Глава 2. Командирские классы. Служба старпомом ПЛ

Анатолий Бабенко 2
   Фотография сделана автором

На командирские классы в Ленинград  от подводников Черноморского флота были направлены  пять офицеров: капитан-лейтенант Жучков Владимир Прокопьевич, старший лейтенант Полиневский Владимир Александрович,  старший лейтенант Петраченко Александр Васильевич, старший лейтенант Седов Владимир Васильевич и автор этих строк старший лейтенант Бабенко Анатолий Яковлевич.
   Я и Седов В. Были определены  в 103 группу. Со мной на командирских классах учились, представители со всех флотов интересно было общаться и слушать офицеров с Северного и Тихоокеанского флотов. В первых они были и старше возрастом, и старше  в званиях.  Правда, позже в обучении оказывалось, что у нас  дизелистов им тоже приходилось коечему учиться. Но это все возможно опишу позже.
   Особенно были такие харизматические личности как капитан 3 ранга Шпортько Александр (старший помощник командира ПЛ 671проекта), капитан 3 ранга Киселев Валерий (тоже старпом с такого проекта) оба из Западной Лицы. Капитан 3 ранга Горбунов (командир БЧ-2 с 670 проекта «Гога», так мы его звали) тоже из Западной  Лицы. Капитан 3 ранга  Кучеренко Владимир (старший помощник 641 проекта  знаменитого Полярного). Капитан 3 ранга  Губин Виктор и капитан 3 ранга Пищальников (с  «659 –Т» проекта Тихоокеанского флота).               
                               
     И вот начал вспоминать с кем учился на классах, все как в кино проплыло перед глазами образы молодых, красивых, здоровых, жизнерадостных офицеров подводников. Ведь перед ними открывалась огромная перспектива  дальнейшей службы под водой и огромной карьеры.
  Я всё - таки перечислю их всех в тех званиях и укажу, с каких флотов.
    С Северного флота капитаны 3 ранга Грогуленко Г., Севастьянов В., капитаны - лейтенанты Позняк В., Хияйнен В., Федяев В.
   С Тихоокеанского флота капитан 3 ранга Лупач А.., капитан лейтенант Храмцов А., Фролов В.,
   С  Балтийского флота капитан-лейтенант Дьяченко  и с Черного моря старший лейтенант Седов В. и  автор этих строк.
    Мы овладевали наукой уничтожать противника и старались познать и освоить все, что нам преподносили преподаватели. А это были в хорошем смысле «монстры» так старшим группы или классной дамой в нашей группе был опытный подводник капитан 1 ранга Шеховцев, а в 104 группе, где учился мой одноклассник Владимир Полиневский капитан 1 ранга Свербилов. Все подводники того времени знали этих «асов подводных глубин».  Так в жизни капитана 1 ранга Свербилова был случай, когда ему командиру 613 проекта пришлось буксировать и оказывать помощь аварийному атомоходу. Причем уже когда я стал командиром ПЛ, у меня служил боцман старший мичман  Слепцов Виталий Михайлович , который рассказывал как это происходило. Он тогда был матросом, говорил, всех переодевали, мыли, и кто выпил спирта, был спасён.
  И ещё интересно  рассказывал сам командир капитан 1 ранга Свербилов,  пытались взять атомоход на буксир, но все концы рвались. Оказывается на атомоходе взяли линии валов на стопора. Вот такие бывают ситуации в море, когда случаются аварии.
  Обучение происходило интенсивно, преподавательский состав был грамотным, опытным и самое главное давали необходимое. Торпедное оружие читал капитан 1 ранга Зайонц со своей любимой присказкой: «Катастрофически медленно идём, не успеваем».
   Все слушатели внимательно слушали его и у всех были хорошие конспекты по торпедному оружию. Я понимал, что служить буду на торпедной лодке и старался уяснить все тонкости торпедного оружия.
  Крылатые ракеты преподавал капитан 1 ранга Балясников так, что лекции пролетали как одно мгновение.
    Особенно большое внимание все мы уделяли обучению на кафедрах применения торпедного и ракетного оружия. Слушатели с дизельных подводных лодок быстрее вникали и реагировали на изменение обстановки. Они действовали, сообразуясь с возможностями подводных лодок по занятию позиций залпа.
   Слушатели с атомных подводных лодок определяли курс отряда боевых кораблей, затем маневрируя,  ложились на курс для корректуры дистанции. После определения курса  маневрируя,  сравнивали свою скорость со скоростью отряда боевых кораблей, определяли скорость и затем занимали позицию залпа. В результате атака затягивалась, и дистанции залпа были маленькие.
   Преподавали нам правила выхода в атаку опытные подводники капитаны 1 ранга
Абрамов О.К. , Передерий, Каширский, Онищенко, Панин.
   Управление подводной лодкой преподаватели под руководством контр-адмирала Русина Ю. С.,  каждый из них  не один год прокомандовали подводными лодками.
   Расчёт ГКП под командованием капитан-лейтенанта Бабенко А.Я. занял первое место на состязаниях  лучший ГКП ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ.
   В составе: командира  капитан-лейтенанта Бабенко А., старшего помощника командира капитана 3 ранга Горбунова Г., помощника командира капитана 3 ранга Лупач Л., командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Дьяченко В.), боцмана на горизонталь-ных рулях капитана 3 ранга Губина В., старшиной команды трюмных машинистов капитана 3 ранга  Грогуленко М.
   
