Глава 4. Попытка перевода в Магадан

Анатолий Бабенко 2
 Вернувшись в ноябре, я решил делать всё, чтобы перевестись служить на другой флот – Северный или Тихоокеанский.
  В июне 1980 года  узнал в отделе кадров, что требуется замена  командиру подводной лодки из Магадана. Написал рапорт на имя командира бригады о переводе меня. Получил ответ это прерогатива командира дивизии. Вы напишите свою резолюцию. Ни какой резолюции я не получил на рапорте  и пошёл к командиру дивизии. Он на моём рапорте написал х - - , х - -,х- - тебе служи здесь. А в Магадан отправили капитана 3 ранга Рысакова  Владимира, командира подводной лодки С-217. Он не хотел  служить на Тихоокеанском Флоте. В день Военно-Морского флота, я участвовал в параде кораблей в Севастопольской бухте на подводной лодке С-348. Командиром, этой лодки был капитан 3 ранга Ф.Ермалюк. С ним мы начинали службу лейтенантами  на подводной лодке С-384. он был в отпуске по семейным обстоятельствам (похороны мамы). Совершив переход из Балаклавы в главную базу. Встал первый в линии из трёх лодок на бочки. Впереди стоял большой противолодочный корабль «Скорый» им командовал капитан 3 ранга А.В.Ковшарь. С ним мы учились на командирских классах.
 При постановке на бочки заведя носовые концы.  Стал заводить кормовые и здесь мне пришлось познакомиться с крайне удивившем меня старпомом подводной лодки -  капитаном 3 ранга Лупаковым. Я подвожу  корму, и кормовая швартовая команда подаёт швартовые, там не принимают. Спустившись с мостика?  Вышел на корму говорю старшему, почему не принимаете концы? Мы концы обматываем бинтами.  Делаете глупую работу, пока все корабли не встанут и не вытянутся в линию,  ваши концы будут в воде и грязными. Приняли и мы завели концы серьгой. На следующее утро, когда встали все корабли в нашей линии. Наблюдали результат обмотки концов «чёрными» бинтами, подводной лодки стоящей по корме и возмущение доктора разорили всю укладку (большая медицинская аптечка на подводных лодках).
  Стояла жаркая погода – лето было в разгаре. Определил работать экипажу до обеда, если не уложимся, тогда будем работать и после ужина. Экипаж был дружный и мы всё успели.
  Командующий определил лучшим кораблём по внешнему виду и содержанию. Было очень приятно. Так как две другие подводные лодки были с другой бригады. Старшим был определён командир этой бригады капитан 1 ранга Б.М.Царёв. Это уже был другой офицер не тот, о котором я писал ранее как начальник штаба 155 бригады подводных лодок.
    После обеда, через два часа после приёма пищи организовали купание личного состава и душ на кормовой надстройке. Сколько я выслушал на чисто русском языке указаний одному его «величеству» известно. Я прекрасно понимал, если на одной подводной лодке личный состав купается и моется под душем, а другим запрещено. Естественно они ка-пали на меня своему командиру бригады. Но результат оказался в мою пользу. Личный состав совместно с офицерами и мичманами отлично поздоровался,  и улыбались прохождению командующего. Командующий определил лучшим кораблём на параде.
  Но странное, и не очень для меня приятное произошло через месяц. Я всё надеялся о переводе для дальнейшей службы в Магадан. Приказ  Главнокомандующего ВМФ о назначении меня командиром С-147 войсковая часть 36195. Место базирования Севастополь, был для меня сигналом – служить мне на Чёрном море до конца службы на флоте. Сдав дела на подводной лодке С-70 капитану 2 ранга Анатолию Николае-вичу Балашову, я принял у него дела на подводной лодке С-147 (СС- 552 перевели в науку).
    Анатолия Николаевича я хорошо знал и уважал. Это грамотный командир и когда мне пришлось выполнять обязанности штурмана подводной лодки С-100, он был командиром С-96. Я  удивлялся, почему таких командиров не назначают на вышестоящие должности.
 Дважды орденоносец, колоссальный опыт службы!
   Сдав задачу, подготовка подводной лодки к плаванию стали отрабатывать элементы задачи плавание подводной лодки.
  Экипаж подводной лодки:
   -старший помощник командира старший лейтенант Серебряников В.;
   - заместитель командира по политической части старший лейтенант Данильченко В.И.;
   - командир электромеханической боевой части капитан 3 ранга Касьяненко В.;
   - командир штурманской боевой части лейтенант Дрябин Г.;
   - командир минно-торпедной боевой части лейтенант  Аглиулин Х.Ф.;
   - командир боевой части связи, начальник радиотехнической службы старший лейтенант Храмов В.;
  -командир моторной группы старший лейтенант Дмитриев В.И.;
  - начальник медицинской службы старший лейтенант м\с Борминцев Е.
 Мичманский состав:
-главный специалист СПС старший мичман Смирнов Г.Г.- мастер военного дела;
-главный боцман, старшина команды рулевых сигнальщиков старший мичман Черников В
- мастер военного дела;
- старшина команды торпедистов старший мичман Атаманчук В.М.- мастер военного дела;
 - старшина команды радиотелеграфистов старший мичман Хруслов С.- мастер военного дела;
  - старшина команды трюмных машинистов старший мичман Мищенко М.М.;
  - старшина команды мотористов старшина 1 статьи Жук В. (срочная служба).
  - старшина команды электриков старший мичман Новиков С.И.;
  - химик санитар - инструктор старший мичман Мирошниченко А;
  - старшина команды снабжения мичман Шиян В.;
  -старший кок инструктор мичман Сахаровский В.
   После сдачи задачи два (плавание подводной лодки) нас стали использовать в режиме обеспечения противолодочных сил и авиации флота. Эта лодка была оборудована «Упаками»  установкой для выстреливания  из  под воды горящих всплывающих буёв в количестве восьми штук. Находясь под водой в соответствии с заданием, выстреливали буй для обозначения своего места.  Буй загорался и горел 15-25 минут.
