Мои года - моё богатство. Стихи разных лет

Владимир Юденко
   Возникла идея: представить весь свой поэтический творческий путь - по одному стихотворению за каждый прожитый год. Первое я сочинил в девятнадцать лет, второе - в двадцать... И так далее. При этом предпочтение будет отдано кратким произведениям, что несколько облегчит мою задачу.

   Все представленные стихотворения (кроме первого и последнего) были опубликованы. Второе - самым первым и практически в год написания, а третье - несколькими годами позже, но зато многократно. Эти мои пояснения помогут начинающим авторам дать самооценку своему дарованию, чтобы не питать ложных иллюзий о своём тернистом пути к поэтическому совершенству.
   Во-вторых, любому пишущему интересно на моём примере проследить этапы творческого становления и взросления поэта. Поэтом назвал себя впервые за пятьдесят три года литературной работы, поскольку совсем недавно мою подборку взяли в московскую "Антологию русской поэзии". А это - экспертная оценка со стороны.

   Возникла мысль издать тонкую книжицу из этих пятидесяти произведений, которые могут дать довольно полное представление о моём творчестве. Да и по цене такое издание не будет кусаться.
   Не исключаю, что включу в неё и свои афоризмы. Типа:

*  Правда истине к лицу.
*  Мир войне не помеха.
*  Интеллект - отражение разума.
*  Зло не сильнее добра, но оперативнее.
*  Тёмные силы не создадут светлого будущего.
*  Бездарность обладает удивительным талантом - обличать себя каждым словом.
*  Серость засасывает своей доступностью.
*  Деньги из воздуха - предтеча апокалипсиса.
*  Назови грабёж страны её спасением - и многие поверят.
*  Рождённая мысль либо быстро умирает,
      либо медленно обретает бессмертие.
*  Загадывай не на падающую звезду, а на восходящую.


МОЕЙ ПОЭЗИИ

Светлейшей мысли вдохновение,
моей судьбы - живая плоть.
Не заслужила ты презрения
и похвалу прогнала прочь.

1965
Трубчевск


ПАРУСНИК

Тебя
Вдруг встретив
Может поначалу
Доверюсь -
Словно парусник причалу;
Но если ветер вновь наполнит паруса -
Меня заманит моря бирюза,
И я помчусь, тайфунам всем переча,
И очень краткой будет наша встреча.
Но мы успеем:
Всё глазами скажем...
Случится в море
Всяко может с каждым.
И пусть оно
Мне путь устелет пеной -
Вернусь
Живым к причалу непременно,
И тихо бортом к берегу приткнусь
И прошепчу:
"Ведь обещал - вернусь!
Сдержал я слово.
Ты своё сдержи -
Меня
Сильнее моря
Привяжи."

1966
Могилёв-Подольский


В АХТУБИНСКОЙ СТЕПИ

Я
стал
скалой,
упёрся -
и ни с места!
Я - ветром стал
и обогнул скалу.
А степь -
была мне
первою невестой,
с которой танцевал я на балу.
Но
одолела всё-таки
усталость,
в степных просторах
крепко так
уснул,
что снилось мне:
жар-птица
удалялась -
наверное, нечаянно
спугнул...

А утром
снова,
сбросив плед тумана,
я стану
монолитным
и простым:
скалой,
чтоб
солнце
встретить
рано,
и ветром,
чтоб вести его
к другим.

1967
Ахтубинск


НЕЖНОСТЬ

Пусть будет так,
как было прежде,
и даже лучше будет пусть.
Над миром растворилась нежность,
и в нём же - затерялась грусть...

Я собирал по всем дорогам
цветы утерянных надежд.
Нашёл ни мало и ни много:
один цветок - и чист и свеж.

1968


ОДИНОЧЕСТВО

Над землёю:
ни утро ни вечер,
тихо падают листья, кружась.
Догорают последние свечи,
окружающей тьмы не боясь.

Не задуть их... И всё же - погаснут,
не дождавшись другого огня.
Одиночество - очень опасно.
Как же ты в эту ночь без меня?

Как ты, милая, осень встречаешь?
Сердцу что доверяешь тайком?
Не поверю, что ты не страдаешь
ни о ком,
ну совсем ни о ком.

1969
Рига


БЕЗ ТЕБЯ

Уже не могу без тебя:
ни минуты, ни часа, ни дня.
Принесите мне чашу огня
и плесните в лицо -
пламя сильное тушат огнём!
Моё сердце сгорит,
и ты даже не вспомнишь о нём.

Совсем не могу без тебя -
ни минуты, ни часа,
ни дня.

1970


СТРАННИКИ

Приходим в мир
напористо, горласто!
При жизни тоже голос не щадим...

А вот уходим -
тихо и скуласто,
всех удивив молчанием своим.

1971


ХИРОМАНТИЯ

Две линии:
и сердца, и ума -
перечеркнула
линия печали.
Любовь была единственной вначале.
Вначале лишь
единственной
была.

1972


ДОВЕРИЕ

Отчизну все хотят любить!
Но как её любовь измерить?
Солдат своих благодарить -
свои границы им доверить.

1973


ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Чем боле угасала та звезда,
которая тепло и свет дарила, -
тем более соседняя светила,
что ранее была и не видна.

1974


ТРУБЧЕВСКОЕ РАЗДОЛЬЕ

Брянский край,
Трубчевское раздолье!
Синие леса и небеса.
Радостью, надеждою и болью
земляков звучат здесь голоса.
А когда спешу я на свиданье
к голубой красавице Десне,
трепетней становится дыханье:
мест прекрасней не встречалось мне.

Брянский край, Трубчевское раздолье!
Встречи жду... Пусть даль твоих дорог
радостью, надеждою и болью
заметёт следы моих тревог.

1975


ВЕНЕЦ

О, жизнь моя,
ты праведно решила!
"По Сеньке шапка" -
Так сказал отец.
И, если ты
другой несла венец,
о, жизнь моя,
ты, право же,
спешила.

1976