Родословная Питирима Сорокина

Евгений Пажитнов
Ищем потомков! 89262371485@mail.ru
....................
1.с. Туръя, Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми)- родился.
2. г.Великий Устюг - родина отца.
3.с.Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии - родина матери.
4. с. Коквицы - место смерти и захоронения матери.
5. с. Римья - проживал брат Прокопий в семье тёти Анисьи Васильевны.
6. ... работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район), он окончил школу грамоты.
7. с. Гам .. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.
8. с. Хреново.. Благодаря рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской семинарии деревни Хреново (в Костромской губернии), где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым
9. г. Кинишма. В 1906 заключён в тюрьму города Кинешма.
10. г. Ивано-Вознесенск. Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван».
11. Санкт-петербург...
12. г. Великий Устюг. .. в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс
1908, лето – участвует в работе экспедиции П. И. Соколова
по изучению Печорского края.
1909, лето – участвует в работе экспедиции П. И. Соколова
по изучению Печорского края.
13.с. Баки .. деньги были так и не уплачены не только за первое, но и за второе полугодие, в результате чего в начале 1910 года он был отстранён от занятий и вместе со своим товарищем по несчастью Н. Д. Кондратьевым уехал в село Баки Варнавинского уезда Костромской губернии.
14.г. Москва. В марте 1918 входит в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. 7-16 мая участвует в нелегальном VIII Совете партии эсеров, в мае становится редактором газеты «Возрождение» в Москве.
15. г. Великий Устюг. В июне — октябре по заданию «Союза возрождения России» руководил подготовкой восстания против большевиков в районе Великий Устюг — Котлас — Архангельск. 30 октября в Великом Устюге сдался ЧК.
16. г. Берлин. Первоначально выехал в Берлин.
17. г.Прага. Проживал в Праге, Чехословакия, редактировал журнал «Крестьянская Россия».
18. В октябре 1923 году выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство.
19. г. Бостон. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931—1959 годах — профессор Гарвардского университета
20. г.Винчестер. умирает в своем доме № 8 по Клиффстрит
в Винчестере (штат Массачусетс); могилы на кладбище не существует,  прах хранится в семейном доме.
.......................
ИЗДАНЫ ЛИ ПИСЬМА?
В одном из своих писем из Америки, адресованных тетке Анисье (в детстве
заменившей ему мать), П. А. Сорокин писал: «Я из простого деревенского
парня стал ведущим ученым не только Европы, но и Америки...» Цит.
по: Липский А. В., Кротов П. П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина
// Социологические исследования. 1990. № 2. С. 133. Здесь же уточняется
место рождения П. А. Сорокина: село Турья Яренского уезда Вологодской
губернии (приблизительно в 120 км на северо-запад от Усть-Сысольска,
ныне Сыктывкара Республики Коми)
..................
А.Н.Сивкова автор статьи.
Наставник Образцов

Поиск ответа на этот вопрос неизменно приводит к наставникам, к учителям Сорокина в Гаме. Один из них – Александр Николаевич Образцов. Именно он в свое время стал инициатором открытия школы в Гаме, он же и благословил Питирима поехать в это костромское село. Вероятно, выбор объяснялся тем, что все учебные заведения, существовавшие в то время в Вологодской губернии, готовили лишь священников. А в Хренове можно было выйти за «замкнутый круг» – избрать светскую форму обучения. Этим и воспользовался Сорокин.

Что же касается учителя Образцова, то Сорокин, как удалось выяснить автору этой публикации, его не забыл. Спустя много лет, в 60-е годы прошлого века, завязалась переписка между вдовой Александра Николаевича – Анной Николаевной и Питиримом Сорокиным. Лишь тогда известный социолог смог узнать, что Образцов умер еще в 1926 году. В Сыктывкар, где проживала Анна Николаевна, полетели из Америки письма с множеством вопросов. Пожилая женщина с радостью отвечала на них. Но с таким трудом налаженная переписка в одночасье оборвалась: в квартиру Образцовых в сыктывкарском Лесозаводе пришел человек из КГБ, забрал все письма с заокеанскими печатями и адресами. А вскоре после этого, в 1968 году, ушел из жизни и Питирим Сорокин.

