вкус уходящего лета

Юрий Ник
Отправным, для этого ностальгического излияния стало эссе Ирины Анди.

http://www.proza.ru/2018/08/22/1701

 Не претендую на понятие - рецензирую. Скорее откликаюсь. Навеяно текстом и порой.

 "А я то подумал, что тут о мороженом.))

Сам люблю именно пломбир. Видели бы вы, Ира, что называли оным в моём детстве. Кусок голимого льда. Чуть сладкий и только в цвете угадывалось лёгкое присутствие молока. Воровали в южной республике безбожно. Но даже это убогое дитя Азербайджанского пищепрома, нельзя было купить за обозначенные на обёртке деньги.
Цена возрастала прямо пропорционально расстоянию от молокозавода.

Настоящий вкус мороженого я ощутил впервые в Артеке. Всю наличность( рублей пять), что мне выделили на месяц в Крыму, я спустил на эскимо в шоколаде.))

И позже, в страшно холодной Самаре, даже в морозы, я тащил в комнату общаги развесной Московский пломбир. Он не терял пластичности и в минус двадцать. Зато сметана в нашем буфете скрипела льдом на зубах...
 Вспомнились слова мамы, в годы своего студенчества, будучи в Баку, она тоже попала враз под обаяние неведомого до селе продукта. И обьелась так, что потом долго не могла на мороженое даже смотреть.
 Но я вышел более стойким и порой с трудом укладываясь в понятия меры и вкуса, тяги к лакомству по жизни не растерял.

 Правда, сегодня, не смотря на все потуги рекламы, приходится констатировать - всё туфта с претензией на натуральное.

Что до вашего...

У юга масса плюсов. Фрукты в их числе. А череда их тут зациклена и почти беспрерывна.

 Зима же, в детстве, кончалась в начале февраля. У этих дней был свой, незабываемый и неповторимый, вкус и запах... ошпаренных ростков черемши.

Ира, вы оторвались от гор. А мои корни так и остались у их подножия.
 Когда горцы приносили в город первый халяр, буквально всё окрест заполняли эфиры дикого чеснока.
 И только после заиграют все описанные вами тона и краски буйной весны, жаркого лета и неизбежной грусти осени.

 Азербайджан - страна граната. Едва ли не родина.
 По мне так он, наряду с виноградом, из королей фруктового мира. Совершенство формы и содержания.

 Северное, ценно самим фактом наличия. Подвиг, даже толика скудного лета сохранённая и впитанная в себя.
 Южане же, более избалованы солнцем, изнежены и полны вариаций.

 Кстати, о горчинке и кислинке. Дешевле разбодяженного мороженого, на рынке были шары сладких гранат. Всего-то десять копеек за один увесистый снаряд.
 Я тогда искренне недоумевал, почему взрослые предпочитали кисло-сладкий. Вкус к гармонии и смокованию прививает время.))

 Вот и сегодня, более всего нравятся мне именно сложные сочетания и не всякое сладкое хочется вкусить.

 В чём поддержу ещё. Каждому шарику сорбета, положено своё время. Только тогда он трогает по-настоящему.

 В нашей семье было принято загадывать желание, отведав первую в году клубничку, черешенку, арбуз или бубочку винограда. Дорогого стоило и ожидание очередного праздника души.
 Ныне это уже не так. Клубника доступна с восьми часов утра. Но тот ли это фрукт? Можно ли сравнить его с собственноручно сорваным с куста или дерева?

 А что горчит ныне в дорогом...
Это зрелость. Так заведено и от такого не убежать.
И в этом свой толк и цимус.))"
 
   23.08.2018