   Обеспечение противолодочных сил и науки происходило в жёстком режиме. Обеспечив в одном районе, всплывали и переходили в другой. На переходе получали план
обеспечения. Затем заходили на рейд Балаклавы, катером подвозили продукты. И на каждый выход новый командир боевой части пять (электромеханической части). Штатный  капитан 3 ранга В.В. Касьяненко  приболел и не мог по состоянию здоровья служить на лодках. Так за 12 дней обеспечения на подводной лодке было 5 командиров боевых частей 5. И вот в очередной раз, прибыв на рейд Балаклавы, отправив на катере старшего помощника с командиром БЧ-3 и интендантом за планом, буями и продуктами на берег. Продолжали зарядку аккумуляторной батареи. Вдруг вахтенный офицер докладывает к нам подходит катер с начальником штаба бригады капитаном 2 ранга Погореловым Ф.И.. Я поднялся на мостик. Катер ошвартовался  и на борт подводной лодки поднялся капитан 3 ранга, а катер отошёл от борта. Начальник штаба крикнул это ваш родной командир БЧ-5. Познакомился, это был капитан 3 ранга Ермолаев Леонид Николаевич. Он перевёлся с Тихоокеанского флота  из Магадана. Я сказал ему, что мы сейчас делаем зарядку и через 4 часа будет погружение в полигоне боевой подготовке №38 обеспечение авиации. Он спустился в лодку и через 15 минут поднялся на вверх. Мне всё понятно, но почему вы под водой плаваете с креном 1 градус на левый борт. Я обрадовался и говорю, вы сделайте, чтобы его не было. До этого я всем командирам БЧ-5 говорил  такого не должно быть. Мне объясняли это из-за цистерны бидистилата. При первом погружении я убедился, что это очень грамотный и с большим опытом офицер. Он влился в коллектив и стал уважаемым. В этот период произошла смена старшего помощника  командира. Старший лейтенант  Серебряников В.  был заменён приказом командующего на капитана лейтенанта  Черкасова В.  Просто обидно,  когда в таком возрасте тебя снимают с должности из-за пьянства (до этого старшим помощником был капитан 3 ранга Ничик Ю.М.) Подводную лодку в бригаде и дивизии называли « летучий   голландец»,  члены экипажа называли «Чернопопой  Луизой».
  Потом командование бригады решило ввести лодку в линию, несмотря на перевод её в «науку». Я был рад оказаться на боевой лодке.
    В период отработки задачи применения оружия и отработки противолодочных задач в соответствии с «Курсом дизельных подводных лодок». Произошло несколько интересных моментов. Так при стрельбе в дуэльной ситуации лодка по лодке (ПТ-3). На борту подводной лодки был старший заместитель командира бригады подводных лодок капитан 2 ранга Евстафьев Альберт Мефодьевич. Он рассказал, что при стрельбе Б-498 (Ю.Ничик) последовательными залпами по ПЛ., уклоняющейся за барьером помех средств гидроакустического противодействия были утоплены все 4 практические торпеды, он погрузился с открытыми передними крышками на 150 метров. Я спросил, как это могло произойти вы, и командир прекрасно знаете, что практические торпеды ограничены 150 метрами. Он ответил, командир утверждал, погру-жался  до 150 метров, чтобы оказаться в лучших для лодки гидроакустических условиях. Но удивительно командир, бывший командир БЧ-3 (минёр), заместитель командира бригады, бывший командир БЧ-2-3 и не знали, что противолодочные торпеды при выстреле делают мешок  до 70 метров. И это было на лодке инициаторе, но для них всё прощалось. (Между прочим, практические торпеды очень дорогое удовольствие).
  В декабре мы закончили отработку всех требований Курса дизельных подводных лодок и были введены в первую линию. 10.01.1981 года  загрузив специзделия подводная лодка,  заступила в боевое дежурство, имея  предназначение обеспечение науки, СС-552. А подводная лодка   С- 287 под  командованием капитана 3 ранга Лупакова  всё ещё не могла войти в первую линию. Хотя на ней произошла смена командира, ушёл для прохождения дальнейшей службы в штаб флота капитан 2 ранга Пономарёв А.С..

    Но 15.01.1981 года пришла директива от генерального штаба вывести подводную лодку СС-552  из сил боевого дежурства. До этого у нас был разговор с командиром бригады  капитаном 1 ранга Царёвым Б.М. , что в соответствии с документами мы предназначены для обеспечения науки и не можем нести ядерное оружие.  Хотя я истинно хотел служить на боевой лодке.
  В этот момент я подумал, что хоть в отпуск пойду за 1980 год. Но не угадал, и началось, все подводные лодки стоят в базе, а С-552 в море. Флот был большой, корабли готовились к боевой службе и должны иметь наработку по подводной лодке. 
  22 февраля после возвращения с моря очередного обеспечения получаю приказ командира соединения, 24 февраля пойдёте на обеспечение противолодочных сил Румынии в порт Мангалию. Старшим пойдёт заместитель командира 155 бригады капитан 1 ранга Касьянов Анатолий Алексеевич. Докладываю через пять суток, выходит срок «СБР» размагничивания, а он действует один квартал. А там район опасный от мин, выставленных в период войны. Вот так работает штаб и орган планирования 153 бригады.И также вы обещали отпустить командира в отпуск за предыдущий 1980 год. В ответ получил приказание готовить подводную лодку к выходу  в Румынию, пойдёт капитан 3 ранга Чикин А..М. Пришлось поверить командиру соединения, 23 февраля подводная лодка СС-552 проходила «КИМЭС» и в 17часов 40 минут была ошвартована к третьему причалу в бухте Южной. Были произведены замеры, и магнитное поле было приведено в норму. Я уверенный в исполнении указаний командира бригады остался на подводной лодке, отпустив максимальное количество офицеров и мичманов домой. Зарядку пришлось делать своими машинами. Представляете, все отдыхают, а экипаж подводной лодки  СС-552 прогуляв 5 часов на (КИМЭС) стучит на половину города своими дизелями. Утром по прибытию всего экипажа в назначенное время 06 00 сделали приготовление к выходу подводной лодки в море.
