Де-юре и де-факто

Алексей Шутёмов
    — Голубчик, за что ж вас так… Разжаловали? -

    — Никак нет, ваш-сокобродь! -

    — То есть как нет? Вы же служили целым комендантом крепости! Это генеральская должность. А теперь? Я вижу рядовым в полку… -

    — Тут не всё так просто, вш-скобродь. По циркуляру должность вполне на повышение, и по чину, и по значимости. А по факту… Ссыльное место. Туда самых отъявленных бунтарей посылает. Место голое, дикое, никого нет. Один гарнизон. А местные — так полтора человека в месяц. Даже водки нет! — вот диво-то… Там и бунт не устроишь, даже если б захотел. -

    — Дивное местечко… Никогда о таком не слыхивал. -

    — Так вот. Оттуда все рады бы сбежать. Да некуда. А рады бы и в штрафники смыться. Гонец раз в год приходит, если ничего срочного. Вот и предложили мне целый батальон, в ближайшем городе. Так у остальных в крепости аж челюсти отвисли, да слюнки потекли. -

    — Вот как? -

    — С понижением, так то и не понижение вовсе. Город заштатнейший, доложу вам. Один кабак и есть. Так туда ссылают бунтарей из штатских — тоже ничего не учинишь. А как мне дали роту в уезде, а это тоже свет не ближний, я и смылся. -

    — А потом? -

    — Потом… Надо ли говорить, что такой уезд ещё поискать… И ушёл я на взводного, в губернский город. А теперь рад и тому, что в столичном полку место нашлось. -

    — Это же понижение! -

    — По бумаге — да. А на самом деле… Так это повышение. Уж лучше здесь быть рядовым, чем на повышение в такие дебри. Так отправляют проштрафившихся. -

    — Да-с… Странная штука — жизнь… -

    — Так-точ, ваш-сокобродь! -