Жирафы и мистика

Константин Матаков
               ***

Все-таки необычность жирафа превышает все пределы. Вот они склонились над людскими автомобилями – и будто две разных планеты взглянули друг на друга. Это самое высокое существо на Земле, оно значительно ближе к небу, чем все другие существа, эта длинная шея. О жирафе даже прилагательное необычное, с тремя «е» - длинношеее! Если смотреть на него в саванне, то кажется, будто все существа, вся природа – только фон для жирафа, настолько он отличен.. И порой думается, что сетчатый рисунок на его теле – это карта неведомого мира, откуда он прибыл к нам, словно в космосе образовалась трещина, и из нее вышли жирафы и расселились в Африке.
То, что с жирафом что-то не так, чувствовали еще в древности. Даже научное название жирафа по латыни отражает этот факт - Giraffa camelopardalis, т.е. жираф верблюдолеопардовый - долгое время в Европе считали, что жираф - это помесь верблюда и леопарда. Это не единичный пример из истории, тут даже срабатывает некий закон: когда сознание, увидев неизвестное, часто пытается описать его в терминах известного, объединяя разнородное. Скажем, про кенгуру в 17 веке писали, что передней частью он напоминает кролика, а задней – лошадь. Можно вспомнить и античных кентавров, или даже трагелафов (козлооленей). Сходство с последними, кстати, однозначно выдает скорее мифологическое восприятие жирафа.. Долгое время жираф существовал в одном ряду с единорогами и грифонами..
Но на этом мистика не заканчивается. Все же, жираф недаром так близок к небесам, в его честь назвали созвездие. Оно было предложено кальвинистским теологом, астрономом и географом Петером Планциусом в 1598 году, однако получило признание после публикации в небесных картах Якоба Барча в 1624. У Планциуса созвездие называлось «Жираф», но, судя по комментариям автора, подразумевался верблюд, на котором, согласно книге Бытия, Ревекка приехала к Исааку в Ханаан, чтобы стать его женой. Барч исправил название на «Верблюд», но продолжал использовать изображение жирафа. Некоторое время использовались оба названия, но постепенно наименование «Жираф» стало общепринятым, а библейские ассоциации забылась. Как они все время забывались, начиная с той эпохи. А когда аллюзии на Священное Писание уже основательно стерлись, произошло следующее.
В 1937 году Сальвадор Дали пишет свою знаменитую картину «Жираф в огне», где как раз самое выдающееся – горящая шея жирафа. Сам великий сюрреалист называл его «апокалиптическим монстром», и это не просто для эпатирования публики. Жираф сам по себе сюрреалистичен, сверхреален, а тут еще он пылает.. Если бы горели слоны, олени, медведи – мы бы не восприняли это так остро. Но в горящей шее жирафа словно полностью поместилась идея самого жуткого апокалипсиса, - как если бы мы созерцали эти живые и мечущиеся столпы творения посреди эсхатологических руин.. Но пока, слава Богу, мы можем видеть живых жирафов, - и переноситься в ту вселенную, где они были бы ее полным соответствием. Это ведь как путешествие к звездам. Или к сюрреалистическому земному раю, где однажды Босх поместил ослепительного белого жирафа..