   Прибывает капитан 3 ранга Чикин А.М. и капитан 1 ранга Касьянов А.А. Я выхожу, сдав рапортами дела капитану 3 ранга  Чикину А.М.,  докладываю капитану 1 ранга  Касьянову А.А., подводная  лодка к выходу готова. А кто пойдёт командиром? Задаёт вопрос капитан 1 ранга  Касьянов А.А. командиру 153 бригады капитану 1 ранга Царёву Б. М.. Тот отвечает капитан 3 рана Чикин А.М..
   Капитан 1 ранга Касьянов отвечает, я в море с ним не пойду. Командир бригады поворачивается ко мне и говорит, идти придётся вам. Я естественно возмущаюсь, немытый, в грязной форме одежды, и позориться в Румынию?
  Выделили машину, я поехал домой умылся, взял чистую форму одежды и вышли в море. Погода была штормовая море 4-5 баллов. И главное прогноз плохой на трое суток, а лодку погнали. Ветер восточный до 25 метров и вход в Мангалию при нём практически не возможен. Это мы узнали, когда подошли. Навстречу нам выслали буксир одновальный типа  «Лебедь», который методом лидирования указывал нам вход в аванпорт. Он шёл впереди в 2 кабельтовых  курсом 270 градусов, когда стал поворачивать на 0 градусов для входа, его крен достигал до 15-18 градусов. Капитан 1 ранга Касьянов А.А. говорит, давай не будем входить. Вход в порт был сделан наращиванием искусственного волнолома. Я ему говорю, мы не знаем глубин ведь (раньше надо было принимать решение) почему он нас лидирует. Решили входить. И всё время меня торопил, переходи на моторы. Я объяснял ему  перейду под электромоторы после поворота на курс 0 градусов очень
сильный ветер и большая волна под моторами можем не удержаться на курсе. Перешёл на моторы при входе за волнолом. При повороте влево начал отработку правым мотором средний назад при руле лево руля. Затем прямо руль и оба мотора малый назад подводная лодка остановилась под килём 1 метр. Встали на якорь. Волна гуляла на внутреннем рейде метра 1,5, и нос било о грунт. С разрешения капитана 1 ранга Касьянова заполнили первый номер,  и нос упёрся в грунт. Так мы простояли трое суток, на четвёртые сутки румыны по радио говорят надо вам   выходить на разведку. Я передал, что у вас  всепогодные надводные корабли и буксир, произведите разведку сами. Простояли ещё сутки. Передали нам задание через переводчика капитана 2 ранга Симеона Иона.
 Утром первые вышли  противолодочные корабли.  За ними вышли мы. Построились в строй впереди 3 кабельтова корабль и по бокам в 2 кабельтовых  по кораблю. Пришли в район через три часа, была зыбь 2 балла. Погрузились в точке погружения, я предупредил руководителя. В точку погружения  можете подойти только через 30 минут после моего погружения. Румыны ответили, поняли нас. В задании  были указаны точки поворотов и глубины погружения подводной лодки на каждом  курсе. При обеспечении работали старые станции советского производства и через два часа после погружения, появилась ещё одна низкочастотная станция. Долго решали с капитаном 1 ранга Касьяновым А.А. вопрос о всплытии на разведку. Я ему докладывал, что источник находится дальше всех и пеленг на источник практически не меняется. Всплыли и обнаружили четыре цели. Три противолодочных корабля Румынии и одно большое белое судно. С фотографировав его погрузились. Закончив обеспечение, всплыли и сразу получили по радио спасибо за работу, почему меняли глубину. Естественно ответили, глубину меняли на всплытии по окончанию обеспечения. Опять построились в тот же ордер, начали движение в Мангалию.

     Но визуально четвёртого судна не было видно. И только на РЛС обнаружили большую цель, следующую в сторону порта Констанца. Так происходило ещё пять выходов. Но мы больше не всплывали, а как только всплывали на РЛС, наблюдали удаляющуюся цель. После первого всплытия я предупредил всех офицеров о том, чтобы нигде в беседе не проговорились о всплытии. И вот последний день на переходе в район поднимаюсь на мостик и вижу по корме большое  белое судно под флагом Китая в дистанции 20 кабельтовых. Отругал вахтенного офицера, почему вы с сигнальщиком не наблюдаете должным образом за горизонтом. Стоял начальник РТС старший лейтенант Храмов В.. ответ мы же идём в охранении. Спросил как горизонт на станции поиска «Накат-М» - горизонт чист.
     Я приказал вызвать на мостик всех вахтенных офицеров, спрашиваю вахтенного офицера, почему не работаете радиолокационной станцией. Ответ идём в охранении трёх противолодочных кораблей Румынии. Здесь меня прорвало по корме идёт судно, в ту пору у нас были очень плохие отно-шения с Китаем. Столкновение научно-поискового судна
 « Академик Берг» с гвардейской атомной подводной лодкой «К-56» вы знаете. Она тоже шла совместно с крейсером «Владивосток» и большим ракетным кораблём «Упорный». Все молчали, и я напомнил им этот трагический случай. А сейчас изложу его Вам уважаемый читатель.
  «  Гвардейская атомная подводная лодка «К-56» возвращалась домой. Настроение у подводников было приподнятое: только что они выполнили ракетную стрельбу по мишеням совместно свыше указанными надводными кораблями. С самолёта - наблюдателя доложили: мишени горят. К тому же по возвращении на базу офицерскому и мичманскому составу предстоял отпуск. У многих уже были  в кармане билеты на самолёт.
  На лодке в тот выход было два экипажа. Первый – штатный, капитана 2 ранга Александра Четырбока, второй – капитана 2 ранга Леонида Хоменко с АПЛ «К-23». Командовал подводной лодкой Л.Хоменко. Старшим на борту был заместитель командира дивизии атомных подводных лодок капитан 1 ранга Л.Сучков.
