Культурегерьская карета Эрмитажа

Володя Морган Золотое Перо Руси
                Retro
                By Володя Морган 08.09.2006

1.

Канадский Монреаль — второй в мире город после Парижа по численности франкоговорящего населения и многое здесь налажено на французский лад. Одна из характерных особенностей этого мощного мегасити — обилие лавок художников и антиквариата. Но среди, пожалуй, многих тысяч его больших и крохотных картинных галерей, художественных выставок и музеев есть в нем один самый-пресамый. По-французски он называется Le Mus;e des beaux-arts de Montr;al. На английском это The Montreal Museum of Fine Arts (MMFA). На русском тоже звучит неплохо: Музей изящных искусств.
В Британской Энциклопедии об этом культурном учреждении сказано хитро: «Французский Музей Изящных Искусств в Монреале — это канадский художественный музей с выдающимся собранием картин, графики, мебели, текстиля, скульптуры и декоративного мастерства. Одно из самых прекрасных коллекций рисунков северо-американских эскимосов, резьбы по кости и печатных изданий, а также других образцов прикладного искусства индейцев всего северо-западного побережья Америки».
Музей имеет большое собрание картин европейских художников восемнадцатого и девятнадцатого столетий, картин канадских мастеров кисти. Запасники его столь обширны, что лишь маленькая фракция из собранного в хранилищах может быть показана посетителям одноразово. Музей также принимает заморских гостей, демонстрируя канадцам главные жемчужины других коллекций. Внутри — кафе и сувенирный магазин, называемый по-современному «бутик» (La boutique -фр.) вместо устаревшего «киоск».
Как первая художественная коллекция музей возник в 1860-м году, был основан в 1905-м и получил статус де-юре в 1912-м. Он — гранд дама канадского мира музеев. Чтобы накопить энциклопедическое собрание, достойное звания Монреальского Музея несколько поколений попечителей, спонсоров, работников и друзей музея собрали коллекцию более чем из тридцати тысяч художественных объектов.
Однажды здесь произошло даже очень серьезное ограбление. Cамое крупное по тем временам в Канаде.
4 сентября 1972, около двух часов ночи, трое вооруженных людей в масках, приставив лестницу к задней стене музея, проникают во внутрь музея через слегка неисправное из-за ремонта слуховое окно на крыше, связывают охранников, после чего успешно исчезают с драгоценностями, статуэтками и восемнадцатью картинами, стоящими в общей сложности 2 миллиона долларов.
Среди добычи — картины Делакруа, многослойные тональные акварели Гейнсборо и редкий пейзаж Рембранда. Еще около 20 картин были в спешке брошены грабителями после того как неожиданно сработала сигнальная система входной двери.
Музей Дэзарт (или Музей Искусств, как коротко называют его русаки-монреальцы), расположен по обеим сторонам Шербрук-стрит — самой фешенебельной улицы Монреаля. Ныне это три отдельно стоящих самостоятельных корпуса, соединенных между собой подземными переходами. Именно здесь, в основном пятиэтажном павильоне Мишеля и Ренаты Горштейн (Michal and Renata Hornstein Pavilion), разворачивается в эти дни главная культурная сенсация Канады — передвижная экспозиция российского Государственного Эрмитажа «Екатерина Великая: Искусство для Империи».
До этого Эрмитаж выставлялся в нью-йоркском музее «Гуггенхайм» и кое-кто из монреальцев гонял туда на своих машинах посмотреть. В Канаде это третий подобный проект Эрмитажа с 1998 года. В Торонто уже приезжали экспозиции «Рубенс и его эпоха» и «Французская живопись от Гогена до Матисса». В 2004 году Художественная галерея Онтарио привозила в Государственный Эрмитаж ретроспективу картин канадского художника Тома Томсона. В октябре-декабре 2005 года экспозиция «Екатерина Великая: Искусство для Империи» размещалась в Художественной галерее канадской провинции Онтарио в городе Торонто, а в начале 2006 года приехала и в провинцию Квебек — в Монреальский музей изящных искусств. Выстака открылась 2 февраля и продлится до 7 мая.
Из-за различных, в том числе и бытовых причин, связанных с ограничениями в моих передвижениях по миру, в Штатах и в Торонто я не смог побывать. И вот, словно по велению божьему культурегерьская, просветительская карета Эрмитажа докатилась и до нашего северо-американского Парижа.
А что такое Эрмитаж?
