Гений и злодейство

Виктор Притула
Размышляя над мемуарной прозой


Андрей Вознесенский – На виртуальном ветру. М. Центрполиграф, 2018 -446 стр.
Зоя Богуславская – Предсказание. М. Центрполиграф, 2018 - 623 стр.
Леонид Шебаршин- Рука Москвы. М. Центрполиграф, 2018 - 448 стр.
Виталий Коротич – От первого лица. М. Центрполиграф, 2018 - 351 стр.

Чтение мемуаров – занятие не из простых. Это не детектив, не любовный роман. Не фэтези или фантастика, не приключения, и не социальная драма. Относительно классики, - вопрос дискуссионный, - поскольку мемуары – жанр. Причем ведущий родословную  едва ли не от  «Записок Юлия Цезаря». А может еще из «книги книг» – Библии, если рассматривать Евангелия как некие субъективные мемуары четырех Апостолов.
Итак, мы пришли к выводу, что мемуары всё таки – жанр.
Причем не менее захватывающий, чем все прочие.
К чему это? -  спросит читатель. На что – отвечу: люблю читать мемуары.
Есть пословица: «свято место пусто не бывает».
В годы минувшие была, в канувшем в Лету издательстве «Вагриус», серия «Мой 20 век». Достойное собрание мемуарной литературы, как отечественной, так и зарубежной. Но издательство «Вагриус» почило в бозе, а вот серия трансформировалась в московском издательстве «Центрполиграф» в весьма интересную коллекцию «Наш XX век», состоящую из  исключительно отечественных (потому как «НАШ») мемуаров самых различных знаковых персон. Не пишу «культовых», во-первых, потому что ненавижу такую дефиницию, а во-вторых, потому что составители серии включили в нее мемуары почти современников, иные еще живы, другие ушли из жизни совсем недавно. Герои серии подчас противоположны в своем мировоззрении. Одни «шестидесятники» и позже «перестройщики», другие «государственники», а для кого-то матерые «большевики, красно-коричневые, государственники-патриоты» (сегодня «госпатриотизм» снова в политическом тренде).
Но все они так или иначе «герои своего времени».
А потому начнем с поэта.
Книга потрясающе поэзо-прозаических эссе Андрея Вознесенского «На виртуальном ветру» завораживает как и вся его поэзия от начала до конца, поскольку он не творил, он просто жил своей жизнью, в которой дыхание заменяли стихи.
Его мемуарные эссе легки и прозрачны, как бессмертная рок-опера «Юнона и Авось».
А рядом стоит томиком потолще - проза его музы Озы - Зои Богуславской «Предсказание».
Мне сложно сказать каково это быть литератором в тени такого баобаба, как Андрей Вознесенский. Но у Богуславской остро отточенное перо. Ее мемуарные портреты-эссе «сухи и точны, как рисунок углем» (по Пастернаку). В ее альбоме потрясающих портретов – Олег Меньшиков и Василий Аксёнов, Олег Табаков и Алла Демидова, а еще Ванга, Мессинг, Джуна и даже Брижжит Бардо. А ещё Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган и прочие «фёрст леди» Америки.
Не хватает лишь Раисы Максимовны и Ксении Собчак, но они явно не героини Зои Богуславской.
И ещё о двух антиподах.
Леонид Шебаршин и Виталий Коротич. Охранитель и разрушитель.
30 марта 2012 года у себя на квартире из наградного пистолета застрелился экс-глава советской разведки Леонид Владимирович Шебаршин. Эта была легендарная, неординарная личность.
В смутные дни августовского путча 1991 года, после ареста Крючкова Шебаршин становится «факиром (КГБ)  на час».
У меня подчас возникает провокационный вопрос а мог ли шеф ПГУ КГБ примерить роль Наполеона и спасти Отечество?
Ответ нисколечко не совпадает с исповедью  на заданную тему, которую вы найдете в книге Шебаршина «Рука Москвы».
Не мог и в мыслях не допускал. Это лишь задним умом мы все крепки. Шебаршин свои заблуждения искупил не по христиански и трагически, а вот Виталий Коротич в мемуарном томе «От первого лица» продолжает играть свои бесовские игры.
Из официального сайта журнала «Огонёк»:
«С его приходом журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонёк» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонёк»… С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни».
Вот вам и «прораб перестройки». Но Коротич - бес мелкий. Березовский все же был масштабнее.
В 1991 году  «перестройка» приказала долго жить. И Коротич как мавр, сделавший свое дело, отправился в пенаты дяди Сэма, а потом …
Долго жил в Штатах. Вернулся. Сейчас обретается то ли в Киеве, толи и в Москве.
Его книга «От первого лица» по моему мнению, подчеркну МОЕМУ ЛИЧНОМУ МНЕНИЮ, – ничто иное как Автоапология Иуды, если бы тот не повесился из угрызений совести. Коротич никогда не повесится и не застрелится! А уж издательство вольно выбирать кого включать в эту славную мемуарную серию. Как говорил Великий кормчий: «Пусть расцветают сто цветов!»