  Часы показывали полночь. «К-56» со скоростью 12-14 узлов шла в надводном положении. Видимость прекрасная. Старпом капитан 2 ранга В.Петров, нёсший в рубке командир-скую вахту, как и все, был в хорошем расположении духа: отстрелялись успешно, впереди новое назначение  - должность командира одного из атомоходов. Это был его последний поход в должности старшего помощника.
  На подходе к мысу Поворотному с «К-56» дали «радио» на корабли: «Благодарим за обеспечение. Следуйте своим курсом. Мы идём в свою базу. Всего доброго». Лодке предстояло вскоре сделать поворот, а надводным кораблям следовать во Владивосток.
  Через некоторое время  на РЛС кораблей обнаружили, что на субмарину идёт какая-то цель, опасно сближаясь по курсу, о чём с крейсера  «Владивосток» и было тотчас сообщено подводникам. Они ответили, мол, не беспокойтесь, мы всё видим, расхождение будет нормальным. А через несколько минут  подводная лодка, и цель слились на экранах РЛС кораблей воедино. Почувствовав неладное, «Владивосток» сразу же, резко изменив курс, рванул к «К-56».
  Мощный удар в правый борт  сотряс корпус подводной лодки, где отдавшись власти сна, отдыхали подводники. Лодка получила крен на левый борт. В пробоину (около 5м Х 1м) Во 2-к отсек хлынула забортная вода. Из 2-го отсека тотчас выскочили отдыхавшие там оба командира  - Хоменко и Четырбок и ещё несколько подводников. Раздалась резкая команда: «Задраить переборку!» Приказ исходил от командира электромеханической  боевой части -5 капитана 2 ранга Пшеничного. Переборку мгновенно задраили. Так ценою собственной жизни механик и 26 находившихся там офицеров подводников, изолировав себя во 2-м аварийном отсеке, давали возможность спастись остальным и сохранить на плаву подводную лодку.
  Как и положено, в таких случаях, сразу, как только во 2-м отсеке задраили переборку изнутри, со стороны 3-го отсека в зубья кремальеры вставили болт, наглухо, блокировав 2-й.  Капитан 2 ранга Л.Хоменко, спасая людей и подводную лод-ку, посадил  её на песчаный берег бухты в районе мыса Гранитного.
  Что происходило в последние минуты накануне столкновения и сразу после него на мостике  судна «Академик Берг» и подводной лодки «К-56», как так получилось, что они не смогли разойтись?
  Из показаний Ивана Марченко, бывшего капитана НПС «Академик Берг»: 13 июня 1973 года в 21час 30мин. НПС «Академик Берг» снялся с якоря в Находке и пошёл на выход из залива Америка. Подводной лодки на острых курсовых  углах видно не было (пару раз какая-то цель мелькнула на экране РЛС и всё, больше не появлялась). Наблюдая визуально ходовые огни, мы думали, что идёт катер, тем более, что подводную лодку и катер по ходовым огням не отличишь. В 00.00 часов на вахту заступил 2-й помощник  С.Куксенко. Тогда же видимость ухудшилась до 1-1.5 мили. В 00часова 05 минут видимость ухудшилась до 0.5 мили. Я покинул мостик и пошёл сначала в штурманскую рубку, а затем к себе в каюту переодеться. В этот момент и произошло столкновение. Часы показывали 01час 00минут. Я тотчас выскочил на мостик Лодка тащила, разворачивая, за собой, наше судно (у неё водоизмещение раза в 3 больше нашего. А не могли отличить от катера). После этого я сразу же принял управление судном на себя.
 Здесь же в горячке чуть было не ударил 2-го помощника. Дело в том, что, когда я покинул мостик, он для проверки района на предмет выявления наличия косяков рыбы на 20 градусов самостоятельно  изменил курс и не поставил меня об этом в известность. Вскоре после столкновения лодка исчезла из нашего поля зрения, и мы, было, подумали, что она утонула. Потом получили сообщение о её местонахождении, и пошли к ней.
  Из показаний командира подводной капитана 2 ранга Леонида Хоменко: 14.06.73года
00.00. Видимость полная, работает РЛС, наблюдение повышено.
00.30. Слева начал находить  туман. Мыс Поворотный был ясно виден.
По согласованию с контр-адмиралом Кругликовым, находившимся на крейсере «Владивосток», капитан 1 ранга Сучков дал распоряжение старпому капитану 2 ранга Петрову следовать самостоятельно, но командиру лодки об этом доложено не было (на этот момент на лодке уже имелось предупреждение с крейсера о встречном судне).
 00.55. Включён поисковый радиолокационный приёмник. До его выключения, кроме работы РЛС на крейсере, работу других РЛС не обнаружили (странно, почему не обнаружена работа РЛС «Академика Берг», хотя по утверждению его капитана, она работала?).
00.56. По часам командира на лодке начали подавать туманные сигналы. Командир почувствовал, что лодка начала отрабатывать задний ход.
00.58. РЛС подводной лодки начала работать на обзор.
Поздно! В 01час 00 минут тяжёлый форштевень  НПС «Академик Берг» вонзился в прочный корпус гвардейской атомной подводной лодки «К-56» в районе 2-го жилого отсека и частично 1-го отсека.
 Как показало расследование причиной трагического инцидента, было невыполнение Международных правил по предупреждению столкновений в море (МППСС), кои распро-страняются и на подводные лодки, идущие в надводном положении, выключенная на 28 минут радиолокационная станция на субмарине (и это в тумане, ночью), низкая организация дежурно – вахтенной службы, беспечность, расчёт на авось.
  Скажем проще. В той ситуации подводная лодка должна была уступить «дорогу», подождать, когда пройдёт судно «Академик Берг». В свою очередь на судне, видя, что этого не происходит, и лодка продолжает опасно маневрировать по курсу, обязаны были, хотя бы застопорить ход и дать предупреждение световыми сигналами. Увы. Ничего этого сделано не было. А ссылка капитана судна на то, что, дескать, их РЛС подводную лодку не обнаружила и они думали, что это катер, выглядит, по меньшей мере, не убедительно, так как размеры цели «подводная лодка» и «катер» явно несоизмеримы.
