О корпусе янычар. Часть 2

Кузьма Калабашкин
Начало: http://www.proza.ru/2018/08/22/902


Согласно трактату, деятельное участие в начальной организации корпуса принимали суфии и связь  янычар с ними подчеркивалась даже формой одежды.

«Головной убор (БЁРК или КЕЧЕ), который носят ЙОЛДАШ (соратники), является (частью) облачения, которое носил Его Святейшество мевляна» (комментаторы полагают, что здесь автор имеет в виду знаменитого основателя суфийского ордена МЕВЛЕВИ, шейха Джалаладдина Руми).    

ТИФТИК (т.е. задняя часть головного убора янычар из ангорской шерсти, широкой полосой спускающаяся до плеч) - сделан «по образцу рукава Его Святейшества Хаджи Бекташа Вели» (основатель суфийского ордена БЕКТАШИЙА)

История этого рукава такова: как-то шейх Хаджи Бекташ, находясь в дороге со своим отцом, поранил о камень ногу. Увидев это, отец оторвал рукав своего плаща и велел Хаджи Бекташу  перевязать им рану. Однако тот  счел недостойным перевязывать ногу рукавом отца  «и с  благоговением надел рукав себе на голову.
Вот почему и Тимурташ Деде (сын шейха Хаджи Бекташа) велел янычарам носить (на БЁРК)  рукав.

Однако Эмиршаха-эфенди (один из потомков Джалаладдина Руми), -  иронически замечает автор, -  так и не уговорили носить головной убор с рукавом платья Тимурташа Деде  -  потому что, когда тот примерил на голову рукав,  это не придало ему красоты».

По мере того, как «в каждом походе янычары одерживали великие победы помощью Его святейшества  Хаджи Бекташа», на БЁРК появлялись украшения из золота и серебра. «Этот головной убор с благоговением носили сам султан Мурад Гази и Сулейман-паша Гази».

Позднее на БЁРК янычарских офицеров появился султан в виде метелки.
Автор пишет, что после  победы Баязида ЙЫЛДЫРЫМА над независимыми тюркскими бейлыками в Анатолии, несколько янычарских офицеров «отправилось, чтобы посетить священную могилу Хаджи Бекташа Вели — да освятит Аллах его драгоценную тайну!  Во время этого посещения они сделали из страусовых перьев метелку и смели ею пыль со священной гробницы».
После этого один из этих офицеров «взял в руки эту метелку и прикрепил ее себе на голову, сделав из нее нечто вроде украшения», а другие офицеры последовали его примеру».

Трактат подчеркивает, что законы и правила поведения янычар – те же, что  предписывал шейх Хаджи Бекташ своим дервишам.
Правда, - с горечью отмечает автор, - теперь (т.е. в 1606 году, когда предположительно был написан трактат) - эти законы и правила часто не исполняются.

Согласно закону, янычары, - кроме совсем старых и отслуживших свой срок солдат, - должны быть неженатыми. А сейчас, дав офицерам деньги «на молитвенный коврик», даже  АДЖЕМИ ОГЛАН  может получить разрешение на женитьбу.

«Новичок, только что заступивший на (янычарскую) службу (по правилам), исполняет обязанности КАРА КУЛЛУКЧИ (слуга для черной работы).
Служба КАРА КУЛЛУКЧИ заключается в том, чтобы убирать и подметать ОДА (казарму), чистить обувь приходящих в ОДА гостей и соседей, мыть столовую посуду, колоть дрова для ОДА, зажигать светильники, приносить с базара все необходимое …
К тем, кто, заступив на службу, не служил в качестве КАРА КУЛЛУКЧИ, уважения нет».

Теперь же многие из новичков не только обязанностей КАРА КУЛЛУКЧИ не исполняют, но и вообще не живут в казармах, а появляются там только в день выплаты жалованья.
Они не только с помощью денег добиваются самого высокого жалованья, и только заполучив его и став старшими (янычарами), приходят в ОДА. Они «еще и ОДАБАШИ (буквально: «старший по казарме») становятся. Такого рода люди ни правил не соблюдают, ни службы не несут.
В прежние времена янычары не были, как нынешние, сбродом …

Сейчас есть «совсем молодые люди, недостойные службы, которые дают деньги ОДАБАШИ и за короткое время становятся старшими и получают чин. Что повидал такой в жизни, чтобы быть командиром? Чему он научит?».