Немногие знают, что напряженная, насыщенная, чреватая многочисленными опасностями пятилетка до высылки из советской России вместила для П.Сорокина не только выпуск его знаменитой «Системы социологии», но и... создание научно-фантастической повести «Прачечная человеческих душ». Находясь в эпицентре противостояния красных и белых и даже скрываясь от преследований, он умудрялся писать статьи и готовить анкеты, касающиеся и истории коми народа. Одним из первых в России ученый пытался издать брошюру об ужасах голода, свидетелем которого стал во время поездки в Самарскую губернию незадолго до высылки. В архивах Саскачеванского университета в Канаде, куда после смерти Питирима Александровича попала часть его наследия, дожидается своего исследователя не только богатейший эпистолярный пласт, оставшийся от
.......................
Письмо из Сыктывкара от жены учителя в Гаме:
№ 225. А.Н.Образцова – П.А.Сорокину
Сыктывкар, поселок Лесозавод, ул. Серова, д. 47, кв. 2
12 июля 1963
Привет из Сыктывкара!
Здравствуйте, уважаемый Питирим Александрович!
Хочется поделиться с Вами о своем житье-бытье, хотя бы вкратце: Александра
Николаевича уже давно нет в живых. Умер он в 26 г. Нет в живых и Коли. Мне
77 лет – прабабушка. Еле хожу-брожу. Живу с дочкой Лизой и внучкой. В Сыктывкаре
же живут Саша и Паня. Дети хоть морально поддерживают меня. Было от Вас,
Питирим Александрович, письмо из Вашингтона… Адрес потеряла и потому переписка
прекратилась – потеряла Вас, о чем очень, очень сожалею. Если дойдет до Вас
это краткое письмецо, надеюсь, черкнете.438
С пожеланиями Вам всего доброго, счастливого,
А.Образцова
Адрес наш: Коми АССР, г. Сыктывкар, посел. Л/з, ул. Серова, д. 47, кв. 2.
.....................
помню, что была статья Анны Сивковой в газете "Республика" (Сыктывкар) про семью Образцовых.

...................
Нисходящая роспись: Сорокин Прокопий ...
Поколение 1
1. Сорокин Прокопий ...

Мать детей: ...
   Сын: Сорокин Александр Прокопьевич (?-1900) (2-1)
   Дочь: Сорокина Анна Прокопьевна (3-1)

Поколение 2
2-1. Сорокин Александр Прокопьевич (?-1900)
Родился: ?. Умер: 1900
Отец: Сорокин Прокопий ... (1)
Мать: ...
Мать детей: ... Пелагея Васильевна (?-07.03.1894)
   Сын: Сорокин Василий Александрович (1885-?) (4-2)
   Сын: Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) (5-2)
   Сын: Сорокин Прокопий Александрович (1893-?) (6-2)

3-1. Сорокина Анна Прокопьевна
Родилась: ?
Отец: Сорокин Прокопий ... (1)
Мать: ...
Муж: Дранковский Михаил ...


Поколение 3
4-2. Сорокин Василий Александрович (1885-?)
Родился: 1885. Умер: ?
Отец: Сорокин Александр Прокопьевич (?-1900) (2-1)
Мать: ... Пелагея Васильевна (?-07.03.1894)

5-2. Сорокин Питирим Александрович (1889-1968)
Родился: 1889. Умер: 1968. Продолжительность жизни: 79
Отец: Сорокин Александр Прокопьевич (?-1900) (2-1)
Мать: ... Пелагея Васильевна (?-07.03.1894)
Жена: Баратынская Елена Петровна (1894-1975)
   Сын: Сорокин Пётр Питиримович (10.07.1931-2015) (7-5)
   Сын: Сорокин Сергей Питиримович (1933) (8-5)


