Православные общества потребления

Константин Матаков
                ***

Примечание: текст не является произведением, разжигающим религиозную рознь и оскорбляющим чувства верующих. Напротив, он написан верующим человеком для верующих людей. Самокритика еще никому не вредила.

Удивительные существа, эти современные православные. Никогда не понимал, в чем же их православие. Мы ходим в храм, - говорят они. Прекрасно! Мы исповедуемся и причащаемся. Замечательно! Мы соблюдаем посты. Грандиозно! Мы ездим в паломничества. Великолепно! Мы читаем духовные книги. Какие же? Отца Андрея Ткачева. Восхитительно. Мы слушаем проповеди. Чьи же? О. Андрея Ткачева. Трансцендентально! Мы посещаем православные группы в контакте и одноклассниках, репостим и ставим лайки. Неописуемо! Так и хочется спросить: а чем вы еще отличаетесь от остальных людей? И часто выяснится, что ничем…
..А Евангелие читаете? Ну, иногда. Почему не каждый день? Батюшка не благословил. Что, прямо запретил читать?! Да нет, мы не спрашивали.. А отцов Церкви читаете? Нет, вот о. Даниила Сысоева читаем, очень нравится, так все четко. А лекции Осипова слушали? Нет, он же еретик. Еретик? А, что, его соборно отлучили от Церкви за ересь? Не знаю, но так батюшки говорят и люди в нашем храме..
Продолжать можно бесконечно. Идолы могут быть и другие – допустим, о.Александр Шмеман и митр. Антоний Сурожский, но суть не в этом. Такому сознанию нужны идолы, иначе оно останется в адском одиночестве, когда надо мыслить самому, а это непопулярная вещь во все времена.. Если же продолжать задавать вопросы относительно жизни этих православных (соблюдая чувство такта, конечно!), дело может закончиться агрессией. Зачем же доводить хороших людей до греха? Агрессия же возникает потому, что православие в своей глубине этим людям неинтересно, и они не могут ответить правильно даже на вопросы простенького катехизиса. Вот, например, объясните, почему православные чтят иконы? Ведь протестанты говорят, что это язычество. И почему святым надо молиться, а то баптисты внушают, что это обожествление обычных людей. И почему мы называем Христа Спасителем? Как Он нас спас? Пострадал за нас, говорите? Так и апостолы тоже были распяты. Потому что Бог? Но почему страдание Бога спасительно для нас?
Вопросы по догматике, даже элементарные, тут лучше не задавать. Человек ведь ходит в храм, участвует в таинствах, книжки правильные читает и лекции правильные слушает. А Вы его смущаете! Гордыня это, батенька! И потом, в храме и в своем кругу общения, эти православные ничего про догматику не слышат. У них про это не спрашивают, а сами они про это не вопрошают. А если вопрошают, то в основном по поводу проведения поста (можно ли скоромное, если…), или поводу бытовых и семейных проблем (муж пьет, жена гуляет, свекровь высказывается против патриарха – что делать?). Незнание догматики или ошибки в ней подавляющим большинством православных не осознается как грех. На исповеди об этом речь редко заходит – не это актуально..
Ясно одно: для таких православных крайне желательна черно-белая картина мира, и притом без лишних вопросов, ибо роль разума тут сведена к минимуму. В сочетании с посещением храма и таинствами, это дает иллюзию «православного благополучия». И лучше много не читать и много не думать, а то впадешь в ересь. Не думать – это вера без вопросов. А если и читать, то желательно что-нибудь попроще, для «средних» умов. Именно так: хотя эти люди ратуют за черно-белую православную картину, но сами предпочитают все оттенки «серого», и даже «серенького». Это касается всего: от литературы до музыки..
Нам часто говорят, что вот мы живем в обществе потребления. Его пороки православные бичуют. При этом предполагается, что общество потребления – это где-то далеко, а сами православные – совершенно не такие. Как будто регулярно посещать храм нельзя, будучи именно таким – православным общества потребления. И как другие посещают супермаркет, так и православные могут участвовать в жизни Церкви – тоже для чувства глубокого удовлетворения – только православного. И паломничества могут быть для этого: какие красивые храмы, а сколько там мощей и чудотворных икон, а какие монахи строгие! Ах-ах! Посетителей супермаркета не интересует ведь, как работает пищевая промышленность, или какие-то глубины биологии и химии. В лучшем случае они посмотрят состав