Зайка

Галина Курова
И впрямь была похожа на зайчонка: миниатюрная, плотненькая, голос звонкий, даже с визгливыми нотками. Два передних зуба выделялись как у маленького симпатичного грызуна. Волосы никак не прибрать – пушистые, тонкие, песочного цвета, местами скатанные как у годовалого ребенка. Лоб небольшой, загорелый, глаза с поволокой, впивались в собеседника излишне смело, но потом временами прятались вбок, плечики ежились, как будто на минуту пугалась собственной смелости и напористости. И при этом – яркие зеленые глаза, симпатичное личико и обескураживающая смелость в разговоре, невзирая на возраст и пол собеседника: «Здравствуйте, как вас зовут? Меня – Надя. А можно на ты?!». Правая ручка – порченная, скрюченная, жалкая, на неё Надя всегда натягивала рукав кофты, пыталась скрыть её, как бы стесняясь, что скрюченные пальчики плохо двигаются. ДЦП подействовал и на левую ногу, слегка вывернутую. Поэтому ходила она всегда в брючках и особой обуви. И разговор: то ли картофелина во рту перекатывается, то ли картавит, то ли шепелявит.

Когда она спрашивала «Как дела?», это звучало действительно заинтересованно, а не как дежурное словосочетание, хотя таковым и являлось, так как сразу же Надя начинала грузить собеседника своими проблемами. 20 лет никак не дашь. А между тем, имелась двухлетняя дочка Василиса, Васька. «Здоровая»,- с гордостью заявляла Надежда. И дальше: «Шустрая, кусается. Дедушку зовет папой». Вернее звала, пока Надя не привела и не показала ей настоящего папу – Рому. Надя и Роман друг к другу обращались, в основном, не по именам, а просто «Зайка».

Про папу Рому знали все три палаты. И вообще, когда Надя была, она была в центре внимания. Про всех остальных просто забывали, потому - что сообща решали только Надины проблемы, особенно, если дело касалось Ромы. Основной её проблемой была не маленькая дочь, о которой она однажды спокойно сказала, махнув рукой, что не любит её. А любит своего парня Рому. И всё равно выйдет за него замуж. Ведь её мама тоже увела её папу из другой семьи. С Ромой она познакомилась по интернету и начала дружить с ним, когда ей было шестнадцать лет, а ему – тридцать. Через 2 года родила Ваську и рассталась с ним. А теперь радостно говорила о том, что все меняется, все к лучшему. Рома очень интересуется дочкой. А Васька вообще обалдела, когда Надя привела его и сказала ей: «Вот твой папа Рома». Вася очень слушается Рому, с удовольствием ест из его рук и с ложечки, которую он держит. «Все возвращается»,- говорит Надя и совсем не вспоминает эти одинокие холодные последние 2 года. Да, пожалуй, ей и некогда было скучать, потому что мама с бабушкой постоянно занимают её какой-нибудь работой дома и на даче. Она вышивает крестиком и бисером разные картинки и дарит их направо и налево. Кроме того приходится бороться с болезнями. Надя – инвалид детства, у неё ДЦП, эпилепсия, часто болит голова и часты истерики.
 
Но в нашем больничном коллективе Надя – звезда. Стоит ей появиться, как начинаются объятья, «Привет, как дела, а мой сегодня зайдет ко мне вечером; здравствуйте, а как вас зовут, а можно на ты?» И даже: «Можно у тебя взять рублей 100, а то у меня на телефон не хватает?». Это – жизненная позиция Нади – я несчастна с рождения, я инвалид детства, мама не дает мне мою пенсию, пусть все дают, кто сколько может! И ни на день старше не становится. Все по-прежнему.
Когда Надя родила, родители её не стали судиться или преследовать Романа. Зато сейчас мама Нади очень старается понравиться ему, спрашивает Рому, какая она теща, хорошо ли ему с ней. Отец Нади тоже лоялен к отцу внучки. Скорее всего, они понимают, что это – единственный приличный вариант для их дочери – инвалида. И только бабушка Нади открыто ненавидит Романа и зовет его педофилом. Ему уже 34 года, Наде – 20 лет. У Романа есть 31-летняя женщина. Надя со слов Романа говорит, что он сейчас медленно, чтобы той не было больно, расстается с ней. Якобы он заставил её сделать аборт, так как жениться на ней не собирается. Надя Роме постоянно звонит, то уговаривает встретиться побыстрее, то плачет (вернее ревет как звереныш) и так надоедает ему, что он периодически включает её в черный список. Наши бабульки и все «больнульки» в один голос твердят Наде, что Рома её обманывает, а любит эту свою Лену, хотя любит и маленькую свою дочку, покупает ей разные нужные вещи и игрушки. Надя же всерьез обсуждает, какой подарок попросить у Ромы в следующую его зарплату – сумочку или телефон. Рома работает униформистом в цирке, получает менее 10000 рублей, любит выпить. Ему приходится делать буквально любую работу в цирке, вплоть до строительной. Это директор так эксплуатирует своих работников, а из цирка сделал базар, сдает площади его в аренду торгашам. Роме, хотя он привык к своей работе, хочется найти что-то посолиднее. Ведь доченька растет. Собирается ли он жениться на Надежде – тайна не только для неё, но и для него.