6-2. Сорокин Прокопий Александрович (1893-?)
Родился: 1893. Умер: ?
Отец: Сорокин Александр Прокопьевич (?-1900) (2-1)
Мать: ... Пелагея Васильевна (?-07.03.1894)
Жена: ...
   Сын: Сорокин ... (9-6)
   Дочь: ... (10-6)


Поколение 4
7-5. Сорокин Пётр Питиримович (10.07.1931-2015)
Родился: 10.07.1931. Умер: 2015. Продолжительность жизни: 83. Печальная новость пришла из США. На 85 году ушел из жизни старший сын Питирима Сорокина Пётр Питиримович Сорокин.. . Пётр Питиримович родился 10 июля 1931 года в Бостоне, Массачусетс. В 1952 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук (Bachelor of Arts) в Гарвардском университете. В 1953 году, там же, он получил степень бакалавра наук (Bachelor of Science). В 1958 году в Гарварде ему была присвоена степень доктора философии (PhD) в области прикладной физики.. . С 1957 года Пётр Сорокин работал научным сотрудником Исследовательского центра Томаса Ватсона в крупнейшей американской компании IBM. C 1968 года за высокие достижения в области изучения лазеров он стал пожизненным научным сотрудником  IBM, что считается высочайшим достижением в рамках компании. В 1976 году он стал членом Национальной академии наук США.. . Пётр Сорокин внес значительный вклад в изучение лазеров. Со своим коллегой Р. Ланкардом он изобрел  первый лазер на красителях, что стало революцией в лазерной индустрии. За свою научную работу и открытия Пётр Питиримович был удостоен множества престижных исследовательских премий и наград. В 1974 году Институт Франклина присудил ему Медаль Альберта Майкельсона. В 1983 году Национальная академия наук наградила его Призом Комстока в области физики. В 1984 году за крупный вклад в развитие квантовой электроники и лазеров он был удостоен престижной международной Премии Харви, присуждаемой Израильским технологическим университетом (Технионом) в Хайфе. В 1991 году Американское физическое общество наградило Петра Сорокина  Первой премией им. Артура Шавлова в области лазерных наук. В последние годы ученый занимался исследованиями в области астрофизики и изучал вопросы строения Вселенной.. . В 1977 году Пётр Питиримович женился на Аните Джейн Шелл. Они воспитали двух детей: дочь Елену, которую назвали в честь матери Петра Елены Баратынской, и сына Пола.. . С 2011 года Пётр Питиримович входил в состав наблюдательного совета Фонда Питирима Сорокина (Винчестер, США), который основал его младший брат Сергей Питиримович Сорокин.
Отец: Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) (5-2)
Мать: Баратынская Елена Петровна (1894-1975)
Жена: Анита Джейн Шелл
   Сын: Сорокин Пол (11-7)
   Дочь: Сорокина Елена Петровна (12-7)

8-5. Сорокин Сергей Питиримович (1933)
Родился: 1933. Возраст: 85
Отец: Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) (5-2)
Мать: Баратынская Елена Петровна (1894-1975)


9-6. Сорокин ...
Родился: ?
Отец: Сорокин Прокопий Александрович (1893-?) (6-2)
Мать: ...


10-6. ...
Родилась: ?
Отец: Сорокин Прокопий Александрович (1893-?) (6-2)
Мать: ...


Поколение 5
11-7. Сорокин Пол
Родился: ?
Отец: Сорокин Пётр Питиримович (10.07.1931-2015) (7-5)
Мать: Анита Джейн Шелл

12-7. Сорокина Елена Петровна
Родилась: ?
Отец: Сорокин Пётр Питиримович (10.07.1931-2015) (7-5)
Мать: Анита Джейн Шелл


Персон: 12. Дата построения отчёта: 24.08.2018
...............................

....В целом я запомнил эти годы как счастливые и интересные, несмотря на недоедание и другие физические трудности, которые временами обрушивались на нас в периоды отцовских запоев. В конце концов, не хлебом единым жив человек, и жизнь бесконечно богаче, чем простое чередование физических удобств и неудобств.

