Время и фриланс. Родиться и умереть с улыбкой

Виктор Балдоржиев
Родиться и умереть с улыбкой

Итак, у человека не было ни одного пальца на руках, кроме маленького отросточка большого пальца на правой руке. Тем не менее, человек ездил на белых «Жигулях». 40 км в час. На этой машине мы и поехали к нему домой в горняцкий посёлок «Новоорловский».
Дома он извлёк откуда-то горы рукописи и увлечённо стал рассказывать о своих работах и замыслах. Оказалось, что до этого момента он, практически, не общался ни с русскими, ни с бурят-монгольскими авторами. Почему? Не считал нужным.
Оставшись ночевать, я углубился в рукописи человека. К утру понял, что наши представления о национальной литературе и языках во многом совпадают. Человек не считал нужным общаться на эту тему с кем-либо, кроме меня. Он обращался именно ко мне.
Звали его Батожаб Цыбиков. Он стал моим первым и настоящим гидом, который ввёл и повёл меня по богатейшему миру монгольской культуры, ни одного экспоната которого я не встречал в произведениях известных мне на то время литераторов. К тому времени я уже довольно хорошо читал на бурят-монгольском языке, чувствовал язык, его пульс, его фольклорные глубины и мощь. Но Батожаб Цыбиков окунул меня в такие глубины, откуда я выплыл уже с настоящим фрикативным «г», который, насколько мне известно, присущ бурят-монголам и украинцам.
Мы объездили на его машине весь национальный округ, побывали в Чите, всюду я знакомил его с литераторами, журналистами, а он – со своими знакомыми и познаниями монгольского мира, местности, обычаев, традиций.
Он был дипломированным учителем географии. Много лет преподавал в местной исправительно-трудовой колонии. И я уже не удивлялся, если какой-нибудь человечек со сверкающей коронкой и татуированными руками или лбом («Раб КПСС!»), увидев моего нового заказчика, услужливо просился в носильщики. Иногда Цыбиков не отказывал. Таков был его авторитет… Один из бывших заключенных рассказывал мне: «Когда дядя Батожаб показывал что-нибудь на карте, то весь класс следил не за картой, а за его культей, было круговое и вращательное движение 30 стриженых голов и 60 пытливых глаз…»
Цыбикова не только можно было переводить, но его нужно было переводить. За что я и взялся. Тут же, в «Новоорловском», где его жена, Намсалма, держала маленький участок с крохотной избушкой. Мне рассказывали, что избушку и участок обиходили и построили бывшие заключенные. Всех заключенных Батожаб Цыбиков называл детьми, которых не смогли сделать взрослыми…
Родом он был из села Урдо-Ага, откуда происходил другой Цыбиков – Гомбожаб, великий путешественник и первооткрыватель Тибета для просвещенной Европы.
Повесть Батожаба Цыбикова рассказывала об открытии вольфрама и тантала здесь, в Новоорловском, который раньше назывался рудник Спокойный. Новое название по фамилии геолога Вадима Орлова, который открыл и обосновал необходимость разработки месторождений.
Но Цыбиков уходил вглубь, он рассказывал об истории этой земли, этих вершин, на которых стояли священные табиса (святилища) его народа, которые были взорваны ради добычи полезных ископаемых. Богатства кладовых природы стали служить людям, но вершины, которые исчезли, всё еще излучали свет…
Авторизованный перевод повести «Сокто-улын суурян» (Эхо Сокто-улы) я назвал «Свет родимых вершин». Позже Цыбиков издал свою повесть с этим названием.
Я дружил с этим человеком девять лет,  до самой его кончины. Он умер в октябре 1998 года. В ясном сознании, сказав своей жене: «Я ухожу…».
Батожаб Цыбиков учил меня, несмышленого, глупого, обрусевшего сородича, что человек всегда должен быть готов к смерти, которую он обязан встретить с улыбкой. «Почему?» - кричала моя душа в ночь перед его похоронами. «Потому, что в новую жизнь он тоже должен прийти с улыбкой!» - говорил мне ласково из мглы Цыбиков.
Он укрепил и утвердил во мне мысль, что человеку важен собственный опыт и собственный пример. Без них он – ничто. Теперь я могу сказать, что эти качества более всего нужны фрилансеру. Без них он – ничто, простой переписчик ему самому непонятных фактов и событий, чужого опыта и примера. Зачем Вам в тысячу первый раз рассказывать о каком-нибудь писателе, смутившем невинные умы, или писать о политическом деятеле, деяния которого привели к гибели миллионов? Зачем Вам опыт и пример человека, повинного в крушении судеб страны, регионов, семей?
Тот, у кого нет своего, всегда будет рабом чужих денег и никогда не сможет стать самим собой. Зачем Вам такое «счастье»?
Попробуйте ответить…

Продолжение следует.


.......................................