     Министр обороны СССР маршал А.Гречко не дал добро на привлечение к уголовной ответственности офицера В.Петрова, в связи, с чем автоматически освобождалось  от ответственности и гражданское лицо – С. Куксенко, которые в момент столкновения несли командирскую и капитанскую вахту соответственно. Произошло это, по ряду свидетельств, из-за нежелания  огласки  случившегося, где вина флота в лице старпома подводной лодки В.Петрова просматривалась довольно основательно. Впрочем, не только Петрова.
   С министром обороны был солидарен и главком ВМФ СССР адмирал С.Горшков, дескать, и так много крови, не надо  никого судить, пусть эта трагедия послужит всем памятным горьким уроком (Контр-адмирал А.С.Берзин)». (Каким уроком не доводили до подводников).
  Когда я учился на 6 Высших Специальных Офицерских ордена Ленина Классов ВМФ, со мной учились два капитана 3 ранга  Ю.Пищальников  и В.Губин. они рассказали об этом очень подробно. Зачем скрывать. Ведь горькая правда, принесёт больше пользы. Ведь всё равно сарафанное радио донесёт этот трагический инцидент до всех. А вот анализа и выводов для обучения и не повторения таких грубых (я бы сказал преступных действий) ошибок не было.
    И здесь поведение МО СССР маршала А.Гречко и Главкома адмирала СССР  С.Горшкова вызывают у меня лично удивление. Принятие решения ими по трагическому случаю с Б-37 и её командиром капитаном 2 ранга А.С.Бегеба и командующим Северным Флотом адмиралом А.Т.Чабаненко. Снятие с должности Командующего  и предание к суду командира подводной лодки, не дождавшись объективного расследования. Здесь моё мнение сказался возраст этих начальников и желание остаться при должностях.

  После доведения случая «К-56» и НПС «Академик Берг» до вахтенных офицеров я обратил внимание их на то, что Румыния это даже не Болгария.
   Перед погружением я запросил  по радио у старшего начальника штаба дивизии капитана 1 ранга Аряма Сава, что за разведывательное судно находится в районе. Ответили, работает с нами.
   После всплытия в надводное положение передали кальку маневрирования на малый противолодочный корабль Румынского флота. Получили по радио спасибо за обеспечение, Вам следовать в Севастополь счастливого плавания.
  Погода стала свежеть, к 22 00 часам разыгрался шторм. Опять голова ноги северо-восточный ветер до 20 метров в секунду. В четыре часа утра уже дул сильный западный ве-тер до 25 метров в секунду классический «господин – Циклон» (ветер меняет своё направление против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке в южном полушарии). Это было 6 марта и все хотели прийти в Севастополь поздравить своих женщин. Задал вопрос капитан 1 ранга Касьянов Анатолий Алексеевич – когда придём в базу? Ответил ему в 14.00  7 марта. Он сказал спасибо, если придём чуть ранее, будет просто прекрасно. Затем подходит командир боевой части пять Ермолаев Л.Н. (электромеханическая боевая часть) и говорит надо поработать дизелям на полном ходу.
 Я говорю  а «топлива хватит», как насчёт экономии? Анато-лий Яковлевич хватит вокруг Европы и обратно. Вы же знаете, Командующий Флотом адмирал Ховрин Николай Иванович издал приказ раз в месяц ходить полными ходами 1 час. Приятно когда тебе предлагают решение вопроса и грамотно обосновывают. Я ответил ему ну 1 час пойдём скоростью 15 узлов, но это не решит проблему. На что получил обстоятельный ответ остальное время  пойдём самым средним ходом. Повернувшись к нему, а разговор состоялся на мостике я сказал самое главное безопасно и контроль за пополнением топлива в расходный бак. Погода свежая и оставаться без хода не очень приятная картина.
   Весь этот разговор между нами слышал Анатолий Алексеевич, но ничего не сказал, спустился вниз. Волна была в кор-му и подводная лодка СС-552 «летучий голландец» как её называли все подводники в 153 бригаде подводных лодок, стремительно двигалась в сторону Севастополя. Экипаж в это время всё чистил и драил, никого не надо было контролировать. В 0700 мы были на подходе к главной базе. Это была суббота, и рейд Севастополя был пуст. Меня это очень удивило, но когда мы вошли на рейд, то увидели, вода взбаламучена  и жёлтого цвета. Запросили добро у оперативного дежурного охраны водного района на вход в базу. Прослушали его переговоры по радио с оперативным флота. Какая подводная лодка (ОД флота) – СС-552(ОД – ОВРа)? Так  она должна быть ещё миль за сорок от рейда (ОД флота). Потом  уже, когда я служил на командном пункте флота, понял смысл этих переговоров. Был подготовлен утренний доклад Командующему флотом  и нанесена позиция  ПЛ на карте утреннего доклада. Но стоял оперативным флота капитан 1 ранга М.А. Сибилёв. Опытный подводник дал добро на вход.   Ошвартовались у четвёртого причала с юга третьим корпусом. Так много было лодок в бригаде в тот период. Капитан 1 ранга Касьянов Анатолий Алексеевич вышел, поблагодарил за выход и сказал хороший у вас экипаж. Это было приятно слышать от опытного  и уважаемого мною подводника. Особенно запомнились его слова о командире боевой части пять капитане 3 ранга Ермолаеве Леониде Николаевиче. Он вообще, когда  спит? Очень ответственный и грамотный. А вода была жёлтой на входе и в бухте «циклон» погулял и даже подводную лодку Б-498 не заводили в базу, а она лежала на грунте в 34 полигоне. Этой подводной лодкой тогда командовал капитан 2 ранга Ю.М. Ничик. А у корневой части плавучего причала  ПЖТ (плавучий железобетонный) на Угольной пристани. Построенном для базирования первого авианесущего корабля проекта 1143 «КИЕВ». При стоянке в тот момент такр «БАКУ» при сильнейшем западном ветре рядом затонула плавучая мастерская, а крейсер устоял.