  Всем участникам расчёта были выданы грамоты за подписью начальника 6 ВОК ВМФ
Вице-адмирала Я.Глоба. (Яков Николаевич Глоба служил командиром штурманской боевой части с1941- 44г. на подводных лодках типа «М» и начальником штаба 152 бригады подводных лодок 1954 - 57г. на Черноморском флоте).
 

  Кроме изучения всех необходимых дисциплин и отработки командирских навыков в расчётах КБР (корабельный боевой расчёт), ГКП (главный командный пункт) для применения носимого оружия и ведения борьбы за живучесть подводной лодки.
  Появилась возможность занятий спортом. Ведь  ни для кого не секрет, что этого на флоте с той организацией и быть не могло. Разыгрывались настоящие матчи с большой группой болельщиков между первым (командным)  факультетом и вторым (будущих флагманских специалистов),  а также с постоянным составом  6 ВОК ВМФ. Все турниры выиграла команда первого командного факультета.
  Это было самое светлое «пятно» в служебный период моей жизни.
  Многие командиры высказывали своё мнение о спорте – лучше иметь двух пьяниц, чем одного спортсмена. Я же всю свою службу убеждался в обратном. Конечно, профессиональных  спортсменов на лодке не вырастишь, а физически здоровых молодых людей заряженных на здоровый образ жизни. Обязан их поддерживать, они среди молодёжи пользуются правами лидеров. Сейчас опять в российской армии и флоте повернулись лицом к спорту и даже производят дополнительную плату. И по всей стране сдают нормы ГТО. Раньше у нас  в армии было ВСК третьей, второй и первой степени.
  На командирских классах мне было присвоено самое флотское звание капитан - лейтенант.

  По окончанию командирских классов мне предложили перейти на новую должность.
Старшим помощником командира по боевой подготовки на  новостроящийся ракетоносец. Я прошёл дополнительную медицинскую комиссию. Но приехал командир дивизии капитан 1 ранга Алексеев Станислав Георгиевич и убедил меня не терять перспективу в службе и продолжать служить на Черноморском Флоте. Я потом не один раз задумывался над своим решением остаться в 14 дивизии подводных лодок. Но изложу всё по порядку. 
    В сентябре 1977 года я был назначен старшим помощником командира  С-70 , сменив на этой должности капитан-лейтенанта Иванкина Ивана Кузьмича убывшего на классы, т.е. 6 ВОК ВМФ.
  Дела я принимал у командира подводной лодки капитана 2 ранга Куликова А.А., старший помощник  убыл на классы, на учёбу.
  Анатолий Алексеевич сказал,  принимайте подводную лодку. Вы будете, её командиром я убываю к новому месту службы в 27 бригаду подводных лодок в Феодосию. На должность заместителя командира бригады подводных лодок.
   Подводная лодка  С-70 вошла в состав ВМФ в 1953году. Эта подводная  лодка впервые осуществила плавание на полную проектную автономность в 30 суток. Лодкой командовал капитан 2 ранга Рыбалко  Леонид Филиппович. Лодке разрешалось всплывать ночью для выброса мусора. Зарядки аккумуляторной батареи производить под РДП (работа дизелей под водой – ПЛ осуществляет плавание в этот период на перископной глубине) . Самый опасный режим об этом я  подробно расскажу Вам позднее.
 Плавание началось 4 ноября 1954 года из Севастополя, маршрут пролегал вдоль Южного берега Крыма в сторону Кавказского побережья и в обратном направлении. 4 декабря 1954года подводную лодку торжественно встречали в Севастополе. Весь экипаж был награждён правительственными наградами. Основные итоги этого похода:
  -выявилось, что при движении под РДП в воздушную шахту подачи воздуха к дизелям попадали выхлопные газы, особенно при ветре с кормовых углов. Причина воздушная шахта и шахта вывода отработанных газов были недостаточно  разнесены по высоте и длине рубки ПЛ., практически находились рядом;
 - при плавании в штормовую погоду под РДП в лодке наблюдались резкие скачки барометрического давления в сторону понижения (накрытие волной и закрытие поплавкового клапана);
 - загазованность поступающего в прочный корпус воздуха менялась в диапазоне  неблагоприятного для здоровья, до неудовлетворительного для дыхания;
 - состав крови у экипажа менялся в худшую сторону, изменилось количество гемоглобина – верный признак лёгких отравлений угарным газом. В крови появились недопустимые микроэлементы;
 - сказывались недостаточная вентиляция, ядовитая атмосфера в отсеках, нехватка витаминов, солнца и движения.
  По итогам плавания внесли изменения в проект 613:
  - разнесли на максимально возможное расстояние шахту забора воздуха и трубопровод выхлопных газов. Выхлоп газов стал осуществляться в воду через устройство, называемое у подводников «петух» находящийся в корме ограждения рубки;
 - был модернизирован проект 613 , стал 613 В - увеличилось количество баллонов воздуха высокого давления – размещённых в киле ПЛ, увеличилось количество топливных цистерн и соответственно топлива. Увеличился запас пресной воды и масла. Всё это позволило увеличить автономность до 45суток.
  Однако при этом не всё было учтено для улучшения жизнедеятельности экипажа.
   