Брат Василий был старше меня примерно на четыре года (*21). Когда мы жили с ним вдвоем, он проявил себя энергичным, изобретательным и инициативным человеком. В писании икон, изготовлении металлических окладов, а также в "отвлеченной учености" я вскоре превзошел его. Но он, несомненно, оставался лидером во всех остальных видах деятельности, особенно в том, что касалось поисков и выполнения заказов, домашних обязанностей и добывания средств к существованию во время отцовских запоев. После того как мы ушли от отца, в течение двух лет самостоятельных трудов он был чрезвычайно удачлив как руководитель всех наших предприятий. Хотя ему еще не исполнилось и пятнадцати, брат каким-то образом ухитрялся получать разрешение на малярные и декорационные работы в церквях, в том числе даже в кафедральном соборе города Яренска, на золочение и серебрение икон, осветление канделябров и другой церковной утвари, на изготовление медных, серебряных и золоченых окладов для икон, так называемых риз. Я уже не говорю о том, что он находил заказы в школьных зданиях или домах сельской интеллигенции и крестьян. Он, должно быть, обладал особым даром убеждать начальников, которые в результате доверяли такую работу подростку. И он справлялся с этой работой не хуже отца. Без его руководства я бы не решился оставить отца и, конечно, вряд ли смог зарабатывать на жизнь как странствующий ремесленник. При деловой сноровке Василия мы с ним составляли неплохую команду, дополняя и поддерживая друг друга и делая каждый свою работу в соответствии со способностями.

После примерно двух лет совместной жизни и труда наши дороги разошлись, поскольку я поступил сначала в обычную школу, а после окончания - в преподавательское училище. Какое-то время Василий в одиночку продолжал наши труды в Коми. К несчастью, наше расставание сделало его одиноким. Постоянные скитания из села в село не дали ему возможности ни установить тесные дружеские связи с соседями, ни обзавестись семьей и начать оседлый образ жизни. Из-за этого он начал искать утешение в водке и стал вести сумасбродную жизнь сельского "битника", после чего его заработки упали, а работы стало совсем мало. Наконец, когда такая жизнь вконец опостылела ему, Василий решил уехать из Коми края и перебраться в Санкт-Петербург. В столице он прожил несколько лет, зарабатывая на жизнь, как фабричный рабочий, ремесленник, торговец и служащий. После моего переезда в Санкт-Петербург мы частенько встречались и делили друг с другом скудные доходы. Так продолжалось около года или несколько дольше. Наши встречи внезапно прекратились после его ареста и высылки в Сибирь за революционную деятельность. Как я сам и многие другие, Василий "заразился" революционными идеями и настроениями в Санкт-Петербурге в 1905-1907 годах. Его подрывная деятельность вскоре была раскрыта царской охранкой (тайной полицией), В конце концов брат был арестован и "в административном порядке", т. е. без суда и следствия, сослан в Сибирь на долгие годы. Как все политические ссыльные, в начале революции 1917 года он был освобожден правительством Керенского (*22).

После образования правительства коммунистов Василий участвовал в антибольшевистской деятельности. Осенью 1918 года на архангельско-устюжском фронте во время гражданской войны он был схвачен и расстрелян коммунистическими палачами. Так закончилась его полная приключений, богатая событиями, но не слишком счастливая жизнь. Вечное блаженство ему в Царствии Небесном.

Мой младший брат Прокопий жил не с нами. После смерти мамы ее старшая сестра Анисья с мужем Василием Ивановичем Римских забрали брата к себе. Они жили в маленькой деревушке Римья, на берегу реки Вычегды (*23).

