4. Пятидесятые, шестидесятые

Ирина Труханова
   Третий (?) класс. Учительница кажется  небожителем. Тамара Иосифовна. Считает, что у меня необычно красивый почерк и дает ответственное поручение- заполнить  большой лист ватмана  сплошным текстом . Это будет классная стенгазета к празднику.  Я удивлена и  очень польщена ее оценкой моих талантов, тащу домой рулон ватмана и забываю про него: стоит прозрачная дальневосточная  осень, на улице, в парке, во дворе  дети проводят все свободное от уроков время, играем в «казаки-разбойники», прятки, классики… домой нас загоняют со скандалами. Но подошел «час расплаты»- Тамара Иосифовна  спрашивает, готова ли газета. Я от неожиданности вопроса ( и думать забыла про нее) вру:"Да, готова". «Тогда сбегай домой, принеси ».  Приношу и отдаю учительнице пустой лист. Переживания мои  не поддаются перу . Тамара Иосифовна  мудро молчит и никогда не вспоминает этот случай, что еще больше действует на  мое детское восприятие.До сих пор благодарна своей первой учительнице.


   В четвертом классе  осень  я жила у бабушки в Куйбышеве и ходила в начальную школу, где дети учились только до  пятого класса.  Учительнице мой необычно ровный  почерк показался слишком мелким, не отвечающим указаниям какой-то инструкции  для начальных классов. От  бабушки на родительском собрании она потребовала  увеличить размер букв, что полностью  «сломало» мой почерк и  впоследствии  я писала " как курица лапой ".


   Нужно сказать про бабушку в связи с темой «школа, грамотность». Бабушка рождения 1906 года  выучила буквы то ли сама, то ли  ей помогли по программе  ЛИК.БЕЗа.( ликвидация безграмотности). Если кто не знает- после революции  был провозглашен лозунг  «Ликвидировать безграмотность» среди взрослых , так как в России  тогда  миллионы людей не умели  читать и писать. К участию в этой программе привлекались и школьники и студенты.  Сейчас бы неплохо  вот также объявить о ликвидации компьютерной безграмотности среди пожилых людей. Те же школьники и студенты могли бы заняться этим.  Так вот, моя бабушка выучила только буквы и писала , как слышала. Я запомнила написание ею слова «еще» , оно выглядело так :"исчо". Вообще  чтение ее писем было трудным занятием, некоторые фразы так и оставались нерасшифрованными, а подписать адрес на конвертах она просила соседей.  Очень похоже, что мы медленно, но упорно возвращаемся к тому уровню грамотности точнее, безграмотности,  молодежь начинает писать сейчас  «как слышит».