Как мы отличаем закономерное событие от случайного

Гульмира Жамантикова
                «Есть ложь, большая ложь и статистика»
               
                (Дизраэли)

Статистика рассматривает всякое событие как вероятностное. То есть каждое событие является случайным, только с разной долей вероятности. А значит, в природе нет событий закономерных, есть лишь события с высокой долей вероятности. Так ли это на самом деле?

Классическим примером генерации случайных событий является подбрасывание игральных костей. Вероятность выпадения чисел от 1 до 6 одинакова. Если мы подбросим кость 60 раз, то можем надеяться, что шестерка выпадет примерно 10 раз.

Такие события мы называем случайными. Их отличает то, что каждое последующее действие никак не связано с предыдущими. Подбрасывая кость в сотый или тысячный раз, мы каждый раз находимся в одинаковых условиях. Поэтому и вероятность не меняется.

Но если мы введем правило, что при выпадении числа, оно вычеркивается и перестает участвовать в игре, то вероятность на каждом последующем шаге будет расти для оставшихся участников. Пока, в конце концов, не останется единственный вариант со 100-процентной вероятностью.

Этот грубый пример показывает нам, чем отличается закономерное событие от случайного. Закономерным мы считаем такой процесс, в котором каждое событие влияет на систему в целом, и меняет сами условия среды.

С точки зрения такого определения, эволюция – это процесс закономерный. Каждое событие в природе не просто происходит в неизменных окружающих условиях, но и само является условием, фоном для других событий. Именно поэтому все явления закономерны и взаимосвязаны друг с другом.

Рассматривая поведение и развитие какого-либо организма или системы, мы делаем вывод о его разумности или неразумности, о его эволюции или деградации, о его гармонии или дисгармонии. Как мы это определяем?

Если система ведет себя непредсказуемо, если её решения ничем не обусловлены и никак не связаны с изменением окружающих условий, то мы считаем её неразумной, неспособной к развитию, взаимодействию, диалогу.

Если же система адекватно реагирует на внешние изменения и сама вносит в систему конструктивные изменения, то мы делаем вывод о наличии в ней разума, жизни, духа.

А теперь попробуйте проанализировать свой собственный жизненный путь. Большинство из нас увидят, что до определенного возраста они попадали под определение разумной, эволюционирующей системы, но потом они стали вести себя так, как будто уже достигли совершенства и больше не хотят ничего понимать и менять. С этого момента начинается деградация, и поведение человека все больше напоминает запрограммированные действия, а не сознательное участие в жизни.