Не имея собственных детей, они вырастили Прокопия и вообще относились к нам троим как к родным сыновьям. В трудные времена, особенно в периоды отцовских запоев, мы с Василием довольно часто искали у них убежища и неизменно находили кров, пищу и сердечную заботу в этом крестьянском доме (*24). Мы часто жили у них неделями, и они от всей души делили с нами то немногое, что имели. Со своей стороны мы помогали в повседневных трудах и относились к ним так же, как дети крестьян Римьи к своим родителям. В бродяжьей жизни, которую мы вели с отцом, эта деревушка Римья стала нашей "малой родиной"; изба Анисьи и ее мужа была нашим настоящим домом, а тетя и дядя - семьей. В Римье мы жили чаще и дольше, чем в любом другом селе Коми края. В Римье мы были не "пришлыми чужаками", как в других селах, а постоянными членами общины; мы были "парнями из Римьи": наша жизнь не отличалась от жизни деревенских детей, и относились к нам соответственно (*25). Именно поэтому Римья занимает столь значительное место в моей жизни и памяти. Несмотря на неграмотность, и тетя Анисья, и дядя Василий были дружелюбными, умными, честными и работящими людьми, в ладу с миром, соседями и самими собой. Выражаясь современным языком, их можно было бы определить как целостные личности, незнакомые с завистью, злопамятностью, депрессиями и другими психоневрозами. Дядя был рыжеволосый, широкоплечий, крепко сбитый мужчина. По окончании сельскохозяйственных работ большую часть осени и зимы он проводил вне дома в дремучих лесах, бил зверя, ставил силки, ловил рыбу, чтобы подработать. Благодаря жизни на природе он был здоров как "леший". Как свои пять пальцев он знал огромные лесные массивы, повадки, особенности поведения и следы животных, богатые рыбой протоки и заводи, всю тайную жизнь лесного царства. Дядя считал себя частью этого огромного царства, населенного не только обычными, но и фантастическими существами, вроде хозяина лесов - лешего и множества разных небесных, болотных, озерных, ночных и т. д. духов. Для него эти существа были почти так же реальны, как и обычная лесная живность. Он рассказывал нам массу историй о своих встречах и опыте общения с этими духами. Будучи прирожденным поэтом в душе, он любил таинственное лесное царство и восхищался его загадочной красотой.

В Римье и окружающих деревнях его звали "туном", колдуном. Такой репутацией он, вероятно, был обязан своей сверхъестественной способности вправлять все виды вывихов и смещений суставов. Не зная ничего об анатомии человека, дядя, каким-то образом манипулируя вывихнутыми костями, неизменно удачно вправлял их обратно. Он никогда не брал плату с многочисленных пациентов и никогда не хвалился своим богоданным талантом. Как настоящему художнику, ему нравилось костоправство само по себе.

Дядя не любил много говорить, а если и говорил, то кратко и по существу. Однажды я сцепился с братом Василием. Сидя на крыльце, дядя безучастно наблюдал за нашей дракой. Тетя Анисья заволновалась и попыталась разнять нас. Дядя же на все это лишь кратко заметил ей: "Женщина, никогда не вмешивайся в драку двух сумасшедших". Его внешняя суровость скрывала, однако, мягкое сердце и чувствительную натуру. Когда я однажды болел воспалением легких, он и Анисья без отдыха ухаживали за мной дни и ночи подряд.

Я провел много времени с дядей, охотясь и обходя поставленные силки на звериных тропах, сопровождая его в походах за стерлядью и семгой, помогая в обработке земли и сборе урожая. Он не только учил меня технике сельскохозяйственного и промыслового труда, но и знакомил с лесными секретами: от хитроумных способов ловли осетра до владений различных "духов" - лесовиков, водяных, озерных и даже домовых.
........................
Я до сих пор отчетливо помню последние дни его жизни. Вместе с другими крестьянами Римьи во время весеннего половодья он подрабатывал, перегоняя большие плоты из толстых бревен вниз по Вычегде и Двине в Архангельск. Каждая бригада плотогонов сплавляла свой плот по течению, стараясь не допустить, чтобы его разметало ветром, или не посадить на мель. Обычно это занимало три - четыре недели. В ту весну он подхватил где-то в пути дизентерию и через несколько дней после возвращения ему стало совсем худо. Наконец один из "духов" сообщил ему о приближении смерти. В один из солнечных дней он слез с постели и с трудом добрался до крыльца. Там дядя постоял молча несколько мгновений и тихо произнес: "Хочу последний раз глянуть на чистое небо, серебряную реку, деревья и луга. И сказать последнее "прощай" этому миру и всем вам. Прощайте!"