    Доложил оперативному дежурному бригады о прибытии, получил в понедельник после обеда выход обеспечение авиации (вертолётов) в полигоне № 30. а во вторник авиации в полигоне №38 – необходимо получить всплывающие буи на обеспечение. Стоял капитан 3 ранга Инзарцев Аркадий Николаевич ответственный, опытный офицер мы его называли «начальником паники». Я говорю, когда получать продукты, буи? Ответ не знаю. 13 подводных лодок и ждали, когда придём – погнать на обеспечение. Но он исполнитель и обид на него не было. Отпустил офицеров мичманов домой, старпом  сказал, езжайте я разберусь совсем. В понедельник политические занятия, естественно замечания, почему плохо подготовлен личный состав. Какая забота! Нет бы, подумать и обеспечить людей помывкой в бане. Помочь в получение продуктов? И тех же буёв? Самое главное политические занятия.
   После обеда вышли в море и вернулись в базу, в среду вечером 19.30 11.03.81г. Опять  получили готовиться к переходу в пункт базирования  Поти обеспечивать дивизион  противолодочных кораблей. Выход в четверг вечером  21.00 12.03.81г. На докладе у командира бригады получил добро следовать  в отпуск за 1980 год. В море пойдёт капитан 3 ранга  Чикин Александр Михайлович. Старшим командир бригады капитан 1 ранга Царёв Борис Михайлович.
  Получив отпускной на 30 суток, я задал вопрос комбригу, что это? Ведь отпуск за прошлый год и служба проходит на подводной лодке? Надо ставить через месяц лодку в док, в Балаклаву. Мой ответ поразил его своей новизной. Для этого есть командир бригады, заместитель командира бригады и начальник штаба, которые все имеют допуск к управлению подводными лодками всех проектов в бригаде. На тридцать суток я в отпуск не пойду или пойду, если и вы будете отдыхать 30 суток в своём отпуске.
    Отпускной был перепечатан на 45 суток + дорога. Я был поражён, как власть меняет человека. С приходом с Советской гавани, где он был начальником штаба в 155 бригаду подводных лодок, это был пример для меня. А здесь все команды с добавлением чисто русских «междометий».
   Приехав в Севастополь через 31 сутки отпуска, прибывает оповеститель домой вам прибыть на службу. Человек я военный утром следующего дня на службе. Ваша лодка всплывает, занимайтесь её всплытием. Я задал вопрос мне, что идти в прокуратуру, чтобы догулять свой заслуженный отпуск. Где ваши инженеры человеческих душ или они занимаются только политическими занятиями? Вопрос был задан, так как появился начальник политического отдела бригады капитан 1 ранга Капустин Николай Иванович.
  Он, конечно же, произнёс дежурные фразы, успокойтесь, давайте разберёмся. Я подумал про себя, ещё одного принесло. А вслух произнёс вы, сколько отдыхали в заслуженном отпуске? Николай Иванович ответил сорок пять суток и дорога. Это было просто чудесно, я сказал, берите меня в ваши органы, буду служить как пудель. Короче услышал от комбрига идите, догуливаете отпуск, а потом обеспечение на тендру (диверсантов).
   Всплытие обеспечивал мой старший брат капитан 2 ранга Бабенко Владимир Яковлевич.
Звонит мне вечером и говорит, твой механик говорит, что без боезапаса может удифферентовать подводную лодку. Конечно, если все остальные запасы будут приняты (топливо вода, масло) до полых норм. Я не верю, что он сможет погрузить. Понял надо выходить и говорю ему я сам приеду. Он подумал и говорит, отдыхай, а потом пойдёшь на тендру и на Кавказ.
    Всё получилось и после дифферентовки, перехода в Севастополь. Он позвонил мне и сказал с трудом, но погрузились. (Я был удивлён для погашения плавучести  имеются  торпедо - заместительные цистерны, которые равны весу всего боезапаса). Я говорю ему, наверное, толкнулись (дали ход кратковременно мотором), перевели дифферент на корму и она погрузилась? Да и механик у тебя от бога. Мне действительно повезло с Леонидом Николаевичем.  Он был грамотным специалистом и честным, порядочным офицером, весёлым не унывающим оптимистом.
    3.05.81 года подводная лодка с полными запасами убыла на Тендровскую косу. Прибыв и встав на якорь, получили от приехавшего на борт капитана 1 ранга Фармагей И. план работы. Обеспечивали « морских котиков» к входу и выходу из подводной лодки.
 Старший помощник командира капитан – лейтенант  Черкасов Владимир организовал выполнение все огневых упраж-нений, которые были обязаны выполнить согласно курса по огневой подготовке. Офицеры, мичмана и личный состав все отстрелялись. Леонид Николаевич обеспечил весь экипаж свежей сметаной. Самое интересное, что обменивал он их на сухари у Фёдора, который жил там на выселках. А в период войны состоял в личной охране Бендеры. Человек был внешне не приятный, со злым взглядом. Но желудок просит еды, а зимой хлеба не всегда привезут по погоде. Вот лодочные сухари пригодятся.
    После 30 суток отработки, поступило приказание следовать в Одессу  на замену аккумуляторной батареи. Она у нас  выслужила срок и сильно газовала. Утром после приготовле-ния снялись с якоря и начали движение в Одессу. Командир электромеханической боевой части всё уговаривал меня, давайте снимем «Гребёнку»  я говорил, отойдём от берега и выполним. Отойдя на 5 миль, выйдя на чистую воду дали ход правым дизелем. Затем перешли на смешанный режим движения. Но через пять минут остановился правый дизель. Пустили левый, через  6 минут остановился левый дизель. Дали ход правым мотором малый вперёд скорость 5 узлов движемся в Одессу. Заместитель старший лейтенант Данильченко Владимир, что это дизеля остановились. Я смотрю на него и говорю, в пятый отсек не ходите, не мешайте, разберутся, доложат.