Нынешние янычары пьют вино и ленятся молиться, как это положено благочестивым мусульманам, поэтому «когда ОДАБАШИ посылает их на благочестивое дело, он должен приказать им не тратить большую часть денег на виноградное вино. Исполняющий обязанности ОДАБАШИ должен заставлять (янычар) совершать намаз. Да и сам он должен быть человеком благочестивым».

Касаясь денежных вопросов, автор пишет, что раньше  янычарские ДЮЗЕНЫ находились в прекрасном состоянии. (ДЮЗЕН – денежные суммы, получаемые янычарами:  жалование, деньги на экипировку, военная добыча, подарки и проч. Подарки иногда достигали довольно значительных сумм, например, при вступлении на престол нового султана, каждому янычару выплачивалось 3 000 акче.  Все эти средства хранились в общей кассе ОРТА и из них ОДАБАШИ выдавал деньги  янычарам по надобности).

Теперь же  ДЮЗЕНЫ … «либо перешли в руки гяуров, либо иссякли …
На те деньги, что положены на сукно, на базаре можно купить красного сукна для всех янычар. Однако (чиновники), занятые (обеспечением янычар) сукном, поступают не по совести, покупают (свою) службу за деньги, а от этого казне урон.
Да воздаст (им) Аллах всевышний по заслугам! …
АДЖЕМИ ОГЛАН (вообще денег теперь) не дают. Деньги эти пропадают среди ЧОРВАДЖИ (офицеров) и растрачиваются.  Закон падишахов не соблюдается. Это великий грех. Соблюдение закона необходимо».

Трактат отмечает, что с давних пор и до настоящего времени янычары несут охрану деревень от притеснений местной знати.
«Воистину, в те времена (янычары) так охраняли РЕАЙЮ, что те молились на падишаха».
А сейчас  эта служба покупается за деньги и разные проходимцы «грабят людей, притесняют и угнетают бедных подданных …
Подданные и РЕАЙЯ не должны подвергаться притеснениям и лишениям.

С тех пор как в очаг попал всякий сброд, ВСЯКИЕ ТАМ ТУРКИ, мало того, что они не идут в поход, сколько  (от них) беспорядков там, где они оказываются!» - пишет автор.

Раньше «остаться, не отправиться в поход, будучи янычарами, не смели, разве что кто-либо был болен. Да и те брали у кадия (составленное кадием) прошение (об освобождении от похода), а у одного из местных жителей - (подтверждающий) документ … и только тогда с трудом освобождались (от похода).

Ныне же - есть поход, нет похода - КОРУДЖИ (имеются в виду офицеры янычар, расквартированных в провинции) жертвуют своим жалованьем и начинают заниматься сельским хозяйством …

Другое великое новшество, иронизирует автор,  - купить (вьючную) лошадь и не пойти в поход.
Сколько (янычар) обязанных выступить в поход дают такой ответ тому, кто приехал собирать войско:  - Я (уже) купил лошадь,  а (сами) остаются.
(Да при этом ещё и) сообщают своему ЧОРВАДЖИ, сколько получают жалованья, чтобы тот учел (его в походе).

Нынче за деньги покупается решительно все. С тех не получишь — с кого получишь? Как возместишь взятку, которую дал сам?

Ни о тех, кто не выступает в поход, ни о тех, кто, не будучи янычаром, ходит (в этом звании), не становится известно.
Из-за них страна и подвергается разорению. РЕАЙЯ, … считая их янычарами, от страха не знают, что и делать. (РЕАЙЯ) попрана их насилиями.
За этим необходимо следить, чтобы те, кто, (не имея такого права), ходит в янычарах и грабит все вокруг, были известны. Это - новшество, которое надлежит расследовать и с которым следует покончить».

