Убийство странной бабочки

Аньвар Наильевич Тазутдинов
Прежде чем начать это повествование хочу сделать небольшое отступление. Знаете, в чем весь ужас этого рассказа для автора? Неизбежный и неотвратимый.  В том что, после первых двух абзацев девять человек из десяти перестанут его читать. Причина, как ни странно, в соответствии темы названию. После понимания этого факта большинство читателей нас и покинет.

«Убийство странной бабочки» - звучит интригующе и загадочно. Название притягивает, но у большинства людей сразу возникает предположение, что носит оно лишь форму иносказательную, а сам рассказ о чём-то совершенно ином. Об убийстве? О какой-либо интересной и необычной женщине? Или это детективная история? Или, может быть, драма? А почему бабочка странная? Как вообще бабочка может быть странной? И почему именно бабочка, а не какое-нибудь другое животное или насекомое? Все эти вопросы при прочтении названия в считанные секунды возникают в голове. А рассказ, к разочарованию многих, действительно про убийство странной бабочки. «Убийство всего лишь какой-то бабочки?», - усмехнетесь вы, посчитав тему никчемной и  малозначимой.  Готов с вами поспорить: любая история на тему жизни и смерти невероятно важна,  как минимум для тех, кто в ней участвует. И вы никогда не докажете умирающему что его смерть малозначима: ни человеку; ни животному; ни насекомому (если бы имели, конечно, возможность для общения с ним). И ни в коем случае нельзя утверждать, что смерть человека значимее смерти любого другого живого существа, ибо значимее она может быть только лично для вас, а для других существ или даже людей всё может быть иначе. Вот и для этой бабочки смерть была самым страшным событием. Она была очень болезненной и мучительной, это было видно, и жить она хотела не меньше любого умирающего человека. Но, впрочем, обо всём по порядку...

Сегодня утром я проснулся и обнаружил то, что в нашем дворе вдруг открылся сезон бабочек – у дома прямо под моим окном их слетелось около двадцати. Такого прежде я никогда не видел. Это было похоже на сказку. Сразу поднялось настроение. Появилось ощущение нереальности происходящего. Бабочки были удивительно красивы – с огромными черно-оранжевыми крыльями они кружили у дома, то взлетая ввысь и исчезая из виду, то возвращаясь назад. Их поведение показалось мне странным. Обычно, когда я наблюдал за бабочками, они летели и летели куда-то вдаль, а эти улетать не спешили: они кружили на одном месте и отлетая метров на десять потом все время возвращались и садились на ветки одного и того же дерева. Но одна бабочка показалась мне особенно странной. В отличии от других она сидела не на дереве, а на заборе и прилетала всё время точь-в-точь на одно и то же место. Проследив, как она повторила  это раз пятнадцать, я был весьма озадачен, а затем ушел.

Вернулся я примерно спустя час. К моему удивлению, ничего не изменилось. Праздник бабочек продолжался. Но больше всего меня удивило то, что на том же месте на заборе сидела, наверное, та же самая бабочка. Она улетала и возвращалась снова и снова, а стоял и наблюдал за ней. Это казалось удивительным. Что может заставить бабочку быть привязанной к одному и тому же месту? Я видел, как привыкают к одному месту животные и люди. Знакомая обстановка даёт чувство защищенности и уверенности. Но ведь в данном случае речь идет всего лишь о неразумных насекомых. Я бы еще не так удивился, если бы речь шла о пчёлах или муравьях, они обладают коллективными инстинктами, но в данном случае это были всего лишь бабочки, которым такое поведение, по моим представлениям, были совершенно не свойственно. Неужели и у них может быть привязанность к одному месту? Из этого допущения следовали поразительные логические выводы: это должно означать что бабочки могут, во-первых,  узнавать местность, во-вторых, способны чувствовать себя защищенными или не защищенными, а в третьих, могут нуждаться, также как животные или люди в самом чувстве защищенности! А это вопрос уже вообще из разряда психологии, что должно в свою очередь свидетельствует о наличии психики. А наличие психики уже должно говорить о наличии сложного мозга или по крайней мере о довольно развитом сознании. До настоящего момента я был уверен, что бабочки даже и в пространстве ориентироваться не умеют и что вообще им это особо и не нужно. Я внимательно пригляделся к остальным бабочкам и заметил что, в отличие от той, что места они меняли, неизменным оставалось лишь дерево, на которое они садились. И тогда я снова обратил внимание на бабочку-домоседку. Крылья у неё были словно бархатные, а на спине было что-то вроде черной ровной и густой шерсти, которая казалось даже ещё более бархатной чем крылья.  Впереди были два, также черных, длинных изогнутых усика с утолщениями на конце. Бабочка была безумно красива. 

Мне стало интересно - видит ли она меня. И я начал периодически приближаться к ней или просто махать в её сторону рукой. Реакция была незамедлительной – оказалось, что она меня видит очень хорошо и сразу реагирует на моё даже малейшее движение рядом с собой. При моём приближении она мгновенно улетала, потом снова возвращалась назад. «Почему бы ей не улететь в другое место, если здесь есть столь надоедливая личность, как я?», - возник вопрос в моей голове. Каждый раз покружив в воздухе какое-то время, иногда до нескольких минут, бабочка всё равно возвращалась на своё место. Затем опять улетала, а я внимательно следил за каждым её движением в воздухе: ошибки быть не могло – это была одна и та же бабочка, которая всё время возвращалась на одно и то же место. Когда я убедился в этом окончательно, удивлению моему не было предела.