   Сам говорю старшему помощнику, пятый отсек подключи на прямую связь с мостиком. И вдруг слышу, почему у вас не работают дизеля. Голос заместителя и никто ему не отвечает. Опять я вас спрашиваю, почему не работают дизеля? Я дал приказание, заместителю командира прибыть на мостик. Слышу с отсека видишь люди работают не мешай. Заместитель, я  и спрашиваю, когда будут работать дизеля. Здесь раздалось красивое изречение и указание пути на три буквы. Молодец старпом  вывел заместителя на мостик. В этот момент пришло радио от оперативного дежурного  флота. Ваше место и действия. Я сказал замполиту,  запрещаю вам вход в пятый отсек. Написал радио, указал широту, долготу, курс, скорость (увеличил до 9 узлов) и время прибытия в Одессу. Я понял, что упустили топливо и дизеля глотнули водички. Это в лучшем случае часа три работы. Старшина команды был срочной службы. Командир боевой части 5 капитан 3 ранга  Ермолаев Леонид Николаевич, командир моторной группы старший лейтенант Дмитриев Иван Ильич сами занимались промывкой. Через 3.5 часа дали малый ход обоими дизелями. После прогрева увеличили ход до среднего, и перешли на полный ход. Наш «летучий голландец» влетел в Одессу под дизелями и ошвартовался в нефтяной гавани. Доложил о приходе командиру дивизиона герою Советского Союза капитану 1 ранга Соколову Валентину Евгеньевичу, оперативному дежурному дивизии по телефону. Командир дивизиона поставил задачу принять батарею, и загрузить её на борт в течение 5 суток. Мы с командиром боевой части 5 договорились принять батарею после общего  обмера всех элементов, подготовки аккумуляторных ям. Командир дивизиона сказал, вас ждут на Кавказе, и командир дивизии дер-жит на контроле выход. Я давно понял, что этим командирам самое главное доложить, а как будет в море, их не волновало. Короче каждый день меня прессовал комдив. Но мы всё выполнили и загрузили батарею и когда комдиву доложили, что мы загрузили батарею за три дня. Он не поверил. А за это время провели ремонт всей материальной части. Сделали зарядку аккумуляторной батареи. Произведя приготовление, я запросил добро на выход. Однако меня долго не выпускали, пришёл командир дивизиона и говорит плохой прогноз. Я говорю, подводная лодка всепогодный корабль и прошу добро на выход. Он пожал нам с командиром  боевой части 5 руки, вы научили, как надо работать моих «бездельников». Счастливого вам плавания. Мы снялись и вышли в море, оно было как всегда «приветливо», дул сильный западный ветер до 20 метров в секунду.
     При подходе к Севастополю получили радио «Вам следовать в полигон покладки подводных лодок на грунт, под Ялтой. Для обеспечения  крейсера АСС «Эльбрус». Время под водой 14.00 14.08.81г. всплытие в15.00 16.08.81г. Ясность подтвердить временем всплытия. Подписал начальник штаба флота. Заняв район погружения, донесли о погружении и погрузились. Глубина 125 метров, приняли 4 тонны воды в уравнительную цистерну. Чтобы лодку не водило течением. Прибыли суда АСС (аварийно спасательной службы) по их указанию отдали кормовой буй. Через час не наблюдаем вашего буя. Отдали носовой, через 10 минут наблюдаем оба буя. В кормовом аварийном буе стоит телефон для связи и огонь. А в  носовом проблесковый огонь и радиостанция. Это обычная история и два буя  спасателям облегчают поставить спасатель над аварийной лодкой (не знаю, получится  у них реально при аварийной ситуации, но учёба есть  учёба). СС «Эльбрус » встал над нами, чуть зацепив своим якорем  нос подводной лодки. Затем выбрав якорь, отдал его в стороне. Надо такая махина  длиной175 метров, шириной 35,1 метра и осадкой 7,5 метра, водоизмещением 13400тонн. Командовал им капитан 2 ранга Юрганов Виталий Фёдорович. Учения предполагали фактический выход из «аварийной» подводной лодки. АРС (автономный разведывательный снаряд) обследовал подводную лодку, чистоту комингс – площадки, придонное течение, открыл на лодке эпроновскую выгородку (находятся клапана подачи воздуха в лодку и отсоса, а также продувания балластных цистерн). Лёг рядом с лодкой и подозвал к себе спасательный аппарат (снаряд) СПС. Затем СПС опустился на  комингс - площадку и передали с СС «Эльбрус» откройте люк. К вам выльется около 400 литров воды, и аппарат присосётся к вам. Легко сказать присосётся, но открыть отверстие на глубине 125 метров, под давлением 13,5 атмосфер не стакан воды выпить. Отправил в 7-й отсек командира группы движения старшего лейтенанта Ивана Ильича Дмитриева. Открой клапан вентиляции и потихоньку стравливай, перед этим приготовьтесь дать воздух в отсек. Сливает он воду в течение
30 минут, а она идёт и идёт. Сверху торопят, интересно, кто там торопил взять с собой и дать возможность открыть клапан? Затем всётаки открыли люк,  воды вылилось около 800литров. И аппарат присосался  комингс – площадке (это кольцо вокруг люка 7-го отсека тщательно отполировано). Настолько плотно, что под давлением таким вода не поступало в лодку. В подводную лодку спустился  бывший командир группы этой лодки старший лейтенант Анатолий Иванович Котигороховский командир снаряда. Мы спекли торт и передали им на «Эльбрус» и вместе с 5 человеками своей команды отправили наверх. Дело в том, что по заданию, переданному нам с командиром аппарата. Нам предписывалось снарядами эвакуировать одну смену. Где было управление боевой подготовки, техническое управление, командование дивизии. При перешвартовке в Балаклаве с одного пирса на другой около 100 метров, без отдачи концов. Требовали пускать гирокомпас. А здесь отправь смену со 125 метров и всё. Самое интересное единственный случай, когда никто не хотел покидать прочный корпус. Пришлось провести конкурс на лучшее знание книжки боевой номер, содержание материальной части. Были определены «лучшие» и отправлены наверх. Когда снаряд всплывал с первой группой, появился крен, все были измазаны в торте. Второй раз всё было нормально без приключений. От командира СС «Эльбрус» на подводную лодку была передана картина,  выполненная чеканным методом  самого крейсера. Работы закончились мы, всплыв, забрали своих людей, последовали в Севастополь.
