Мои переложения. Николай Шемякин. Соболятник

Виктор Балдоржиев
Соболятник

Подростком я был лихим ямщиком и объездил в годы войны многие золотые прииски баргузинской тайги. Много разговоров было о пушнине, особенно о соболе. В те годы это был редкий зверь. Самым лучшим и дорогим мехом славился наш, баргузинский, соболь!
Однажды я со своим спутником заехал в глухое урочище с подобающим ему названием – Зверевск. Мороз был крепчайший, в тайге стоял студёный звон. Издалека мы увидели огонёк знакомого зимовья. Запахло жильём, теплом, кони пошли резво. Мы сразу повеселели.
В зимовье народу оказалось мало. На нарах спали два охотника и, по всей видимости, даже не собирались просыпаться.
Старик-ревизор, которого я возил, принялся за горячий чай, я повёл коня на водопой.
Заиндевевший, я вёл на поводу коня обратно и встретил на пути охотника. Впереди его бежала большая лохматая лайка. У неё был такой густой и плотный мех, что никакие морозы ей не были страшны! Охотник был высокий, очень тепло одетый и тоже заиндевевший мужик.
- Народу в зимовье много? – спросил он меня густым басом.
- Мало, дяденька, заходите! – задорно ответил я.
- Вот и хорошо, хоть отосплюсь немного, - обрадовался мужик.
В зимовье он попросил меня помочь снять из-за спины ношу, которую он называл понягой. Слово это я услышал впервые. Это была широкая деревянная доска, подогнанная по спине, со множеством просверлённых или прожжённых отверстий, через них были пропущены ремешки, которыми привязываются разные инструменты, снасти, оружие и ещё много чего, чему я не мог сразу найти названия.
- Всё это для соболя! – рассмеялся мужик, отогреваясь чаем.
У него была рыжая борода, светлое лицо с рыжими веснушками и бойкими карими глазами. Мужик оказался соболятником.
Больше всего среди снастей меня заинтересовала сеть, очень похожая на рыбачью, хотя на ней не было поплавков, вместо них висели колокольчики.
- Не торопись, малец, - рассмеялся мужик, видя мой интерес к его поняге. – Вот поем основательно, а потому всё расскажу…
Это был самый интересный рассказ из всех, которые я слышал до этого. Соболятник говорил и жестикулировал, его живые глаза выдавали все чувства души. И я видел, как он гоняется целыми днями по глухой тайге за драгоценным зверьком, как соболь уходит в каменистые россыпи. Но вот умная лайка прижала соболя в таком месте, откуда уже не уйти. Вот тут-то мужик и начинает облаживать место сетью с колокольчиками. Все, соболь будет пойман! Соболятник спокойно разводит костёр, греется, чаюет и ждёт…
- Вот смотри! – внезапно рассмеялся он и, подкинув мелькнувшую в воздухе драгоценную серебристо-чёрную шкурку, поймал её и дунул, любуясь мехом. Лёгкие и ласковые волны побежали по ожившей вдруг шкурке, и мне тоже захотелось взять её в руки.
Не каждый может перенести такие трудности, гоняясь по гольцам и россыпям за этим проворным и прекрасным зверьком! Так думал я и любовался мехом, потом оглянулся и увидел, что красивый и высокий соболятник крепко спит на нарах, прижавшись щекой к своим ладоням. Он блаженно улыбался во сне. Наверное, видел, как ставит на соболя сеть…


.................................
© Н. Е. Шемякин. Сюжет, 2000
© В. Б. Балдоржиев. Литературное переложение, 2000