Мои переложения. Николай Шемякин. Смелые зайцы

Виктор Балдоржиев
Смелые зайцы

В Забайкалье великое множество зайцев. Говорят, что они трусливы, но это совершенно неверно. За свою охотничью жизнь я не встречал трусливых зайцев. При такой жизни невозможно быть или стать трусом.
В ононских степях и кустарниках водится серый заяц, он – абориген, местный, и зовут его тулай или толай. А вот другой серый заяц – настоящий русак, завезённый когда-то из западных территорий, встречается по берегам Читинки, Ингоды и склонам Яблонового хребта. Иногда он бывает даже больше зайца-беляка, который встречается в Забайкалье повсеместно.
Охотники уважают охоту на зайцев, особенно после первой пороши, когда на белом снегу видно множество следов, а воздух морозный и бодрящий. На зайца бывают урожайные и неурожайные годы, поскольку он очень плодовит, но часто гибнет от болезней и перенаселения.
Врагов, конечно, у зайца очень много – волки, лисицы, пернатые хищники и – человек, это его главный враг. Совы охотятся на зайца обычно ночью. Но защищается заяц отважно и хладнокровно. Дважды я был свидетелем схваток зайца с хищниками, после чего и стал его уважать.
Всем бы такую отвагу!
Перед сумерками я возвращался в своё зимовье и вспугнул крупного зайца из лиственничного колка. Снега ещё не было, а заяц был виден отчётливо. Он метнулся в сторону, и тут сразу взлетела с дерева сова, видимо, давно следившая за ним. Она бесшумно и уверенно планировала на спину зайца, который отчаянно петлял. И вот сова уже расправила острые когти, почти коснулась ими пушистого меха, но не тут-то было! Отважный заяц мгновенно перевернулся на спину и, тоже выпустив когти, стал отбиваться лапами. Тщетно сова атаковала его!
Отбившись от совы, заяц спокойно убежал в чащу. Я не стал в него стрелять: он был победителем…
Был еще один случай.
Ночью выпала пороша, и я решил пробежаться утром по свежему снегу. Выйдя на лесную дорогу, заметил свежие следы зайца, которые петляли через березовую рощицу. Я шёл по ним и «читал» разыгравшуюся здесь драму. Заяц, видимо, попал в совиную засаду: алели капли крови. Пройдя ещё немного, я увидел раненную сову, она хищно разевала рот и медленно умирала. Грудь и живот птицы были изодраны. По следу я стал искать зайца. Отполз он от противника не очень далеко и был ещё жив. На его шее я увидел большую рану.
В этом поединке победителя не оказалось.
Тайга и степь живут и дышат. Там бурлит своя жизнь, со своими законами и порядками, там стремительно несётся и петляет отважный зверёк - заяц, которого уважают противники и настоящие охотники…

.................................
© Н. Е. Шемякин. Сюжет, 2000
© В. Б. Балдоржиев. Литературное переложение, 2000