Мои переложения. Николай Шемякин. Из тайги в город

Виктор Балдоржиев
Юнкерсы над Куликовым полем

Багряным золотом отгорала первая послевоенная осень. Хлеб нам выдавали по карточкам. Над эвенкийской тайгой кружили «юнкерсы». Тяжело гудя, они плавно садились на временный аэродром между Маловском и Малым Амалатом. Вместе со всеми я бежал к складам, закрытым зелёным военным брезентом. Склады стояли прямо на поле. Вокруг обитало много куликов, и люди называли аэродром – Куликово поле.
Весёлые русские парни на трофейных «юнкерсах» доставляли нам, жителям северных районов, муку. Оживлённо переговариваясь, мы разгружали тяжёлые белые мешки и долго потом ходили белыми привидениями.
Мне шёл шестнадцатый год. Война закончилась. Отца арестовали зимой 1937 года, с тех пор мы ничего не слышали и не знали о нём. Демобилизовался из армии мой старший брат. Было решено, что всем нам пора возвращаться в город. Брат уехал первым, искать жильё и работу. Мы вот-вот должны были выехать за ним. А сердце мое щемило!
В последний раз я ушел на промысел в тайгу и выходил оттуда на три дня раньше. Кончились охотничьи припасы. Лайка моя убежала далеко вперёд, потом, радостно подвзвизгивая, вернулась ко мне. Значит, мама знает, что я уже где-то близко.
Вместе с клубами морозного пара я вошел в избу и остановился изумлённый. При тусклом свете керосиновой лампы на меня с любопытством смотрели незнакомые ребятишки. Мой младший брат Гошка стоял рядом с ними и тоже глазел на меня.
Мама радостно кинулась ко мне и, помогая снять со спину понягу, шёпотом сказала:
- У них мать померла от желтухи, сегодня похоронили. А маленьких я решила забрать к себе. Я уже перекупала их, одежонку нашу на них подогнала… Отец у них ещё из армии не пришёл. Из Багдаринского военкомата передавали, что он жив…
- Они Шайдулы Гарифулина дети? – спросил я тоже шёпотом, поворачиваясь к маме.
Вихрастые, маленькие Миша и Зина Гарифулины уже вовсю играли с нашим неугомонным Гошкой.
Наутро я отправился в заготконтору Багдарина. Сдал пушнину, часть отоварил ситцем. Надо было приодеть Мишу и Зину.
А над тайгой продолжали кружить «юнкерсы», на Куликово поле спешили к складам люди. Новости гуляли прямо ужасающие.
В Багдарине заготовитель, ездивший по дальним деревням и заимкам, рассказал мне страшную историю. В низовьях Амалата бандиты убили трёх охотников – двух братьев и их отца. Подъезжая к зимовью, заготовитель заметил, что после выпавшего снега, зимовье никто не навещал. Дверь была крепко подпёрта колом. Удивившись, заготовитель заглянул в маленькое оконце и тут же в ужасе отпрянул назад. Озверевшие собаки догрызали в зимовье трупы людей! Бандиты закрыли промысловых собак вместе с убитыми… Трясясь от страха, заготовитель запрыгнул в кошевку и помчался в район.
- Господи, что творится! – ахнули мама и, перекрестившись, добавила: - Ты шастаешь днями и ночами по тайге.
- Волков бояться – в лес не ходить! – бодро ответил я…
Брат нам писал, что после Нового года, как только будет жильё, он приедет за нами, да и машины тогда пойдут зимниками.
Детей Гарифулиных директор увёз в Багдаринский интернат. Жизнь была голодная и суровая. Женщины ходили в юбках из мешковины. Семьи, оставшиеся без кормильцев, голодали. Директор совхоза уговаривал людей потерпеть немного до лучшей поры. А где эта пора?
А «юнкерсы» гудели над тайгой всё реже и реже.
Однажды, ещё до рассвета, мама ушла на ферму. Я починял свои охотничьи принадлежности. Сумерки только начинали рассеиваться. Вдруг в избу быстро вбежала взволнованная мама.
- Колька, бери ружьё, дуй на ферму. Там в силосную яму попал какой-то зверь…
На ферме у силосной ямы, вооруженные вилами и лопатами, галдели и топтались скотник и доярки. В яме, прижавшись к бревенчатой стене, тряслась от страха дикая коза.
- Люди! – рассмеялся я, - вы сейчас похожи на первобытных дикарей, которых рисуют в книгах.
Пятнадцатилетний, я был полон уверенности, силы и правоты.
