Маска Товстоногова

Мищук Виктор
Маска Товстоногова.

 В середине 90-х мне довелось работать на бывшем советском судне , некогда носившем имя  ленинградского театрального деятеля, главного режиссера Большого Драматического Театра  Георгия Товстоногова. Судно уже несколько раз меняло название, флаг и соответственно, порт приписки и узнать , что оно раньше принадлежало БМП*  и так называлось, можно было только из построечных документов и оставшейся кое-где маркировки.
 Наш экипаж прибыл на борт в арабском порту Джабель-Али**, приемка дел заняла немного времени, старый экипаж на борту не задержался. Я был старпомом и сразу же занялся текущей суетой связанной с погрузкой-выгрузкой. Чемоданы бросил в углу каюты, разбираться с устройством на новом месте пришлось уже после отхода из порта. Когда выдалось свободное время, я начал раскладывать свои вещи по шкафчикам и как обычно, в ящики под койкой начал складывать своё белье. И тут, в углу ящика заметил довольно увесистый сверток. Опыт подсказывал, что предшественники порой забывают в своих каютах самые неожиданные вещи, но здесь оказалось нечто совершенно невероятное. Когда я развернул сверток, то увидел гипсовую маску человека легко узнаваемого, с большим горбатым носом и сильно развитыми надбровными дугами. Не было сомнения , что это посмертная маска Георгия Товстоногова. Такие вещи мне уже приходилось видеть.
 Капитаном у нас был ветеран Балтийского пароходства, опытный и весьма достойный человек.
Я отнес обнаруженную реликвию к нему. Вечером в капитанской каюте собрался высший руководящий состав нашего парохода: капитан старший механик, старший помощник, то есть я и начальник радиостанции. Командиры начали предлагать, что можно сделать с ценной находкой. Идеи были разные, от продажи на аукционе с дележом денег между участниками до прикрепления маски Г.А.Товстоногова на видном месте в кают-компании, подобно тому, как делают с головами трофейных оленей и носорогов. Точку в дискуссии , как и положено, поставил капитан. Было решено вернуть маску Георгия Товстоногова в театр, то есть в БДТ*** им.Г.А.Товстоногова, где реликвия и должна была занять подобающее ей место. Маску было решено вернуть , но не просто так , а только в том случае если с нами, встретится худрук театра ,народный артист и общественный деятель Кирилл Юрьевич Лавров. Мы, таким образом, решили немного погреть себя в отсвете лучей славы этого великого человека.
 Прошло полгода. Закончился наш контракт и мы вернулись домой. Накатили текущие дела, ждавшие нас на берегу , но где-то через месяц после прилета, мне позвонил капитан и рассказал, что он связался с секретарем Кирилла Юрьевича, начал переговоры и театр хочет узнать, может быть контрамарки на любой из спектаклей устроят обладателей маски в качестве компенсации? Было решено отвергнуть это предложение и стоять на том, что обладателей маски устроит только личная встреча и минимум , полчаса общения с Кириллом Юрьевичем. Поскрипывая, театру пришлось пойти на наши условия. Был назначен день встречи, заявленной как чаепитие в кабинете художественного руководителя БДТ. Собрались мы , участники, на набережной Фонтанки, перед театром за 20 минут до назначенного времени, обменялись мнениями, собрались с духом. Я приготовил для мэтра подарок , фуражку перуанского морского офицера, с крабом-кокардой в виде солнца. Она досталась мне в виде подарка от перуанского портового надзирателя, видимо нашедшего её на причале.
Такие головные уборы не очень удобны для повседневной носки и их часто сдувает с голов морских волков сильными порывами ветра.
  Принял нас весьма уважительно, в своей приёмной сам Кирилл Юрьевич, при этом присутствовала Натела Александровна , сестра Г.А.Товстоногова и супруга народного артиста Е.А.Лебедева****. Подарок,  фуражка, был принят с благодарностью. Кирилл Юрьевич сообщил, что любит и даже зачем то собирает подобные головные уборы. Скорее всего , эти слова были просто данью уважения со стороны деликатного человека. Вряд ли ему действительно был интересен сей оригинальный головной убор с солнцем в качестве кокарды.
 Посидели мы вместе за чаем примерно с полчаса. Поговорили. Мы рассказали о нашем судне и нашей работе. Со стороны принимающей ,в основном, держала речь сестра великого режиссера. Она, в том числе , рассказала, что, оказывается, её супруг и шурин мэтра был не только великим артистом, но еще и самодеятельным скульптором и что эту маску изготовил именно он. В финале встречи маска перешла в руки Лаврова и мы откланялись. Когда вышли из кабинета, задержались в приемной и вышло так , что я стоял ближе всего к двери кабинета. Так что я специально не подслушивал, а  случайно услышал, как Натела сказала Кириллу Лаврову.. «сколько же этих масок сделал Женя?
( Е.А.Лебедев), уже седьмую принесли…».


* Балтийское Морское Пароходство, одно из крупнейших судоходных предприятий СССР, располагавшееся в Ленинграде. Было успешно разворовано собственным менеджментом при участии неустановленных лиц к 1996 году.

** Джабель-Али, крупнейший порт Объединенных Арабских Эмиратов

*** Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ, Большой драматический театр), с 1964 до 1992 года — Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) театр в Санкт-Петербурге, основанный в 1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет.

**** Евгений Алексеевич Лебедев - советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1986), Сталинской премии первой степени (1950) и Государственной премии СССР (1968)