Свидетельство Н. Б. Розенфельда

Елена Шувалова
1934 год. Иллюстрации Н.Б. Розенфельда к изданию сказки «Конёк-Горбунок» издательства «Aсademia».

На двух иллюстрациях этого издания запечатлён «сам Александр Сергеич Пушкин»: на развороте обложки, – поднявшийся как Иван прямо к солнышку, в крестьянских (хоть и несколько «отгламуренных») лаптях, -  и на первой странице текста, вещающий четверым «аркадским пастушкам» (Старику и его троим сыновьям) свою сказку…

  Здесь надо сказать, что в 1934 году Пушкин ещё считался (с 1915 года, по настоянию пушкиниста Н.О. Лернера), автором Зачина сказки «Конёк-Горбунок».

  Ершововед Т.П. Савченкова считает, что Пушкин изображён художником перед зачином именно поэтому:

  "И как бы в поддержку этого мнения над зачином размещалась литография художника Н.Б. Розенфельда, на которой был изображён поэт с обликом Пушкина-лицеиста, декламирующий стихи персонажам сказки "Конёк-Горбунок" - старику и трём сыновьям."**

  Но, если это так,  - если изображённый Розенфельдом Пушкин имеет отношение только к четырём строчкам зачина, то почему:
 
- Поэт, изображённый «с обликом лицеиста» указывает на Царское Село (стилизованное из пушкинских рисунков) с «парящим» над ним гербом Николая, а не Александра, Первого?..

- Пушкин одет не в лицейский мундир (синего цвета с красными обшлагами)? Правда, это и не кафтан камер-юнкера (1834 года, когда была издана сказка). Но при том, что одеяние Пушкин тех же цветов, что и царский (Николаевский) герб, - мы можем заподозрить здесь Пушкина-придворного. Конечно, ничего вроде удивительного нет в том, что Пушкин здесь, получается, соответствует себе 1834 года, когда была написана сказка «Конёк-Горбунко», если он сочинил её Зачин… 

  Почему тогда Пушкин такой юный? Да и все четверо братьев со стариком – юные! Они похожи на ангелов в райских кущах. И Пушкин прибыл к ним – ангелом, - только очернённым Николаем!

  Ну ладно, пусть здесь Пушкин имеет отношение ТОЛЬКО к Зачину, - как к своему произведению…

  Но Савченкова как бы не замечает второго изображения Пушкина в книге Розенфельда: поднявшегося на Горбунке прямо к Солнцу в виде дурака Ивана! Как Татьяна Павловна прокомментирует этот рисунок? Ведь если Пушкин – Иванушка, - главный герой, - то и ВСЯ СКАЗКА, - значит, - его!

Можно подумать, что это свидетельство Розенфельда одинаковое со свидетельством С.Д. Лебедевой, у которой Пушкин так же сидит на коне (Кобылице) в виде Ивана-дурака (как пластилиновая марионетка). Но марионетка Лебедевой сделана уже после того, как М.К. Азадовский «доказал», что Пушкин «не имеет отношения» к сказке «Конёк-Горбунок» (1935 год)…

  Вот здесь можно посмотреть иллюстрации к «Коньку-Горбунку» Н.Б. Розенфельда, который, судя по ним, явно считал, что вся сказка «Конёк-Горбунок» принадлежит перу А.С. Пушкина: https://kid-book-museum.livejournal.com/856770.html







Продолжение:http://www.proza.ru/2018/11/02/686




*Николай Борисович Розенфельд — живописец, график.
Брат Льва Борисовича Каменева. Жил в Москве. Участник выставок об-ва «4 искусства». Преподавал во ВХУТЕМАСе. Работал художником в книжном издательстве «Академия».
Николай Борисович, его бывшая жена Розенфельд Нина Александровна, сотрудница библиотеки в Кремле, и племянник были арестованы (1935) по «кремлевскому делу». Розенфельд обвинялся в участии в заговоре ряда служащих, работников комендатуры Кремля, которые, по данным НКВД, готовили покушение на И.В. Сталина. Погиб в заключении. Был реабилитирован в 1988 году.
==============================
Источники:
Н. Зенькович. «Самые секретные родственники».
Википедия. «Кремлевское дело».

** Т.П. Савченкова.  М.К.  АЗАДОВСКИЙ  ОБ АВТОРСТВЕ ЗАЧИНА СКАЗКИ П. П. ЕРШОВА «КОНЁК - ГОРБУНОК» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 4. с. 77-82..