Воспоминания

Борис Троицкий
Дорогие друзья, мне уже за 80 и большую часть жизни я прожил. А тех, кто жил со мной в то время почти не осталось. Наступило время воспоминаний. Но процесс воспоминаний не складывается так: ложишься и... пошло. Совсем наоборот. Прошлое всплывает само по себе при соприкасании с делами подобными делам конкретного человека, либо при мелькании высказываний созвучным с высказыванием тоже конкретного человека. Для меня близко и то и другое.
        Мой дед по отцовской линии - Троицкий Дмитрий Николаевич вспоминается всякий раз, когда я ем мандарины. А потому что мне рассказывали, когда я был маленьким,я проглотил дольку мандарины и подавился ею. Я начал задыхаться, а дедуля взял меня на руки, и засунув палец в рот вытащил её.
       А когда кто-нибудь говорит: "Хочу почитать", вот он дед. Сама собой  вспоминается его поговорка:
- Почитать надо отца с матерью.
        Дочь по моей просьбе купила морс "Добрый"-брусника с морошкой. Ну и как тут без деда, который про в дупель пьяного говорил:
- Ему не водку, а говно с брусникой надо жрать.
С "говном" -  я согласен, но почему с брусникой, до сих пор не пойму. Ушёл дед и унёс эту тайну с собой.
             Но наиболее щедрым на высказывания была моя бабушка по отцовской линии. Мария Васильевна родила семерых, а вырастила четверых детей. Это сейчас смерть ребёнка для родителей - трагедия. А в то время это было, хотя и печальным, но довольно обычным делом. Люди того времени были крепче и реальнее.
     Маня, так звали её все, главенствовала в доме. Это была мелковатая и, стало быть, въедливая  ехидная старушенция. Мой дед (её муж) помер где-то в районе пятидесятых годов от инфаркта. И мне кажется, что её натура имела к этому некоторое отношение. А вот дети- мой отец, Леонид и Тоня любили мамулю. И дожила она до ста трёх лет.
        Откуда набралась она этих поговорок? А как она их выдавала-со знанием дела, авторитетно и всегда уместно. С усмешкой
- Сколько шику в этой рвани.
И бахвалившийся униженно замолкал. А
- Голь на выдумки хитра.
А
-По Сеньке и шапка.
Слышали ли вы где нибудь такое? И совсем уже натуралистичное
- Срать захочешь, портки снимешь.
А когда кто-нибудь за обедом начинал неприличный разговор, следовало
- Ну вот, как за стол, так про говно.
Изобретала Маня и сама. Когда я учился в геологоразведочном институте она звала меня не иначе как "геолух". Но царство ей небесное: родня всё-таки.
        Особое место занимают каламбуры составленные на смеси английского и русского языков.
- Дую пиво эври дэй.
Это Саша Рубан - экономист нашего отдела. Мне он ещё вспоминается, когда речь заходит о копчёной или вяленой рыбе. Однажды, будучи в командировке в Москве, хозяйке квартиры, у которой  квартировал, он подарил двух роскошных вяленых лещей. Бесподобная принадлежность к пиву. А, ничего не сказав  хозяйке, сам пошёл за пивом. Хозяйка была весьма любезна и, желая порадовать гостя, пока он отоваривался, из этих лещей сварила уху. Саша рассказывал нам это со слезами на глазах.
- Дэ брэд оф сив кэйбл.
-выражение моего отца. Вам не видится здесь "бред сивой кобылы". А как сказано? С английским акцентом.
      А каламбуры для придания иронии с лёгким передёргиванием значения слова.
- Пойду "обзирать" окресность.
говорил Василий Ефремович Кондратюк (муж тёти Тони), выходя по дороге из машины справить нужду в лесу. Или, обращаясь к ней
- Дорогая я хочу тебя "лобзнуть".
     А вот мой шеф -начальник отдела Илья Соломонович Мильштейн, когда его прерывали, всегда говорил:
- Потерпите, я скоро кончу.
Особенный восторг это вызывало у женщин.
    И в заключении  о моём подчинённом Черниченко Анатолии Михайловиче. Это было всего один раз. Кто-то делал ему замечание, на что он заметил
- Аналогичный случай произошёл в Конотопе: корова пёрнула и рога у неё отвалились.
Повернулся и ушёл. Сказал один раз, а запомнилось на всю жизнь. Вот такая штука память.