Что касается самой Нади, то она на удивление активна при знакомстве с противоположным полом. Как-то мы сидели на уличной лавочке возле отделения. Подошел и присел какой-то симпатичный паренек. Надежда сразу же накинулась на него: как зовут, а можно на ты, а пойдем погуляем до набережной, ты мне очень понравился и т.д. И пошли, гуляли часа 2 до обеда. Через несколько дней появился новый парень в отделении. Было видно, что он очень болен. Я отговаривала Надю с ним знакомиться, вспоминала Рому. Но она два дня ходила за парнем хвостиком, пока тот откровенно не высказал свое пренебрежение к ней. Надя сжала губки. Но ничуть не усомнилась в своей неотразимости и уже вовсю «на ты» болтала с новыми мужчинами, не стесняясь спрашивать у них денег. А про Рому сказала, что она все равно его бросит, хотя это не мешало ей звонить ему снова и снова, и рыдать на всю вселенную, когда они ссорились.

Все время нашего общения меня не покидала мысль, что я откуда – то знаю Надю. Облик её почему-то кого-то мне очень напоминал. Пока она не познакомилась с моим единственным сыном. Он немного буковатый у меня, девочек часто стесняется. На этой же окаянной лавочке он однажды ждал меня, чтобы проводить домой. Надя ошеломила моего 20-летнего сына своим методом знакомства и утверждением, что он очень красивый и очень ей нравится. Так что через 5 минут он всерьез задумался, не приехать ли ему к Наде на свидание завтра. Сегодня-то он маму провожает. И тут я вспомнила. Дома я достала старый фотоальбом со снимками из логопедического садика, куда 3 года отходил мой сын. На одной из фотографий он танцевал с девочкой, страдавшей  ДЦП. Воспитатели тогда очень его хвалили, называли джентельменом и добрым мальчиком, потому что он пригласил танцевать одинокую больную девочку. Это была Надя. С собранными в пучок тонкими пушистыми волосами, в красивом клетчатом платье, с совершенно отсутствующим взглядом. В этом детсаде моего сынишку вылечили от заикания, научили хорошо и правильно говорить, а вот у Надюши случай  оказался более сложным.

При разговоре в следующий раз Надя отказалась, что ходила в этот садик, потом призналась в том, что на всю свою жизнь запомнила, как мальчик пригласил её на танец. Я показала ей фотографию, и Надя с обидой сказала, что ожидала все это время, когда я познакомлю её со своим сыном. И начала расспрашивать о нем, как будто это что-то могло изменить в её судьбе. Да, к сожалению, Надю больше всего на свете интересовали только её личные дела, хотя заинтересованность в собеседнике она изображала достаточно умело. Я ни один раз была свидетелем, когда она, добиваясь своего, врала и своему Зайке, и матери, и бабушке, и даже главному врачу.

Однажды ей стало очень плохо – сильно заболела голова, затрясло, заистерило. Я ждала все время, пока врач и медсестры возились с нею, давали таблетки, делали уколы и капельницу. И после всего этого наш заведующий отделением врач, услышав, что завтра её обязательно надо отпустить домой, так как Рома уходит в отпуск и хочет встретиться, потрясенно спросил: «И в таком состоянии тебе есть ещё дело до мужика?». Поневоле удивишься могучей воле природы, заставлявшей эту маленькую женщину так стремиться к своей победе!

Ни с кем из тех, с кем Надя подружилась в дневном стационаре за 2 месяца, она не стала поддерживать отношений, хотя обзавелась телефонными номерами почти всех пациентов. Я тоже поговорила с ней после её выписки раза два, искренне порадовалась, что они с Васькой и Ромой гуляют под мелким дождичком. Потом звонки прекратились. Я думаю, у неё все хорошо. Лишь бы нездоровье сильно не доставало.
Держись, Зайка!


                Август 2018 г.