Мои переводы. Дугаржап Жапхандаев. Шамбала-20

Виктор Балдоржиев
ЛИКПУНКТ

– Год змеи кончился, – сообщила нагаса-эжи...
Начался год лошади. Неужели люди назвали года просто так? В год лошади люди должны быть быстрыми и работящими. Обычно говорят: «В год собаки – начальники, в год свиньи – земля дрожит... » Начальники лают, как собаки, а свинья роет землю.
Миновал шумный и праздничный Белый Месяц. Нагаса-эжи все высчитывала каким будет год лошади, а мама сказала: «Кто не падает, тот всегда спокоен».
А Намсараевы прикочевали обратно. Они часто переезжают, что-то случилось у них. Теперь они снова живут в большом новом доме, но поставить юрту не забыли. Опять дымит труба избушки, где дядя Намсарай печет хлеб. Опять во дворе их рвется с цепи злая собака. Что будет, если она сорвется? Опять мы иногда играем с Жамьян-Дэби.
Чаще я играю на гумне Бато-нагаса или ставлю петли на зайцев. Но зайцы не идут в мои петли. Близится весна
– Иди к Бато-нагаса, пусть он тебя грамоте учит. – гонит меня мама. Букварь я показываю всем, а потому уже знаю некоторые буквы, умею считать по-русски до десяти, знаю некоторые монгольские буквы. Кроме Бато– нагасы кое-что мне подсказывает папа. Оказывается, он много знает!
– Будешь читать и писать! – смеется папа.
Наверное, буду...
Небо хмурое и сумрачное. Не понять – утро или вечер. Подойдя к своим дровам, я глянул по привычке в сторону Намсараевых и глазам своим не поверил. Перед большим белым домом были разбросаны их вещи. Такого беспорядка я еще никогда у них не видел! Ошарашенный, я прибежал домой, рассказал обо всем маме и ринулся было обратно. Но мама вдруг дернула меня за руку и остановила. По глазам ее я понял – случилось что-то нехорошее.
– Тебе не надо ходить туда, – тихо сказала мама и отвернулась. «Наверное, на них напали разбойники», – подумал я.
Вдруг стукнула дверь и к нам робко вошла жена дяди Намсарая. Она прошла за печь и молча села на кровать. Мама тоже молчит и вопросительно смотрит на нее.
– Вот... беда, -заикаясь начала жена дяди Намсарая. – Приехали двое из ... гэпэу.. и перевернули все вверх дном. Намсарая арестовали и увезли. Как теперь жить? Обратно в Тулутай что ли кочевать?
Она замолчала и снова наступила тишина. Мама не знает, что сказать и чем помочь. Какие-то разбойники приехали к ним ночью. Люди все время говорят о каком-то «гэпэу». Все его боятся. Может быть, это учитель?
Я хочу учиться и хожу к Бато-нагаса, но его не бывает в избе. Сегодня я застал его в юрте. Там было много незнакомых людей. Они громко разговаривали и смеялись. Высокого и белолицего бурята в русской одежде все звали Ринчином Батуевым.
– Теперь тепло, нам можно и в юрте жить, а ликпункт будет в избе, – деловито рассуждает Бато-нагаса.
– Пока другое помещение не найдем, пусть все остается в твоей избе, – поддерживает его Ринчин Батуев. – Повесим карты, все будет, как в настоящей школе. Надо с утра предупредить всех, что здесь открылся ликпункт. Позвать женщин, пусть уберут.
– Конечно, – кивает головой довольный Бато-нагаса.
Я вспомнил слова Ающи Золтоева. Ликпункт – это место, где учат грамоте. Наверное, я тоже буду учиться здесь.
На другой день я стрелял из старого лука Дамдин-ахэ. Пущу стрелу в небо и наблюдаю, как она переворачивается и летит обратно на землю. Мимо стайки с ведром в руке быстро прошла мама. Конечно, она идет к Бато-нагаса. Спрятав лук, я побежал за ней.
Мама разговаривала в юрте с тучной тетей Балбармой, женой Бато– нагасы. Дом был закрыт на большой черный замок.
Вдруг женщины быстро вышли из юрты и, почему-то стесняясь, подошли к двери дома. Тетя Балбарма открыла ключом замок...
– Посмотрим пока никого нет, – прошептала мама и осторожно вошла в дом, я шагнул за ней и остановился пораженный.
В доме – сказка! На всех стенах картинки, на столе книги и красивый разноцветный шар. Тетя Балбарма осторожно подводит нас к стене и тихо рассказывает:
– Ринчин Батуев говорит, что надо рассматривать отсюда...
Здесь так красиво, будто готовились на Сагалган! На цветной картине нарисованы большие весы с белыми тарелками, на одной из них стоит женщина в синем халате и островерхой шапке, она тяжелее коровы и нескольких овец, которые скучились на другой тарелке. Женщина маленькая и худая, а животные жирные и большие.
– Ринчин Батуев говорит, что раньше так продавали бесправных женщин, – объясняет нам тетя Балбарма и ведет к следующей красивой картине.
На ней толстопузый человек, засучив рукава, бьет худого человека, который почему-то лежит на земле и совершенно не сопротивляется. Наверное, потерял сознание.
– А вот так богачи издевались над бедными и заставляли их работать на себя, – громко говорит всезнающая тетя Балбарма. Я внимательно смотрю на картину и думаю, что бедный не сможет работать, если он потерял сознание.
– А это что такое ? – вдруг испуганно спрашивает мама, тыча пальцем в большую картину. Там лама с огромным раздутым животом, в желтой шапке и красной одежде, так разинул рот, что можно вывихнуть челюсть. В разинутый рот, как в стайку, заходят коровы, кони и овцы.
– Ринчин Батуев говорит, что ламы живут за счет народного добра и труда, что они... Что же еще он говорит? Забыла. – Сетует толстая тетя Балбарма и вдруг тоненько хихикает, прикрывая рукой рот.
– Это... заразные болезни... хи– хи– хи...
Полуголые люди с коростами и болячками на лице и теле, безносые и изъеденные язвами, смотрят на нас с большой картины... Внезапно став серьезной, тетя Балбарма остановилась перед следующей картиной и немного торжественно объяснила:
– Вот фабрики и заводы. Видите – трубы дымят в небо. В Чите это или в Шилке я не знаю. Надо у Ринчина Батуева спросить. Видите людей с красными знаменами, Они – красные. Если у всех ружья, значит они большевики...
Вдруг я увидел бурят. В синих одеждах три молодых бурята шли куда-то, держа под мышками большие книги, над ними развевался красный флаг. Куда они спешат? Наверное, в Читу или в Шилку... На большой картине возле окна нарисован огромный бородатый человек, выметающий мусор метлой. Почему вместе с мусором он выметает маленьких толстопузых человечков? Наверное, он не видит их. Но и это объяснила поумневшая за последние дни тетя Балбарма..
– Ринчин Батуев говорит, что это бедный человек разогнулся и выметает всех богатых, они его враги... Скоро привезут кино. Много удивительного будет здесь, а мы будем смотреть... Кино – это.. это, когда показывает рисунки, которые будут шевелиться... Ринчин Батуев говорит, что шевелятся они от... от электричества... это как молния...
На улице светло. Неужели люди приучили молнию? Как молния не сжигает бумажные картины?

Продолжение следует.