Вонючка у Фонтана. Ладиспольские Рассказы

Марк Турков
"ВОНЮЧКА" У ФОНТАНА или ПОЛИТЭКОНОМИЯ КАПИТАЛИЗМА.

«Фонтан», о котором пойдет здесь идет речь – это не Одесский Большой Фонтан (который, как вы знаете, «...черемухой накрылся...»), нет.

«Ладиспольский Фонтан» - бил таки, действительно фонтаном - этакая водопроводно-архитектурная забава.

Расположенный в тенистом уголке Ладисполи, фонтан этот (к моменту моего прибытия в означенный населенный пункт), был уже превращен «нашими» в русско-еврейскую толкучку, то есть в то самое место, о котором один поэт сказал : «Место встречи изменить нельзя!»

А другой поэт добавил: «...место...которое никогда не спит!»
В Ладисполи, у фонтана москвичи и ленинградцы встречали родных и знакомых - так же, как они это делали «в ГУМе, у фонтана», а одесситы - как « у двух шаров, на Ланжероне».

В Ладисполи, у фонтана, можно было день и ночь сюсюкать о прошлом и перемывать косточки соседям. Именно здесь можно было сильно ругать Советы, дармоедов из ХИАС, лентяев из Джойнт; поносить американцев из консулата; спрашивать у ближнего своего «А вы еврей, да?» или милостыню; роптать на мизерное пособие; создавать страшные слухи и придумывать новые проблемы.

Здесь, вдалеке от советской власти, наконец-то можно отдаться частному предпринимательству: перепродавая привезенные с собой матрешки, презервативы, бинокли, палехские шкатулки или барахло, уже приворованное на новом месте.

За «милю» здесь можно было купить бутыль вина на неделю или исхудавшее тело иммигрантки на час.
Здесь заключались маклерские сделки. Интересно, что семьдесят лет советской власти с ее КГБ, ОБХСС, лагерями и колониями, с ее закрытыми распределителями и номенклатурой не сумели выжечь дух свободного предпринимательства из «наших».

Ну как тут не вспомнить слова еще одного поэта: «Гвозди бы делать из этих людей – не было б в мире крепче гвоздей!» Уж не знаю как насчет гвоздей, но «бабки» друг с друга (на деловом языке-«маклерские») драли страшно, не стесняясь односельчан, однополчан и соплеменников!

В Ладисполи, у фонтана, наскоро сватали новоиспеченных женихов и невест; здесь были девочки Маруся, Соня, Рая и конечно, их спутник жизни – Моня Иванов-Шумахер!

В Ладисполи, у фонтана, играли в шашки, стучали в домино, швыряли кости.
Здесь играли в нарды, карты, «железку» и прочие интеллектуальные игры, – совсем как во двориках одесской Молдаванки или киевского Подола, но при этом, обильно напомаженные рты женщин не расставались с американскими сигаретами (тонкими и черными как сам Искуситель), в то время как мужики как раз не расставались с сигаретами «Шипка».

Вы будете смеяться, но представители обоих полов обильно душились одеколонами «Наши ароматы», «Кранная Москва» и «Русский Лес».

Сегодня трудно сказать что именно послужило поводом для такого беспощадного уничтожения советской парфюмерии. То ли Нюма из Черновиц решил таким образом избавиться от конкурентов в парфюмерном ряду рынка «Американо»; то ли из-за страшной (а потому передаваемой из уст в уста) истории о том, как кого-то из «наших» не впустили в Венскую Оперу. Конечно, из-за того,что от него дурно пахло.

Так или иначе, но от смешения этих потрясающих запахов над фонтаном прочно установилось сизое облако в котором как раз, и зависло слово «Отказ».
Неподалеку от него, над лавкой с прозвищем «Вонючка» стояло другое облако в котором зависло другое важное слово: «ДЕНЬГИ».
 
Свое прозвище «Вонючка» лавка получила среди русскоязычных беженцев не столько из-за неопрятного вида продавцов, сколько из-за завести и голодного любопытства некоторых посетителей.

Еще бы! Представьте себе нечто вроде вагона -товарняка в котором простой человек (еще совсем недавно - «советский человек»!) мог увидеть сразу, в одном месте столько разнообразных сыров, колбас, вин, ликеров, пряностей, копченостей, шоколадов, рыб, крабов, кальмаров, сушеных грибов, фруктов и прочих деликатесов, сколько ему никогда не приходилось видеть ни во сне, ни в закрытых распределителях, ни в телепередачах «Мифы и Реальность», ни даже (!) в шикарно изданной (во времена сталинского террора) «Книге о вкусной и здоровой пище».

Купить швейцарского сырку или немецкого сервелата в «Вонючке» мог не каждый – товар стоил больших денег.
Во мгновение одного перелета Москва-Вена многие из нас превратились из трудяг-патриотов в лиц без гражданства, без работы, почти без денег, с неясным будущим и с жалким настоящим.

«Вонючка» оказалась как раз тем местом, где мы продолжили изучение институтского курса «Политэкономия Капитализма» - но уже на практике.