Людская память

Валера Матвеев
               
После окончания очередного урока, и это особенно проявляется у мальчишек, наверное, всего мира, застоявшаяся в теле энергия во время спокойного сидения за партой со страшной силой хочет выплеснуться наружу на перемене. И эта энергия со звонком на перемену начинает выплёскиваться со страшной силой. На переменах они бегают, прыгают, кидаются чем попадётся под руку … Не важно, какие это подвижные игры, нормальные, а где-то и не очень, но чтобы задействовать всех сразу, больше всего подходит для этого футбол со своими разновидностями.

И не важно, из чего сделаны для игры ворота: или это камни, или портфели, или просто смотанная одежда; не столь важно, что в очередной раз выполняет роль мяча: порванный ботинок, пустая консервная банка, огрызок арбуза или обыкновенный, но подходящий камешек.

В нашем случае на школьном дворе вместо мяча футболистами была  использована засохшая хлебная корка. Ребятня гоняла на перемене её  с огромным упоением в пыли на школьном дворе, рядом с входом в обычную сельскую школу. Но при этом футбольном ристалище лишь одна женщина, учительница литературы стояла с бледным окаменевшим лицом, смотря на выкрутасы этих мальчишек, этих будущих Марадон и Пеле, и у неё текли по щекам горькие слёзы. Она их не вытирала, просто не могла поднять руки. Слёзы текли до тех пор, пока она не потеряла сознание и не упала…

Она пережила блокаду Ленинграда…