«Эрмитаж » — это прежде всего «тихий уголок», как называла свое детище его создательница, государыня всея России Екатерина Вторая. Спустя почти два с половиной столетия Государственный Эрмитаж является мощным культурным предприятием и занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль гранитной набережной реки Невы в самом центре старого Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII — XIX веках, занимает Зимний дворец — резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В собственно «Эрмитаж» входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меньшиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.
Сегодня, думается, в музейный комплекс Эрмитажа кстати было бы включить и уникальный Китайский дворец в Ораниенбауме-Ломоносове. Предназначенный исключительно для любовных свиданий Екатерины, он поражает воображение инкрустацией дворцовых полов из десятков различных пород дерева.
В Эрмитаже сосредоточена одна из крупнейших коллекций мира, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий, музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.
Двери выставляемых напоказ российских сокровищ широко и радушно распахнулись перед жителями Квебека и окружающих провинций Канады. И передо мной как перед корреспондентом большой русско-канадской газеты The Young Street Review. Меня сопровождала моя жена Татьяна Каплан — мой постоянный спутник, мой переводчик, корректор книжных и газетных текстов, рекламный и литературный агент YSR. В установлении необходимых контактов мне помогла библиотекарь музейной библиотеки, моя питерская землячка Румия Бравина и атташе музея по связям с общественностью Катрина Ге (Каtrine Geuex).
— Это грандиозный проект!- с удовольствием поделилась с нами некоторыми статистическими данными наша гостеприимная собеседница, главный комиссар ( commissaire g;n;ral -фр.)эрмитажной выставки и шеф-куратор (сhief сurator -фр.) монреальского музея Натали Бондиль (Natalie Bondil-Poupard). Она подчеркнула:
-В организации выставки с обеих сторон приняли участие до пятидесяти официальных лиц. Директору Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому очень понравилось наше место. По его просвещенному мнению, оно оказалось самым подходящим для выставки живописи и художественных вещей екатерининской эпохи.
Главным спонсором выставки Эрмитажа В Монреале является электрическая компания ГидроКвебек (Hydro-Qu;bec).
Выставка получила также широкое спонсорское финансирование от Ассоциации Добровольцев монреальского Музея изобразительных искусств (Тhe Volunteer Association of the Montreal Museum of Fine Arts ) и помощи от Наследия Канады (Canadian Heritage) по Программе Компенсации через Путешествующие выставки Канады ( Тhe Canada Travelling Exhibitions Indemnification Program).
Кроме того, Монреальский Музей благодарит кoмпанию Эр-Канада (Air Canada) и партнеров по СМИ «Ла Прес» (La Presse) и «Зе Газетт» (The Gazette). Его благодарность также простирается на министерство культуры и коммуникаций Квебека (Quebec’s Minist;re de la Culture et des Communications) и Совету по искусству при муниципалитете Монреаля (Conseil des arts de Montr;al ).
Параллельно с выставкой сокровищ российской империи в «Дэзарте» организованы, так называемые «Образовательные и культурные активити». То есть, бесплатные лекции по теме, демонстрация слайдов и кинофильмов. Посетители выставки имеют возможность познакомится с работами «Русский Ковчег» (L’Arche russe -фр.) и с «Робер. Счастливая жизнь» (Hubert Robert, a Fortunate Life -фр.) Александра Сокурова, с лентой Владимира Птащенко «Путешествие во времени и пространстве (L’Ermitage, un voyage dans le temps et l’espace -фр.), а также фильм Джозефа фон Штернберга, «Алая Императрица» (The Scarlet Empress
United States, Josef von Sternberg, 1934, 104 min., English)
Хорошее подспорье в познании — «Каталог» выставки «Екатерина Великая: Искусство для Империи» стоимостью без малого 60 канадских долларов и состоящий из 328 страниц. «Каталог» включает в себя 300 красочных фотоиллюстраций художественных работ и объектов выставки, девятнадцать эссе относительно различных ее аспектов. Изданный в отдельных выпусках на французском и на английском языках, каталог обеспечивает высокую познавательность русской экспозиции.
На первом плане выставки — экстраординарные сокровища, собранные Кэтрин Великой, демонстрирующие великолепие ее честолюбия и державных амбиций.

