Орёл - решка

Алексей Шутёмов
  Старый профессор Луиджи Пьерино очнулся, потрогал голову. Потом посмотрел на небо за решёткой.

  — Весело, ничего не скажешь! -

  — Вот и новый обитатель, — донеслось из другого угла. На профессора смотрел некогда щеголеватый, но и сейчас неплохо державшийся молодец с лихо закрученными усами. — За что отправили к нам в гости? -

  — Пытался в городе построить университет. У меня долго пытались выспросить, а зачем? Я объяснял, не поняли… -

    — А я вот пытался для местной армии устав писать. Так у меня спрашивали, а что такое честь, и зачем она вообще нужна? -

    — И много здесь народу? -

    — Много, сударь. В соседнем отделении сидит судья, что не брал взяток. И торговец, что не обвешивал покупателей. Видимо, всех, кого нельзя упечь на каторгу, упекают в приют для умалишённых. -

    — То-то мне местечко это не нравилось! Видите ли, сюда в течение столетий ссылали каторжан. Тех, кто освободился, дома тоже особо никто не ждал. Они и оставались здесь. Но каторжных нужно охранять, и в местном суде кто-то должен представлять власти. Так сюда стали отправлять тех, на ком уже лежали серьёзные проступки, и дома они больше служить не могли. Я думал, за эти столетия люди исправились… -

  — Я тоже думал. А стало только хуже. -

  Ненадолго воцарилось молчание.

  — А что ж, кто же в местной тюрьме? — спросил профессор.

  — Ну, это надо сильно постараться. -

  — Так. А если нам сбежать отсюда? -

  — Это можно. А куда? -

  — Соберём новый город. -

  — Можно. Домой охота… -

  — Кому ж не хочется? А вот примут ли нас там? -

  — Поди, разбери! -

  Снова повисло молчание.

  — Можно попробовать обработать местное население. У них свои обычаи, что достаточно жёстко поддерживаются все эти столетия, — начал усач.

    — Ввести новые наказания? Что хорошо, то теперь плохо, и наоборот? -

    — Н-да… -

    — Нет, мыслите вы правильно. Здесь надо подумать, верный ключ найти. Немного улучшить местных обитателей — это можно. -

   Снова повисла тишина.

    — Бежать надо отсюда, — заметил профессор. — Потом — всё остальное. -

    — Можно начать с обработки охранников. Тогда и бежать не надо будет. Сами выпустят. -

    — И мы сами не можем определить, что делать дальше. Можно, конечно, просто сложить руки… -

    — Э-э, нет… -

    — И у соседей, насколько я понимаю, совета не спросишь. -

    — Вот что. Надо бросить монету. А монету у меня так и не отняли. Орёл, решка? -

    — Орёл! -

    — Будь по-вашему. -

   Монетка звякнула об пол.

    — Орёл! Каковы предложения, господин доктор? -

    — Так… Когда сменяются охранники? Есть ли здесь вообще врач? И чем он занимается? Можно ли выходить за пределы камеры? Когда кормят? -

    — Я тут не очень долго. Расскажу, что знаю. -

   Негромкий разговор в темнице. Небо за решёткой темнеет. Наступает ночь.