Через 10 лет этой подводной лодке в 1964 году после первого автономного плавания в Чёрном море, опять пришлось выходить  первой из Черноморских лодок для несения боевой службы в Средиземное море. Командовал этой лодкой капитан 2 ранга Бежанов Виктор Иванович.
   Ещё один рекорд неофициальный пришёлся на эту ПЛ С-70 её экипажам пришлось дважды встречать  Новый Год на боевой службе в Чёрном море – в 1971г. и 1974году.
  Анатолий Алексеевич Куликов был грамотным командиром и не единожды завоёвывал призы как по стрельбе по морской цели, так и по минным постановкам.
 Я выходил на ней в море, будучи прикомандированным  старшим  помощником и было приятно учиться у него. Экипаж был подготовленный и все задачи в море выполнял ус-пешно. Проблема была в период стоянки в базе. Но это зависело от старшего помощника командира и от заместителя по политической части.
   Подводная лодка стояла в среднем ремонте в судоремонтном заводе №13. Практически прибыв, принимать дела на лодку я получил приказание командира бригады капитана 1 ранга Бежанова В.И. прибыть к нему. Прибыв я увидел, что в кабинете комбрига находился капитан 2 ранга Куликов А.А.. Комбриг приказал принимать мне дела командира ПЛ и отпускать Анатолия  Алексеевича к новому месту службы. На вас я уже второй раз написал представление на командира, но Москва сообщила молодой.
  Я понял надо принимать дела и окунулся во всё хозяйство этой войсковой части 10515.
С актом прибыл к комбригу основное, не хватало 25 комплектов аварийного белья.   Получил приказание заниматься и нечего мне жаловаться. По годам это бельё уже давно должно было быть списанным, но надо предъявлять наличность при списании.
   Сказал капитану 2 ранга  Куликову А.А., я подпишу акт, а вы скажите комбригу, чтобы на этот период подводную лодку освободили от «поборов» (на все мероприятия собирали с ПЛ, всё по не многу  спирт, продукты, краску и выделение экипажа на работы).
    Я думал, он не пойдёт к комбригу - но всё было передано.
 Познакомился с экипажем:
   - командир и старпом в одном лице – Я.
   - заместитель командира старший лейтенант
Берсенев Фёдор Петрович;
   -командир БЧ-5 инженер - старший лейтенант
Нишпор Владимир Фёдорович;
   -командир БЧ-1 лейтенант Коржавин Владимир 
Аркадьевич;
   -командир БЧ-3 старший лейтенант Наговицын
Сергей Владимирович;
   -командир БЧ-4, начальник РТС  старший лейтенант Мисан А.А;
   -командир моторной группы движения инженер - лейтенант Зальц Виталий Викторович;
   -начальник медицинской службы старший лейтенант Кириенко Владимир Иванович.
Ведущим  строителем  по ремонту подводной лодки был старший строитель Сидоров Борис Петрович. Удивительно спокойный, грамотный, обладающий  огромным опытом по ремонту подводных лодок.