На следующее утро он умер. Несмотря на неграмотность, этот "тун" и "лесовик" был прирожденным философом, поэтом и по-настоящему хорошим человеком. Вечная ему память!

Подвижная и энергичная в работе по дому и в сельском труде тетя Анисья не только без устали заботилась о нас, но и активно участвовала в жизни сельской общины. Она одевала и кормила нас и всегда находила время порадоваться и погрустить вместе с нами, поругать за проступки и похвалить за успехи. Она была нам по-настоящему нежной, любящей и преданной матерью. Без ее любви и заботы мир вероятно оказался более холодным и враждебным, а наши характеры без сомнения были бы более грубы и агрессивны.

Многие годы после смерти дяди Василия с помощью одного Прокопия она должна была выносить все тяготы крестьянского труда в поле и дома. И она мужественно несла свой крест до самой смерти около 89 или 90 лет (*26). Я продолжал посещать ее и гостить у Анисьи многие годы после смерти ее мужа. Ее скромная бревенчатая изба оставалась моим домом даже тогда, когда я учился в учительской школе, в Психоневрологическом институте и Петербургском университете. Во время летних каникул я обычно проводил месяц или дольше с тетей Анисьей. Во время такого отдыха я на самом деле помогал ей в сельскохозяйственных и других работах. К счастью для меня, в годы учебы и позже я мог оказывать ей скромную финансовую помощь (*27), возвращая таким образом ей мизерную часть той неограниченной любви, которую она дала мне и моим братьям. Потеряв настоящую мать в раннем детстве, мы обрели чудесную мать в дорогой нашей тете Анисье.

Поэтому я и не могу сказать, что в детстве не испытал теплоту материнской любви.

Как я уже упоминал, после смерти мамы годовалого Прокопия взяли к себе дядя и тетя. Они воспитывали его как крестьянского ребенка. Каким-то образом Прокопий выучился чтению, письму и счету. Во время наших частых побывок в Римье мы все втроем хорошо узнали друг друга и стали настоящими братьями. По внешности и характеру Прокопий был более крестьянином и менее "образованным", чем его бродяжничавшие братья. От нас, однако, он многое узнал о людях, нравах, о жизни большого мира вне Римьи и ее окрестностей. Честный, дружелюбный и надежный, он жил жизнью крестьянского подростка под опекой дяди и тети. Такой жизнью он жил и после смерти дяди Василия до того момента, как его забрали в армию и послали служить в большой русский город. Там он соприкоснулся с "цивилизованным" миром и, кроме всего прочего, обучился на счетовода, конторщика и продавца. После окончания воинской службы и с полного одобрения Анисьи он поступил на место продавца-счетовода в одну из торговых фирм Великого Устюга. Там он жил с другой теткой, Анной, сестрой нашего отца, и ее мужем Михаилом Дранковским (*28). Они даже официально усыновили его. Здесь он со временем женился и имел двоих детей. Его жизнь текла в установленном раз и навсегда порядке и довольствии, обычная для счетовода в магазине до тех пор, пока не свершилась коммунистическая революция. Когда в Великом Устюге был установлен коммунистический режим, его арестовали - частью из-за какой-то подрывной деятельности, а в основном из-за меня, за то, что был братом "врага коммунистов No 1", каковым тогда меня объявили местные коммунистические власти. Здоровье Прокопия, не очень крепкое в то время, было быстро подорвано поистине нечеловеческими условиями содержания заключенных в Великоустюжской коммунистической тюрьме (в которой довелось сидеть и мне и где меня даже приговорили к смертной казни). Несколько месяцев спустя после ареста он умер в тюрьме.