- Ты нам сказки не рассказывай! – закричали женщины. – Давай, стреляй, хоть мяса досыта наедимся. Что же ты стоишь? Шастаешь по тайге, стреляешь, а тут медлишь!
- В тайге я со зверем на равных, - медленно заговорил я, вдруг потеряв всю свою уверенность, - там кто кого перехитрит, а здесь животина в беде. От волка, поди, бедолага убегала, а попала к людям. Мы же сейчас для неё страшнее любого волка! У неё в брюхе не меньше двух инжиганчиков-козлят…
Я вздохнул и отвернулся. Стало тихо. Вдруг зазвенели вилы и лопаты. Женщины побросали своё оружие. Подобревшие, мы спустили в яму трап, который валялся тут же. Бедная коза недоумённо уставилась на появившуюся перед ней дорогу.
- Отойдите все! – крикнул я, и коза стремительно вылетев из ямы, высокими прыжками помчалась в сумеречный лес. Белые пятна на миг мелькнули и исчезли за деревьями.
Весело переговариваясь, женщины двинулись на ферму, а я – на Куликово поле, разгружать и загружать «юнкерсы»…
Декабрь заканчивался, мы готовились в дорогу. Перед самым отъездом к нам неожиданно ввалился солдат, в ушанке, валенках, полушубке. Настоящий часовой на забайкальском морозе! «Гарифулин, отец Миши и Зины» - радостно мелькнуло у меня в голове.
- Шайдула? – недоверчиво спросила мама.
- Спасибо тебе, Васса, за ребятишек! – вместо ответа, волнуясь и с акцентом, сказал солдат. Мама радостно рассмеялась: - Шайдула!
Пришлось нам вместе с ним ехать в Багдарин. Гарифулин переживал, что дети не узнают его… Узнали…
А через несколько дней за нами приехала машина. Мы погрузили вещи, а я всё искал свою лайку. Она будто почувствовала, что мы уезжаем и куда-то исчезла… Машина взревела, сильнейший мороз вдруг заклубился дымом и паром, мы тронулись в путь. В город! Лайки не были… Деревня исчезла за деревьями и сугробами….
Через месяц я получил письмо из Багдарина. Сестра писала, что моя лайка после нашего отъезда заскучала, перестала есть, а потом и вовсе пропала. Сердце моё сжалось от тоски и боли! Вокруг меня был город…
Совсем ошалевший, я толкался среди незнакомых людей. Побывал на барахолке. Такого скопища народа я никогда не видел! Люди собирались, как рыбы в ямах таёжных рек на зимовку. Барахолка кипела, иногда взрывалась возмущенными криками и воплями.
- Держи его, держи!
- Укра-а-али!
«На то и щука в омуте, чтобы карась не дремал!» - думал я, прислушиваясь к шуму. Безногий фронтовик играл на гармошке, старуха просила подяние…
Я купил новую телогрейку и решил сходить в кинотеатр «Пионер». В беличьей шапке, эвенкийских расшитых камусах, я вошел в ослепительное фойе и замер… Народу было много, но на меня смотрел мой земляк, охотник, таёжный житель. Тоже в беличьей шапке и эвенкийских камусах. Откуда? Как сюда попал? Значит, не я один из тайги прибыл. Улыбаясь, я стал подходить к нему. Он тоже двинулся навстречу мне и тоже улыбался. Вдруг я больно ударился носом в зеркальную колонну!
- Что, Витим-тайга!? На себя любуешься!? – весело и подбадривающе спросил пожилой мужчина, рассматривая меня с головы до ног…
Так я знакомился с городом. Побывал во всех кинотеатрах. Однажды воры украли у меня часы «Павел Буре», но они же и продали мне их обратно за три билета на вечерний сеанс кино…
Всё здесь для меня было чужим. В тайге свои законы, а здесь – свои! Там мы даже замков не знали, а тут…
Пришло время, и я стал искать работу. Объявления пестрели повсюду. «Требуются… требуются… требуются…» Наконец я выбрал одно: «Требуются рабочие всех специальностей и ученики электриков, одинокие обеспечиваются общежитием, есть вечерняя школа». Я пришёл по объявлению прямо на территорию завода. Здесь меня всё устраивало.
Это был Читинский машиностроительный завод.
Я приехал из тайги в город и устраивался на работу всего один раз. Оттуда же и ушёл на пенсию.

.................................
© Н. Е. Шемякин. Сюжет, 2000
© В. Б. Балдоржиев. Литературное переложение, 2000





......................................................