После этих экспериментов я уехал и вернулся домой через несколько часов. Как я уже и ожидал, бабочка снова сидела на своём месте. Чтобы убедиться что эта та же самая бабочка, я напугал её снова и проследил, как полетав немного, она снова вернулась и села на забор. И тут я понял, что моё мнение о бабочках в этот день полностью перевернулось. Я увидел в них разумных существ, младших братьев по разуму, в моём сердце появилось умиление и даже трепет. Для меня стало очевидным, что они намного более похожи на нас чем мы думаем. Умиление было настолько сильным, что захотелось прикоснуться к этой бабочке, погладить её. И я это сделал. Она как раз сидела ко мне спиной и не заметила приближения руки. Прикосновение было почти неосязаемым, настолько тонким было её крыло. Бабочка вспорхнула и улетела, а вернулась спустя минуту. В этот момент я почувствовал какое-то единение с ней. Если раньше она было для меня каким-то загадочным существом из параллельного мира, то теперь стала намного более понятной и близкой.

Вернулся к бабочке я через полчаса, проверить на месте ли она. Я уже был заинтригован и интерес мой был велик. Она оказалась на месте. Вот только вела себя почему-то совсем иначе. Если раньше она подолгу могла сидеть без движения, потом плавно взлетала и безмятежно умиротворенно летела, совершенно никуда не спеша, то теперь её движения были резки. Даже сидя она быстро махала крыльями, затем вдруг сводила их в верхней точке и производила ими странные дрожащие движения. Потом вдруг неожиданно бабочка резко вертикально взлетала, в считанные секунды пропадала из виду и тут же возвращалась снова. Затем опять резко улетала уже по направлению к другим бабочкам и начинала за какой-нибудь из них из них гоняться. Затем очень быстро улетала от них, пропадала из виду и также неожиданно возвращалась назад, на своё место на заборе. Было понятно, что с ней происходит что-то странное.

Век бабочек короток, я об этом знал и подумал, что она умирает от старости и просто предчувствует свою смерть. Но приглядевшись к другим бабочкам, подобного поведения ни у кого из них я не заметил. Они по-прежнему были спокойны и безмятежны. Бабочка-домоседка в очередной раз села на свое место, я пригляделся к ней: она ещё чаще чем раньше лихорадочно двигала крыльями, как будто ей было очень-очень больно. И тут я заметил на одном крыле целую группу странных трещинок, одна из которых была очень большой. Крыло у неё практически распадалась на куски. И вдруг я всё понял. Это было то крыло к которому прикасался я.  Из глубины памяти всплыла фраза о том что крылья бабочек трогать нельзя, потому что может разрушиться какой-то защитный слой. Я быстро пошел домой к компьютеру, вбил в яндексе вопрос и убедился что это действительно так. Это был шок. Я снова вернулся к бабочке. Трещины на крыле еще больше увеличились, но бабочка еще могла летать. Но делала это в пять раз быстрее чем раньше. Было очевидно, что она это делала из-за боли. Огромное чувство сожаления возникло у меня. Именно эта бабочка перевернула мои представления обо всех бабочках, именно она стала сегодня мне почти родной, и именно этой бабочке, совершенно того не желая, я сделал так больно!

Через полчаса я обнаружил её уже лежащей на земле. Она была ещё жива, двигала лапками, пытаясь подняться, но конечно же никаких шансов сделать это у неё не было. От крыла к которому я прикасался, остались лишь рваные лоскуты, второе крыло от соприкосновения с землей было повреждено тоже. Я аккуратно переложил её на бумажку, она какое-то время пыталась ползти по ней, потом начала биться в конвульсиях.  И в этот момент произошло еще одно странное событие удивившее меня. Одна из бабочек села рядом с умирающим собратом, зачем-то начала трогать его лапками и сидела рядом с ним до тех пор пока умирающая бабочка не перестала шевелиться. Что это было? Может быть они были знакомы и здоровая бабочка прощалась с другом? От этой мысли стало страшно. Это уже совсем как-то по-человечески.  Но чем это могло быть ещё? Даже не могу себе представить.
 
Другие бабочки умиротворенно летают у моего окна и сейчас. А той бабочки, за которой я наблюдал целый день, уже нет. Она умерла в муках. По моей вине. А я сижу за компьютером и пишу исповедь её убийцы. И думаю о том как легко принести вред, совершенно того не желая и не понимая. Как легко убить!  И о том, как часто это происходит в нашей жизни. В моей жизни подобное было не раз.  И далеко не всегда гибнут бабочки, часто гибнут люди. Из-за аварий, из-за чьей-то халатности или просто из-за неразумных поступков. И возникает огромное количество вопросов в голове. Какова вина тех кто не хотел убить, но убил? Виноваты ли они или виновато стечение обстоятельств? И какова будет расплата их и какова будет расплата моя? И встретится ли мне эта бабочка в виде тарантула в следующей жизни, от укуса которого я умру?