Так оба моих брата сгинули в русской революции. Я не знаю, где они похоронены, так же как не знаю и где безымянные могилы моих родителей. Мою печаль от этой потери усиливает и то, что в Дни поминовения усопших я желал, но не мог прийти на их могилы с молитвой и благодарностью за те годы, что мы прожили вместе насыщенной и радостной жизнью. Единственным моим утешением является то, что они живут в моей памяти, и я вспоминаю их не только в Дни поминовения, но очень часто сейчас в конце моей жизненной дороги. Вечная память их бессмертным душам!

Такой вкратце была природная, социальная и семейная среда моего детства.

...................

Мы вели кочевую жизнь с отцом. Как только заканчивали работу в одном селе, надо было двигаться в другое. Если отец заранее договаривался о заказе, мы переезжали и брались за работу, если нет, мы отправлялись ее искать. Иногда находили, иногда нет. В последнем случае, с камнем на душе, мы вынуждены были ходить из села в село, пока не подворачивалась какая-либо работа. Большинство переездов мы совершали, нанимая крестьян с телегами. Наши скудные пожитки и рабочие инструменты грузились на одну из них, а мы сами садились на другую. Иногда, когда мы ехали в деревню для выполнения небольшого заказа или когда отец не имел денег нанять лошадь, мы шли пешком, неся с собой минимум инструментов и одежды.

В годы странствий мы работали во многих селах и деревнях. Мы исходили вдоль и поперек весь Коми край. Несмотря на определенные преимущества, эта кочевая жизнь имела свои физические и психологические трудности. Часто, если расстояние между селами было значительным, нам приходилось ночевать на дороге без пищи и крова; поскольку в селах не было мест общественного питания, мы часто даже не могли купить еды у крестьян. Зимой мы часто замерзали в одежде не по сезону.

Но, возможно, даже более трудным было психологически привыкнуть к этим отъездам и приездам. Чаще всего нам приходилось уезжать, когда, пробыв в селе несколько недель, мы только-только установили хорошие дружеские отношения с детьми и взрослыми, только-только почувствовали себя дома в этом селе и превратились из чужаков в членов общины. Каждый отъезд означал резкий разрыв эмоциональных связей с вновь приобретенными друзьями. Он означал возврат к кочевому существованию бродяг, не имеющих ни дома, ни корней. Эти переживания из-за отъезда усиливались опасениями относительно приезда в новое село, т. е. чувством незащищенности и уязвимости. Как к нам отнесутся? Дружелюбно или враждебно? Найдем ли мы там работу? Будет ли у нас пища и кров? Такого рода волнения вкупе с чувством психосоциальной изолированности от общины были на самом деле очень тяжелыми. Позднее, уже как социолог, я узнал, что такое состояние приводит к так называемым "анемическим"  самоубийствам и другим умственным расстройствам. Я хорошо помню, в какие депрессии повергали нас эти постоянные разъезды и как горько я плакал, оставаясь один, переживая внезапные расставания с друзьями и возвращения к жизни перекати-поля.
...........................
КОМИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО "ОРДПУ".
В 1995 году в администрации г.Сыктывкара Республики Коми была зарегистрирована общественная организация "Коми генеалогическое общество ОРДПУ".
Устав был принят на учредительном собрании общества 01.02.1995 г. Тогда же был избран состав правления. Председателем был избран Игнатов М.Д., секретарем-координатором Малыхина А.Г.
Коми генеалогическое общество под названием "ОРДПУ", что дословно означает "Родословное древо", создалось с целью объединения в единый творческий коллектив разрозненно действующих генеалогов-любителей, для оживления и координации работ отдельных исследователей родословных.
Юридический адрес общества "ОРДПУ": 167001, г.Сыктывкар, ул.Карла Маркса, 212-11. Игнатову Михаилу Дмитриевичу.
Контактный телефон: 43-99-78 Малыхина Анна Георгиевна.
...........................