Дворжецкий о себе

Светлана Шакула
         Дворжецкий на нашей сцене
     // газета «Автодорожник» (Омск), 19 мая 1976 г. //


   12 мая студенты Сибирского автодорожного института имели возможность видеть и слышать великолепного актёра театра и кино – Владислава Дворжецкого. В жизни он оказался совсем иным – на все, даже самые трагические явления, Дворжецкий смотрит сквозь призму лёгкого юмора. Такие характерные черты острокомедийного актёра (к сожалению, в действительности он не сыграл ни одной комедийной роли) не перечёркивают, а углубляют значительность его личности как актёра драматического. Встреча эта была по сути дела монологом. Послушайте.

   Что обычно спрашивают: где родился, кто папа-мама и как дошёл до… этой жизни. Отец у меня актёр – снимался в фильме «Щит и меч» (Лансдорф), «Любовь Серафима Фролова», «Открытая книга», «До последней минуты». У нас с ним одинаковые фамилии, инициалы, и это вносит путаницу в нашу семейную жизнь. Когда в газете или журнале пишут о Дворжецком, отец звонит мне и спрашивает – про кого это? Я отвечаю: если отзываются хорошо, значит про меня.
   Мама у меня балерина. После 10 класса пошёл я в медицину и получил прекрасную профессию (закрыв глаза и наклонив голову сконфуженно улыбается)… акушера. Потом призвали в армию. Когда меня спрашивают, что ты там делал, я отвечаю: «Работал… по специальности» (1).

   После армии приехал поступать в институт, но приём уже был закончен и, чтобы не терять год, я поступил в театральную студию при ТЮЗе (мама там работала, что же не поступить!) Три года так проучился, затем пригласили в Омский драмтеатр, где проработал полтора сезона – затем пригласили сниматься в кино. Часто спрашивают – как пригласили, пришли, что ли, и сказали: «Пошли сниматься». Театральный актёр попадает в кино случайно. Моя случайность была просто фантастической (2).

   Представьте себе самолёт, который в Омске сделал вынужденную посадку. В нём – Наташа Коренева, ассистент режиссёра Самсонова (снимал «Каждый вечер в одиннадцать»). Чтобы не терять времени, она пришла в театр, познакомилась с актёрами, сказала, что ищет «антигероя». Ну, герой – это… (энергичный жест), антигерой – это… (ещё более энергичный жест).

   Актёры очень любят разыгрывать друг друга, и мне сказали – «Приходи, тебя разыскивают». Я пришёл, говорю: «Здрасте. Вы меня разыскиваете?» Наташа удивлённо говорит: «Не Вас, а «антигероя». А ребята – берите его, подойдёт, у нас его Фантомасом зовут» (мне эта кличка в наследство от первой роли досталась, от браконьера Прялкина). Забавная вещь – популярность. Недавно в книжном магазине слышу диалог двух девушек:
   – Слушай, по-моему, Дворжецкий. Что это он приехал?
   – Ну, что ты, какой это Дворжецкий! Я его лично знаю!
   Или: «Я вчера была в зоопарке и видела там Дворжецкого».

   Ну взяла Наташа Коренева мои фото. Через несколько месяцев – телеграмма, вызов на пробу в фильм «Путь в бездну» (в прокатном варианте «Бег»). Мосфильм – организация уникальная, это киногород, есть свои автобусы, маленькие фабрики, необыкновенно запутанные коридоры. Заблудился я там, иду, спрашиваю: кто шутит, кто отвечает – вот туда иди. Вдруг просто обалдеваю. Передо мной стоят трое –  Свердлов, Дзержинский, Ленин. Не знаешь, как себя вести, когда на тебя так пристально смотрят. Вот они и сдали меня на руки режиссёрам – Алову и Наумову (3). Они очень разные: Алов – мозг фильма, молчаливый, спокойный. Наумов – темпераментный.

   Вернулся в Омск. Через два с половиной месяца срочная телеграмма – вызов. Я уже и ждать перестал, думал: снова ребята пошутили. Но на всякий случай поехал. Приехал, говорю: «Здравствуйте, как живёте, я тут гуляю». «В каком смысле гуляешь? – спрашивают. – У тебя послезавтра съёмки».
   Была у меня какая-то детская обида, думал, вот забыли, два с половиной месяца томился, пошёл к директору выяснять отношения, для начала прочитал лекцию об отношении человека к человеку. А он был товарищ с юмором. «Чем, – говорит, – картина, взятая в производство, отличается от сумасшедшего дома? Там хоть руководство нормальное» (4).

   Вообще, в кино много странного. Например, снимать картину подряд почему-то считается непрофессиональным. Так вот мы в фильме «Возврата нет» сначала расходимся с Нонной Мордюковой. Я всё спрашиваю режиссёра: «Когда же будет наоборот?»
   Как-то ко мне на улице кинулась женщина с криком: «Зачем вы бросили Мордюкову?» Вот так…

   На съёмках жутко раздражал меня один дядька, ничего не делает, молчит и смотрит. Пошёл к Наумову, говорю, не могу работать, пусть уйдут посторонние. Он не любил посторонних.
   – Где? – спрашивает.
   – Вот!
   – Не морочь мне голову. Это Баталов.