2.

Говоря о человеческих амбициях вообще, нельзя не вспомнить слова великого французского писателя Анатоля Франса (1844-1924): «To accomplish great things, we must not only act,
but also dream; not only plan, but also believe.»
Анатоль Франс — один из любимых писателей моей юности. У него я когда-то давным-давно учился словесному мастерству, перемарывая страницы его «Жерминаля». Теперь я одолеваю несколько предложений из него на языке подлинника. Но подходящую к случаю фразу для широкой публики привожу на английском. А.Франс говорит здесь как раз о великих вещах — «great things».
Российскую императрицу Екатерину также величали и величают Великой (Catherine the Great, Empress of Russia).
Неудобно мне сызнова, вслед за всеми, говорить о замысловатой истории жизни этой прославленной женщины, потому что всех, кто читает в этот момент мою статью, я считаю людьми культурными и интеллигентными. Им все это и без меня хорошо известно. Я только вынужден напомнить кое-какие моменты. Для тех, кто забыл. Или не знал. Или хотел бы узнать.
Муж Екатерины, сосватавший ее, — российский царевич Петр Третий, внук Петра Великого
(Карл Петер Ульрих Голштейн — Готторпский), был родом из немецкого графства Гольштейна (улавливаете ассоциативную похожесть: «голь без штанная»?). Гольштейния, вообще, хоть и немецкая сторона, однако это одна из бывших славянских областей, как и Пруссия (там говорили по-русски еще в начале XIX века), и откуда происходили многие российские цари и царицы.
А сама Екатерина — принцесса без наследства (София Фредерика Августа) из захолустного Ангальт-Цербстского княжества , приняла православие и в результате дворцового заговора, устроенного ею, Петр Третий, процарствовавший всего около полугода, был задушен 28 июня 1762 года в Ропшинском дворце. После сотворенного злодеяния Екатерина, возвысив участников переворота до фаворитов, сильно и властно продолжила европейское преобразование России, начатое еще Петром Первым и прерванное его наследниками.
Княжество Ангальт-Цербстское имело в длину километров десять, а в ширину и того меньше. Но было оно, что называется, «цивилизованным». Огромной дремучей Россией Екатерина правила на протяжении почти тридцатипяти лет, благополучно умерла в 1896 году в возрасте 67 лет и еще при жизни прослыла самой просвещенной монархиней своего времени.
«Я люблю нераспаханные, новые страны! — писала Екатерина парижскому философу и публицисту барону Мельхиору Гримму. — И, по совести, чувствую, что я годна только там, где не все еще обделано и изгажено».
Ну, хорошо. Но почему столь непомерно высокий титул «Великая»?
Вот в книге поистине великого персидского поэта Хакима Абольгасема Фирдоуси — в таджикском произношении Фирдавси (934-1025 г н.э.) «Шахнаме» или «Книге царей» высказано, в целом, три пожелания, по которым оценивается деятельность руководителя того или иного народа. Типа: «А вы, князь, в рыцарской защите женщин, не забывайте главного — спокойствия государства». Второе: «Сохраняй мир с соседями сколько возможно». И третье: «Если воюешь — веди победные войны и делись с народом трофеями».
Я далеко не уверен что дело оценки царской или, скажем, чьей-то президентской деятельности обстоит именно так, как наставлял их Фирдоуси. Но странно, деятельность Екатерины, с этой точки зрения — по совокупности — положительна.
И еще одно слагаемое. Самодержцу или диктатору нужно удержаться у власти по возможности долго — до самой своей глубокой старости. Тогда — еще при твоей жизни — появятся на свет гимны и оды в твою честь, бюсты из белого и розового мрамора, гранитные памятники в полный рост и бронзовые конные статуи. И исторические анекдоты. Потому, что те, кто знал историческую правду, будут к твоему концу погребены раньше тебя.
А за короткое время правления можно прослыть всего лишь, например, «храбрым» или «тихим». И только.
Надо же построить за время правления что-то, возвести, создать или отменить, посадить или насадить, наконец! А именно на это все и уходят годы и десятилетия.
О делах Екатерины, самодержавно управлявшей трудно управляемой огромной Империей и загубившей немало душ, о ее необыкновенных замыслах и свершениях, о любовных утехах и взаимоотношениях с вельможами, а также о судьбе России в екатерининскую эпоху — в эпоху отваги и авантюризма немало сказано и написано без меня. Империя развалилась. Как и многие другие. Но остались дворцы, площади, статуи. И Эрмитаж, искусство, а в нем, например, парадный портрет…

3.