   Зайдя в Севастополь, заправились продуктами, оставив командира электромеханической части (по семейным обстоятельствам) взяли вместо него командира моторной группы с подводной лодки С-96 старшего лейтенанта Захламина Александра пошли в район Пицунды. Море относительно успокоилось, солнышко пригревало и всё плохое осталось позади. Я понимал, что сейчас всё будет зависеть только от нас – командования подводной лодки. Как мы спланируем, так и будет. Сообщил об этом офицерскому и мичманскому составу, подавать в план то, что необходимо и с обязательным выполнением. Контроль буду осуществлять сам. Во главу угла знание всеми категориями подводников своих обязанностей и приведение материальной части и отсеков в порядок. Через сутки прибыли на Кавказ к месту Пицунда. Поставили нас с западной стороны у населённого пункта Алахадзе на якорь. Стоять в 2,5 кабельтовых от берега такой красоты, напротив санатория министерства внутренних дел. Курировал  нас начальник морского испытательного центра Фёдор Шатаевич Санная. Замечательный человек, хороший организатор. Ис-пытаниями руководила доктор технических наук Артамонова Инга Анатольевна с Государственного оптического института. Задействованы были морской буксир «Гремящий», вертолёт, самолёт АН-12, а также искусственный спутник земли. Всё было настолько просчитано, подводная лодка  совершала галс на глубине 100 метров. Над ней шёл буксир с опущенной на глубину 40 метров «подводным самолётом». На 100 метрах летел вертолёт, выше самолёт и в космосе спутник и все изучали след, оставленный подводной лодкой под водой. Затем необходимо было проходить  галсами от грунта на глубинах 40-30- 20-10 метров. И так до вечера, затем зарядка аккумуляторной батареи в ночь. Утром приготовление и опять испытания. Весь июнь и половину июля участвовали в испытаниях. Результаты эти очень нужны были нашему флоту в «борьбе» против подводных лодок противника – НАТО.
 Затем нас отправили на планово-предупредительный ремонт в Поти. После окончания ремонта. Обеспечение противолодочников Индийского экипажа на большом противолодочном корабле «Решительный». Там я встретился с капитаном первого ранга Лапшиным Г.И., он преподавал нам в училище маневрирование и навигацию (в звании капитана 3 ранга). Был очень обрадован, посетил подводную лодку. Подарил мне книгу А.Е. Карпова и Е.Я.Гик «Шахматный калейдоскоп». Со словами от учителя «Желаю добиться успехов в службе, как автор книги в спорте », мы играли с ним  шахматы в училище. Мне тоже было приятно встретить преподавателя из училища. Он привёз индийский экипаж, который проходил обучение в нашем училище в Баку.
  Участвовали в обеспечении противолодочного дивизиона Потийского базирования. Интересно об обеспечении  противолодочников в этом районе рассказывал мне капитан 3 ран-га, Чикин А.М.Который, ходил вместо меня на подводной лодке вместе с командиром бригады капитаном 1 ранга Царёвым Б.М. для участия в учениях. Я в это время гулял в от-пуске за 1980 год. Рассказ Чикина А.М. лодка была удифферентована и когда мы вышли в район боевой подготовки №101,она резко полетела вниз. Послышался мат, перемат командир боевой части 5 «вы не умеете считать дифферентовку»? Командир капитан 3 ранга Чикин А.М. встал на защиту механика мы вчера погружались, и всё было нормально. Потом разобрались, сказалось в этом районе близость реки Риони. Опреснённая вода другая плотность и для подводной лодки это существенно.
      Я всегда удивлялся не выдержанности командира бригады. Моё мнение о русском мате знают все. Без него обходятся многие, не могут обойтись без него  и часто им пользуются только те, чей словарный запас крайне скуден, а уровень развития и воспитания безнадёжно низок. Мат иногда может быть уместен там, где без него тускнеет экспрессивная окраска высказывания (анекдот, афоризм, народное выражение, пословица, поговорка). Такие случаи довольно редки и допускают его единичное употребление, как перца в борще.
 Потом понял, что малое командование подводной лодкой всего 1,5 года, откуда взяться опыту. И конечно в этом нет и его вины. Руководители, назначавшие его на должность, видели количество лет службы на лодках общее. А рассмотрев прохождение службы до назначения командиром, видишь:
-командир электронавигационной группы эсминец «Бесстрашный» 2 года;
- командир рулевой группы, командир БЧ-1подводной лодки С-96  2 года;
- командир БЧ-1 подводной лодки С-69  2 года;
-старший помощник командира подводной лодки С-69  4 го-да;
- командир подводной лодки С-69 1,5 года;
10 лет до должности командира подводной лодки это много, старшим помощником 4 года тоже много. Но это в первых на ракетной подводной лодке, которые выполняли задачи в море реже торпедных. Во вторых специфика конструкции 644 проекта, модернизация 613 заставляла командиров этих лодок осторожничать и не позволять погружаться самостоятельно своим офицерам. В третьих сказывалось происшествие с подводной лодкой С-80 на северном флоте
 (это мои размышления я тоже начинал службу на таком проекте  С-162).
 На торпедных лодках (чистый 613 проект называли велосипедом) всё было проще и рад, что становление прошло на торпедной подводной лодке. И командиры были опытные, учили и доверяли, и требовали. Здесь мне хочется вспомнить случай на подводной лодке С-100. Я молодой старший помощник за командира, командир бригады капитан 1 ранга  Бежанов Виктор Иванович после окончания обеспечения  даёт приказание, старпом всплывай. Я выполнил все действия и всплыл на перископную глубину, он командует видимость 0. Он эх  я думал ты,  уже всё умеешь, почему не включил радиолокационную станцию. Я произнёс скрытность, в ответ какая скрытность «на ---» безопасность и всё. Это было так доходчиво, что всё помню до сих пор.
   Вообще этот выход подводной лодки СС-552 с командиром бригады был в моральном отношении очень тяжёлым для экипажа, и командир был прикомандированным.