Мои переводы. Дугаржап Жапхандаев. Шамбала-23

Виктор Балдоржиев
КТО ТАКОЙ ЛЕНИН И ГДЕ ОН ЖИВЁТ?

Возле пустующего большого дома Намсараевых вдруг появилось много людей. Я побежал к ним. Взрослые переносили столы, скамейки, что-то приколачивали.
– Это Ленин? – вытягивая шею из-за спин людей, спросил дядя Аюша Золтоев. С большого портрета над дверью на нас смотрел большелобый человек с маленькой бородкой. Не то бурят, не то русский. К белой рубашке человека был прицеплен яркий красный бант. Кто такой Ленин и почему его портрет рассматривают люди? Человек остро щурился на нас и ласково посмеивался.
Дядя Аюша вскарабкался по лестнице до портрета, долго всматривался и облегченно выдохнул: «Ленин!» Узнал, наверное... Потом он прислонил лестницу к стене и вошел в дом, я мгновенно проскользнул за ним.
В доме суетились люди. Ринчин Батуев, Бато-нагаса, Дамдин-ахэ, Лыгденов Найдан, Гомбоев Цырен... Они стучали молотками и прибивали картины, которые я видел в доме Бато-нагасы. В просторной комнате голоса людей и стук молотков перекатывались гулким эхом.
– Теперь ликпунт будет здесь и мы будем смотреть кино, – доверительно сообщил мне Дамдин-ахэ. Шевелящиеся рисунки! Кино!
– Когда? – восторженно вырвалось у меня.
– Скоро... Вон посмотри, – он махнул рукой в сторону.
За печкой стоял большой красный ящик, а рядом на скамейке – что-то черное с изогнутой ручкой. Что это? Может быть это дал Ленин? Вдруг я услышал голос Ринчина Батуева.
– Товарищи, аппарат должен быть на высоком месте.
– В пекарне у них есть высокий стол, они на нем хлеб катали. Надо принести его, Дамдин, сходи, – сказал Бато-нагаса. Я хотел крикнуть, что знаю этот стол, заляпанный тестом, на него дядя Намсарай, которого сделали кулаком и посадили в тюрьму, всегда ставил горячий хлеб, но промолчал.
Я еще подождал – не скажет ли что-нибудь знаменитый Ринчин Батуев, но он молчал. Пришлось вместе с дядей Аюшей Золтоевым идти домой. Ленин, аппарат... Мимо меня Дамдин-ахэ с какими-то парнями, весело смеясь, несли стол дяди Намсарая.
В юрте – все, кроме папы.
– Что нового увидел? – посмеиваясь, спросила меня мама.
– Ликпункт теперь будет в доме дяди Намсарая, там прибили картины из дома Бато-нагасы, над дверью повесили портрет какого-то Ленина, – похвастался я. Но мама молчала.
Стукнула дверь, вошел папа и сел пить чай с дядей Аюшей. Может быть, мама забыла о чем я говорил? Но она вдруг спросила:
– Ринчин Батуев ничего не говорил?
– Ничего. Я долго ждал, он молчал...
– А где живет этот Ленин? -задумалась мама.
– Ленин живет в Москве. Он учитель трудящихся всего мира! – неожиданно похвастался своими познаниями дядя Аюша. Так вот кто такой Ленин! Я выпучил глаза и уставился на дядю Аюшу.
– Аа. Москва! – вдруг оживилась мама и, вдруг что-то вспомнив, наморщила лоб. – Да, да... Несколько лет назад я ездила в гости в Чиндалей. Там Жигжитжап-нагаса говорил, что был в Москве на похоронах какого-то Ленина. Наверное этот Ленин и был... Ленин умер, а ты говоришь, что он живет в Москве.
Дядя Аюша смутился. Наш нагаса, Батоцыренов Жигжитжап, был известным человеком и не мог врать! Но тут вмешался папа.
– Когда в шестнадцатом году мы сотнями умирали под Минском, нас отправил домой Ленин, – сказал он и печально улыбнулся. – Там ходило много людей с красными повязками и знаменами. Может быть, среди них и Ленин был...
– Конечно, был, – снова воспрянул дядя Аюша. – Он обязательно был... Это такой человек... такой...
Дядя Аюша ошибся, сказав, что Ленин живет в Москве, и теперь говорил без остановки:
– Ленин везде был... Он все знает и за всех думает... он.. он...

Продолжение следует.