продукта на этикетке – более серьезное проникновение в суть предмета им не нужно. Но то же самое происходит и с нашими православными: зачем углубляться, если и так все хорошо? А то начнешь думать, и станет хуже. Ведь ты пришел в храм, ты получил отпущение на исповеди, тебе дали причастие, тебя свозили к святыням. Ты потребил «духовный продукт» и получил то, что хотел – «православный комфорт». Что еще тебе надо? Православные, которые чувствуют, что всего этого мало, что здесь «чего-то не хватает», и желают дышать полной грудью (что также порождает массу искушений, но других), рискуют нарваться на недоумение или равнодушие: и зачем вы читаете св.Григория Паламу и Ареопагитики? И еще Фома Аквинский у вас и какие-то английские библеисты?! Так это ж еретики! Стихи Рильке или Элиота? Нет, не слышали. Нам неправославные не надо. А Властелин колец и Гарри Поттер – это зловредная магия, эту бесовщину православному и в руки брать нельзя.
Симптоматично и то, каков род деятельности этих православных. Это либо сфера обслуживания, либо физический труд (ремонты и т.д.), либо люди без определенного рода деятельности, либо пенсионеры. Из интеллектуальной сферы там трудно кого-либо встретить. Более того, это вызывает отторжение: чего это ты работаешь в школе или в университете? Ведь там так мало платят! У тебя даже нет автомобиля, у всех есть, а у тебя нет! Ну что это за православная семья? Вот если бы ты работал в Газпроме или Транснефти! Или в других высокооплачиваемых местах! А так ты просто неудачник, который осложняет жизнь другим православным. Т.е. гуманитарии здесь явно лишние, да еще они задают вопросы и сомневаются. О, только не вопросы! Вам скажут: надо уходить из школ и университетов – на это невозможно прожить нормально, а православный муж должен обеспечивать семью! На вопрос, а что будет, если все православные (и не только они) уйдут из школ и университетов, - станет ли лучше? – вам не ответят. Ведь мыслить на шаг вперед здесь не принято. А потом те же самые православные будут жаловаться, что в школах и университетах нет православных предметов, учителя и преподаватели просто ужас, а российское образования – воплощение антихриста. Впрочем, это другая тема..
А пока чувствуешь вот это: как скучно в обществе таких православных! Как трудно с ними общаться! Скорее даже невозможно.. И все в тебе кричит: я не могу быть «православным овощем»! Мы словно забыли, как важна для понимания общества потребления такая категория людей, как «офисный планктон». В числе характеристик этих людей встречаешь, например, такие: «офисный планктон» не производит продукта, не участвует в профильном производстве; для многих из них характерно безразличие к своей профессии или нынешней работе; они пассивны, не заинтересованы в результатах своего труда. Разве это неприменимо к значительной части православных прихожан? Разве в их лице мы не имеем дело с таким же пассивным «планктоном», которому православие «в деталях» безразлично, и который ничего «не производит», ибо лишен даров – православие есть, а православной культуры нет? Разумеется, нужно ценить, что эти люди пришли в православный храм, и необходимо делать все, чтобы они его не покинули: критиковать брата своего – это одно; но осуждать – это другое..
   ..И часто ловишь себя на мысли, что тебе намного интереснее общаться с людьми из гуманитарной сферы, хотя они и не православны большей частью. Почему так? Почему православие в таком количестве привлекает серых и скучных? С которыми нелегко найти общее, даже православное общее.. Но друг друга скучные и серые находят, и обретают то, что искали – скучное мещанское счастье, где православность как дополнение к общей идиллии. Вот только святые не бывают скучными. И Господь наш мог казаться кем угодно окружающим Его людям, но только не скучным. Войдут ли скучные люди в Царствие Небесное? Войдут ли туда те, кто даже не способен понять, что православие может быть глубоким и интересным, и не сводиться к механизму попостился-пришел-покаялся-причастился-ушел? Святые Церкви умирали не за идеал православных роботов.. Кто скучен в Евангелии? Книжники и фарисеи с их буквоедством и законничеством. А мы теперь научились быть буквоедами и законниками, не соблюдая заповеди и не читая книги.. Мы такие же, как они? Этот вопрос каждый должен задать себе сам. И да помилует Господь души наши.