки, Гашек отвечал, что сшил её из трёх собак разных цветов.
Извилисто, но я добрался до мысли, что фрилансу нигде и никто не учит. Всё учитель и всё ученик. «Собака» моего фриланса сшита из таких лоскутков и таких цветов, что вместе они образуют причудливую, но очень дорогую и живую картину. Там моя жизнь, философия которой в последние годы естественно приняла утверждение Ошо, что в мире происходят только чудеса и ничего, кроме чудес, не происходит. Также чудесно, что вся предыдущая моя жизнь была только предпосылкой для такой философии.
Гашек, видимо, не зря всплыл в памяти. Он был первым редактором бурят-монгольской газеты, а декреты ему переводили два грамотных буддийских монаха. Фрилансер Гашек, как и полагается, превратил в фрилансеров и монахов. Переводили они независимо друг от друга, находясь в разных комнатах: один с русского на старомонгольский (такая была грамота), которую передавали второму монаху-фрилансеру, обязанному перевести текст со старомонгольского снова на русский. Искажений тут не могло быть. Набирала тексты вторая жена Гашека Александра Львова. Не могла же его чешская Ярмила таскаться с ним по фронтам, лагерям пленных и политотделам красной армии в лютые морозы обовшивевшей Сибири.
Теперь не менее извилисто я дотянул до мысли, что фрилансер должен знать всё или чувствовать, что знает всё, а чего не знает тут же найти, дойти до сути темы, узнать всю подноготную и закрыть в подвалах памяти, чтобы каждый раз не бежать в библиотеки или не надоедать Google и Яндекс.
После Батожаба Цыбикова много бурят-монгольских авторов пытались склонить меня на перевод их произведений. И вот тут я скажу, что фрилансер сам должен выбирать заказчика. Дело это очень простое, ведь выбор всегда из двух групп людей: вертикальных и горизонтальных взаимосвязей.
Много раз меня спрашивали: как определить эти взаимоотношения и взаимосвязи? Тоже очень просто. По вибрации копчика, которая всегда отражается во всём облике. Даже у самого засекреченного шпиона. Но такая вибрация присутствует только у членов группы вертикальных взаимосвязей, где обязательная иерархия: хозяин – подчиненный. Естественно, это вертикальный курятник, где обязательно надо уклониться от верхнего, клюнуть ближнего и обгадить нижнего. Назовём это примитивной группой.
Люди горизонтальных взаимосвязей чураются таких курятников и взаимосвязей, а потому пытаются избегать их, хотя в России это невозможно. В любой ситуации у них всегда и со всеми только равные взаимоотношениях. По-другому они просто не умеют относиться к себе и людям. Назовём это группой равных и развитых людей. Но опять же развитость может  быть разного уровня… (Тут, наверное, надо остановиться, ибо мы уже приблизились к миру дурной бесконечности).

Не люблю я непонятные для большинства слова, но сегодня в моде словосочетание – эгалитарная группа, то есть люди, признающие только равенство.
Так вот: я выбирал авторов хотя бы приблизительно близких к этой группе. Их немного. Но мы взаимно обогащали и обогащаем друг друга.
Заказчиков всегда было довольно много. Они и сейчас есть, хотя лет десять я работаю в сети, где апломба и амбиций неизмеримо больше, чем в реальной жизни. Ведь признания здесь не нужны, достаточно своих.
Количество Заказчиков обеспечивает только такая фильтрация, а не «Что Вам угодно?» или «Любой каприз за Ваши деньги». При каком-нибудь ином подходе обман и кидалово почти гарантированы. Но это не страшно, страшнее, если Вы сами начнёте обманывать, а такие взаимоотношения станут обыденностью.
Теперь, когда я так извилисто и трудно поведал о некоторых принципах своего фриланса, могу рассказывать о друзьях и заказчиках, что для меня практически одно и то же. Или же о рабочем инструменте.

Продолжение следует.


...........................................