   Сложности всякие бывают. В кинофильме «Бег», наверное, помните тараканьи бега. У Булгакова в пьесе все эмигранты вертятся вокруг этой игры. Но легко написать, а где возьмёшь этих дрессированных тараканов? Дирекция обратилась в институт кибернетики. Там ответили: «Сделаем, но каждый будет стоить, как «Ту-134». Директор сказал: «Не надо, я сам буду бегать». Ну тут выручил один человек, я попробую – сказал он. Наловили крупных фотогеничных тараканов где-то, в доме литераторов, кажется, и надрессировали так, что один из представителей американского кинематографа всё просил нас продать их, говорит, брошу всё, на тараканах этих можно миллионы сделать. Мы, конечно, отпустили тараканов, не хватало ещё, чтобы наши тараканы зарабатывали американцам миллионы.

   Фильм снимался целый год – в Турции, Болгарии, Париже. Помните нищенствующих эмигрантов в Париже (Ульянов там был в нижнем белье). И пошёл дождь, и администрация забыла их взять после съёмки. Алексей Баталов интеллигентно так поправил галстук, надвинул шляпу и говорит: «Ну, Миша, добирайся сам, как знаешь». А Ульянов, прикрывшись чемоданом, сначала прижимался к стене, потом оглянулся, никто не обращает внимания, ну и пошёл, и пошёл этак гордо даже. Повезло ему – в Париже было очень много хиппи.

   После этого – работа в фильмах «За облаками небо», «Земля Санникова». Последний фильм снимался по всему Союзу, увидел красивейшие места – Долину гейзеров на Камчатке, были в Приэльбрусье, Сванетии, на Новой Земле. И на башню Даль лазил, и в трещину падал, и с волками встречались. Вот эпизод. Было два волка и одна волчица – три дня назад поймали. Оператор с режиссёром залезли в пустую клетку, все любопытные забрались повыше, меня оставили на снегу, обложив мясом. Так, думаю, любопытно: волки побегут, сожрут это мясо, а что дальше? А волки бегают, играют, на меня не глядят.
   – Крашенные собаки! – закричал оператор. – Не кормить их пару суток, а этого (в мою сторону) намажьте гематогеном!»
   Вижу я – дело серьёзное, натянул штаны ватные, телогрейку. Оператор подбадривает: «Не бойся, я тоже без страховки работать буду!» И точно, вылез из клетки, но привязал возле себя свою собачку (сенбернар, весом в 107 кг). Мотор! Волки бегут к оператору, на меня ноль внимания. Потом, шум там какой-то поднялся, визг! Разглядели – лежит волчица с оторванной головой. Сенбернар постарался (5). Оператора остановили где-то возле Финляндии. Никогда в жизни он не бегал так быстро.

   Потом был фильм «Возврата нет». О Мордюковой. Нонна Викторовна – человек необузданный, прекрасный, добрый. Постоянно держит актёра в напряжении. Очень своеобразна. Всё, к чему прикасается её талант, делает интересным. В этом много у неё общего с Людмилой Гурченко (с ней играл в фильме «Открытая книга» по В. Каверину).

   Надеялся я, что в Омске попаду на собственную премьеру фильма «Единственная дорога». Снимался с очень известными актёрами – Мирошниченко, Кузнецовым, Стриженовым, Володей Высоцким. Играет он там и поёт. Состоялся фильм «Тиль Уленшпигель» Алова и Наумова, я играю Филиппа (для ГДР делают тринадцать серий-двадцатиминуток, а у нас фильм четырёхсерийный).

   Часто очень задают вопрос, почему мало играете в театре? В какой-то степени кино развращает актёра техникой, не нужно напрягать воображение, так как здесь всё настоящее – запах моря, лошадь, на которой сидишь. Кино актёру даёт мало, но ежесекундно высасывает из него всё, как из лимона. Вот закончатся киносъёмки и времени будет много свободного, тогда и попытаюсь совместить кино с театром.
 

      Л. Юшкевич.

   _____________

   (1) Дворжецкий, говоря о своей специальности фельдшера-акушера, специально акцентировал внимание на втором слове – «акушер» – чтобы рассмешить зрителей. Играя в кино преимущественно трагические роли, на встречах со зрителями Влад играл роль комедийную.

   (2) Дворжецкий был очень скромным человеком, поэтому часто говорил о Его Величестве Случае. Но позже в дневнике он записал: «Каких только глупостей не повторяют насчёт роли природы и везения, забывая, что ещё Данте предостерёг: «…на перине лёжа, ни славы не добыть, ни одеяла!»

   (3) Владислав здесь иронически намекает на репрессивный характер советских карательных органов.

   (4) Вероятно, Влада утвердили на роль Хлудова раньше, но не сообщили ему об этом, а телеграмму дали уже перед самим началом съёмок – такая «организация» и возмутила актёра…

   (5) Дрессировщик Габидзашвили немного по-другому рассказывает эту ситуацию на съёмках – волков привезли, но они были не совсем дикие, а дрессированные, и его помощником на съёмках была специально выученная собака (сенбернар), которая следила за волками и в случае опасности бросалась на них. Габидзашвили также выполнял роль дублёра Дворжецкого – лежал на снегу, когда к нему подходили волки. Конечно, режиссёры снимали много дублей – в том числе и с актёрами, но при монтаже выбирали лучшие…