Стамбульские военные чиновники за деньги нелегально освобождают солдат, обязанных охранять крепости, от службы.
«Этого делать не следует, потому что страсть (чиновников) к золоту приводит к тому, что жалованье (таким солдатам) идет в двух местах.
Ибо их дефтеры (списки) уходят (в крепость). Жалованье там выдается по ним. Между тем, до тех пор пока (солдат) не прибыл (в крепость), его не вычеркивают из прежнего (списка).
По этой причине жалованье идет в двух местах.
Затем наступает (время) забрать обратно (незаконно выплаченное им) жалованье. Однако оно расходуется ага, (находящимися в крепостях и) заявляющими, что это (причитается им от) казны. (Таким образом, эти деньги) безвозвратно пропадают.
Это - новое дело, с которым нужно покончить …

В военное время обязанности янычар заключаются в том,  чтобы находиться в траншеях и вступать в сражение.  В траншеях они носят янычарский КЕЧЕ (или БЁРК – янычарский головной убор) … Без КЕЧЕ находиться там не полагается.
Ныне же (янычары), в нарушение закона, натягивают (на голову) ночной колпак либо чехол от ружья. Следует запретить (это), потому что КЕЧЕ имеет величественный вид.
Сто человек в КЕЧЕ кажутся врагу тысячью. Такой благородный убор носили (всего) три-четыре человека, посвятившие себя Богу.
Пренебрегая этим, (янычары) утверждают, что (КЕЧЕ) слишком тяжел для головы, чтобы (носить его) в траншеях, и (этим) покрывают себя позором …».

Ныне, в отличие от прежних времен, - отмечает автор, - «сановные лица, все держат при себе прислугу из янычар. А это запрещено.
Ни при ком не должно быть янычар … ибо никому, кроме аги очага (командир янычарского корпуса), не положено иметь в услужении янычар. Это незаконно. Ныне же янычары падишаха, состоящие на его жалованье и обязанные нести (боевую) службу в траншеях, пользуются милостями сановных лиц … (Таких янычар) нет (на своем месте) на поле сражения.
Следует (это) запретить».

Одной из обязанностей янычар в Стамбуле, - согласно трактату, - является тушение пожаров. Деньги на противопожарный инвентарь янычары получают от ШЕХИР ЭМИНИ (чиновник, ведающий возведением и ремонтом построек) и распределяют их по ОДА.

(Янычары) не должны зариться на имущество и провизию подданных. Одни должны тушить пожар, а другие, вместе со своими ЧОРВАДЖИ, (стоять) по сторонам и охранять: отбирать вещи у тех, кто занимается грабежом, и не допускать грабежа …

Среди тех, кто стал (янычаром) законным путем, нет таких, кто бы грабил добро мусульман, разве что это какой-нибудь худородный. Тот, кто стал янычаром неположенным образом, и грабит, потому что от сброда добра не жди …

В награду за эту службу им определена прибавка в пол-акче.
Отличительные знаки (за отвагу на пожаре) вручают тем, кто их заслужил, а оставшиеся (знаки) сжигают, потому что они положены не всем.
Если будут выдаваться все отличительные знаки, … то (число их) будет слишком велико, да и казне от этого вред».

Наказания в чём либо провинившихся янычар, - согласно трактату, -  производятся вечером в помещении ОРТА в присутствии старейших янычар.
«Старейшие высказывают свое суждение (относительно наказания), и тогда АШЧИ бьет виновного (перевод термина АШЧИ мне найти не удалось - К.Калабашкин)
Сильно провинившемуся наносят 80 палочных ударов. Закон таков. Назначать более восьмидесяти ударов незаконно. По закону положено назначать до восьмидесяти палочных ударов, в зависимости от рода проступка и его тяжести.
Бьют (палкой) длиною в локоть.
Некоторых заставляют лечь и подвергают лишь выговору, но не бьют...

ИТАК, РАССКАЗАНО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО, О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В (ЯНЫЧАРСКОМ) КОРПУСЕ.
СОГЛАСНО (РАССКАЗАННОМУ), НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ДРЕВНЕГО ЗАКОНА КОРПУСА ТАК, ЧТОБЫ ПОВСЮДУ (ЯНЫЧАРЫ) ПРОЯВЛЯЛИ ДОБЛЕСТЬ И ОТВАГУ, КАК ДЕЛАЛИ ОНИ ЭТО ВО ВРЕМЕНА ПРЕЖНИХ СУЛТАНОВ.
РАССКАЗ О ДЕЛАХ ЯНЫЧАР - ТРУД НЕЛЕГКИЙ» - заключает автор одну из глав трактата.
И он, конечно, прав.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/26/823