Иконография Екатерины II составляет свыше пятисот произведений: яркие, ослепляющие роскошью парадные портреты и камерные, интимные изображения монархини поражают своей многочисленностью и разнообразием.
Лучшее и традиционное место для размещения пышных портретов — парадные лестницы и вестибюли. Парадный портрет на таких броских местах призван ослепить, а то и поразить гостей вашего дома-дворца знатностью и древностью вашего хозяйского рода, похвастать перед ними вашими высокопоставленными покровителями.
В этом смысле монреальский музей «Дезарт» чисто подошел под экспонаты санкт-петербургского Эрмитажа. Вестибюль, широкая лестница с ковровой дорожкой на второй этаж и там еще нечто пожожее на вестибюль — все это здесь имеется.
Затаив дыхание, посетитель поднимается по ступеням просторной парадной лестницы. И… Ах! Перед вами коронационное изображение Екатерины II в полный рост относящееся к лучшим образцам русского парадного портрета восемнадцатого века.
Автор — бывший крепостной, знаменитый российский художник Ф. С. Рокотов (1735 или 1736-1808).
Вложив в парадный портрет императрицы всю душу и все свое мастерство, Федор Степанович представил Екатерину величественной, несколько идеализированной и в то же время постарался внести черты непринужденности в традиционную парадную композицию. На полотне Ф.С. Рокотова 1763 года Екатерина в самом расцвете сил, ей тридцать четыре, и она уже много добилась, завоевала расположение общества, свергла с престола собственного мужа и стала императрицей.
Русский художник выполнял важный социальный заказ. Ему посчастливилось быть одним из тех немногих, кому Екатерина позировала.
Дело в том, что незадолго до этого, в 1775 году, в Петербурге побывал знаменитый шведский портретист А. Рослин, написавший большое парадное полотно, запечатлевшее императрицу в полный рост. Однако лицо Екатерины, исполненное иностранцем, никак не могло вызвать одобрение царственной заказчицы. Императрица иронично заявила, что хваленый портретист изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки, грубой и простой». И она заказала портрет Рокотову.
Императрица осталась очень довольна копией Федора Степановича или скорее всего, переписанной наново картиной А.Рослина, находя, что он – «из самых похожих». После этого инцидента Екатерина самолично приказала впредь, при изготовлении других экземпляров, следовать Рослину только в композиции, а лицо писать «по Рокотову».
Публики на выставке Екатерины каждый день несметное количество. Да жаль, перед портретами ныне редко кто из посетителей задерживается. При сменившейся технике живописи мастерство предшественников не вызывает никакого интереса у нынешних художников. А дилетантам, как например мне, эти технические тонкости и вовсе не нужны. К тому же многим просто непонятна художественная символика классицизма и неоклассицизма.
Так что бросил беглый взгляд на воздушную кисею или мех горностая , восхитительно тонко воссозданные на полотне кистью художников, и — прочь от портретов! К телеге!..
Тем более, что портрет кисти А. Рослина , хотя бы для сравнения, Эрмитаж с собой не привез. Я воспроизвожу здесь рослиновскую Катерину, пользуясь лишь благами интернета и цифровым автопортретом Эрмитажа, созданный самим музеем для поклонников искусства во всем мире.

4.
Итак, к карете, к кочу (coach -англ.), к тренеру, к гигантской конной четырехколесной повозке. Помните, как восклицал буйный господин Чацкий? Карету мне, мол, карету! «Сюда я больше не ездюк!» Есть здесь такая. Уникальная. Монархическая. Коронационная. На спецслучай. Созданная еще по приказу самого Петра Великого для церемонии коронации его жены, Екатерины I. Использаванная после того всего лишь раз пять. Превратившаяся чуть ли не в святыню. И это как бы основной момент Эрмитажа за рубежом.
Хотя художественное оформление тренера в стиле рококо не соответствовало неоклассическому вкусу Кэтрин II, она использовала ее для собственной коронации в 1762, сравниваясь таким образом со всеми предшественниками царями Романовыми и создавая видимость законности вступления ее на трон. Позже карета использовалась для коронаций сына Кэтрин II, Павла I, ее внука Александра I, и — уже будучи отреставрированной в стиле девятнадцатого столетия — для одного из ее правнуков, Александра II.
До этого вне России карета побывала лишь дважды: в 1991-1992 и в 1996 годах.
По замыслу устроителей выставки портрет Екатерины и ее монархическая карета, расположенные на одном, на втором уровне музея и напротив должны были бы дополнять друг друга, создавая впечатление мощи и роскоши российской империи. Но оказалось, что изящные накопления музея и расписанная дутым золотом дорожная повозка как бы противоборствуют, противостоят, разрушая некое единство.
Если честно, то карету в музее вы увидите прежде всего и прежде всех портретов. Ее сверкающие золотом роскошные обводы и гигантские колесные обода видны еще из нижнего вестибюля. Пока вы поднимаетесь по лестнице, громадная карета, как некий монстр, ошеломляюще нависает сверху над вашей скромной обыкновенной душой.
Восхищению монархической каретой нет предела. Восторг переполняет заполненные бытовизмом души ординарных посетителей. Задыхаясь от сластолюбивой мечты прокатиться на карете они называют ее не иначе как «сказочно восхитительной» и «чудом совершенства». (Хорошо еще, что не чудищем.)
-После кареты уже ничто не смотрится как надо,- пожаловалась куратор Натали Бондиль.
Но… спешите посмотреть: по моим сведениям Эрмитаж привозит с собой карету в последний раз. Несмотря на массивность, она все-таки хрупка и ее стоит поберечь.

5.

В целом, эрмитажная выставка тщательно подобрана и посвящена опыту императрицы по европеизации русского общества через культуру.
Выставка разделена на пять секций. Это «Кэтрин России», «Императрица-Философ», «Минерва Севера», «Просвещенная Патронеса», «Покровительница Искусств и Промышленности». Такое деление предопределено индивидуальностью Екатерины и ее легендарной судьбой. Последавательный осмотр этих разделов помогает посетителям исследовать пути, на которых царица устанавливала связи между Европой и Россией эпохи Просвещения, импортируя культурные ценности и поощряя искусства.
На выставке представлены все просветительские достижения Екатерины: ее переписка с Дидро и Вольтером, приобретенная для двора живопись XVIII века Джошуа Рейнольдса, Джозефа Райта из Дерби, Анжелики Кауфманн, Жана Симеона Шардена, Франсуа Буше, драгоценности и драгоценные камни, архитектурные модели некоторых зданий в Петербурге и Царском Селе.
Среди демонстрируемой мебели — превосходный цилиндрический стол известного краснодеревщика Дэвида Роентджена.
Выставка также предоставляет широкую возможность познакомиться с творчеством знаменитых российских художников и мастеров.
Словом, Кэтрин II, императрица России, предстает перед нами как самый большой коллекционер и патрон восемнадцатого столетия. Она верила в политическое значение искусства и была убеждена в его фундаментальной роли в социальном и культурном преобразовании России.
И как не обратиться здесь к историческим документам, подтверждающимим ее веру в благотворную силу искусства, ее замечательное культурегерьство.
5 июня 1779 года Екатерина II писала барону Мельхиору Гримму о находке в Риме мозаик, служивших » украшением будуара покойного (римского -В.М.) императора Клавдия» и приказывала: «сделайте так, чтобы их приобрели … они могут быть помещены в моём апартаменте, который … через две тысячи лет перевезут отсюда по приказу императора Китая или какого-нибудь другого глупого тирана, владеющего большей частью мира … 225 золотых цехинов за пол будуара, предназначенного служить трём таким …персонам как Клавдий, я и будущий император Китая или кто-либо в том же роде, в течение четырёх тысяч лет, никак нельзя считать устрашающим расходом».
Фрагменты римской мозаики были куплены; их и сегодня можно увидеть в «Вечернем зале» Царского села под Санкт-Петербургом.
Как и выставка ее любимого «Эрмитажа» эти мозаики являются своеобразным мостиком из прошлого в будущее.
Через настоящее.

***
   The Yong Street Revue