Гибель последней лавы

Сергей Кручина
[10.08.2017 14:43] сергей кручина: Сентябрь 95г. Устав от 4 лет бесконечной борьбы за   кусок хлеба  я в конце Апреля пришел за помощью к Бате . Он  жил т в то время в 3х комнатной кооперативной квартире на институте. Усадив меня за  стол на кухне он взялся за приготовление домашней лапши  .Раскатав  и нарезав тесто он отправил его в кастрюлю ,где предварительно была сварена курица,приготовил салат из свежих огурцов и помидоров ,добавил душистого растительного масла ,мелко нарезанного лука  и коему изумлению нарезанного ломтиками чеснока .Пообедав Батя принял решение переселится жить ко мне ,потому,что семейная жизнь у него ,что то не заладилась . Первым делом мы отправились на ночевку в Маламино .Взяли удочки и нагрузив рюкзаки припасами мы на автобусе доехали до дороги между Яковлево и Новокиевкой и вышли вдвоем посреди степи .Перебравшись через балку и перевалив через хребет мы спустились к обрывистому берегу моря и здесь в 5 метрах над водой мы провели 3 суток объедаясь жаренными бычками и ароматной,с костра  ухой.Батя сходил на гору и притащил десяток стволов высохшей акации которой нам хватило на все время для обогрева ночью  и для приготовления пищи .Спали мы под окрытым небом на собранной предварительно траве под огромным звездным небом .С утра нас будили крики фазанов находящихся ,видимо ,в брачном периоде и наскоро перекусив и выпив горячего чайку отправлялись на добычу бычка. В мае ,когда идет жор можно за пару часов поймать вдвоем ведро отборных бычков .Пару часов уходило на чистку и жарку .Мы разделили наши обязанности – Батя чистил рыбу,я жарил на крышке от котелка. И весь оставшийся день мы проводили созерцая проходящие мимо пароходы и деятельность рыбаков и время от времени подходя к горке жаренных бычков утоляли чувство голода.   Так незаметно ,в медитативном состоянии мы провели 3е суток.Зацепившись с бычками мы провели все лето в поездках на рыбалки и время 
[10.08.2017 14:43] сергей кручина: проведенное дома посвящали приготовлению к очередному походу .В то лето мы очень сблизились .В течении 20 лет ,после развода с матушкой мы редко виделись  .В сущности было всего 2 встречи ,первая это когда меня забирали в армию ,он взял такси и отвез меня в Косивку .Дед послал меня в лабаз где на металлическом крюке висела копченная свиная нога с воткнутым в нее длинным ,острым ножом .Отрезав шмат копченного сала с мясом я принес его на веранду где Батя уже вскрыл бутылку самогонки и мы сели втроем отмечать мой уход  на службу  ./служба в армии это отдельный рассказ/В Сентябре я решил сдаваться и пошел устраиваться на шахту.В это время смонтировали новую лаву ( щитовой комплекс .)Последний из «могикан» оставшийся в наследство от Советской власти .Бригадиром был Гаркуша  .Которого я видел изредка навещающего нас вовремя работы .Он был уроженцем одного из многочисленных сел вблизи г Марганец обильно снабжающих здешние рудники рабочей силой и потому в бригаду брал к себе людей надежных ,проверенных ,своих .Я попал в этот круг благодаря моему Бате которого на шахте с уважением называли Дядько за его выдающиеся физические данные и покладистый характер и который в силу своего возраста имел вес среди шахтеров.С первых дней все шло как по маслу. Комплекс благодаря нашим совместным усилиям работал как часы ,секции без помех передвигали многотонные механизмы ,руда шла на гору ,деньги капали на счет .Прошел месяц.Лава была длиннее обычной и имела в длинну 110 метров ,что на 10 а то и 20 метров больше ,чем обычно в этих условиях.Из за увеличившегося времени требовавшегося для прохождения цикла и из за влаги проникшей в слой каолина который имеет тенденцию к увеличению обьема на треть ,лаву стало давить снизу со страшной силой.Постепенно промежутки между конвеером и лыжей секций стали наполняться плотной зеленой глиной преврящая их зачистку в сплошное 
[10.08.2017 14:44] сергей кручина: мучение. Сверху дела были еще хуже .Над слоем марганцевой руды был полутора метровый слой песка который сразу же после прохода шнека комбайна начинал сыпаться вниз образуя пустое пространство между секциями и нависающей породой состоящей из плотной ,слежавшейся за миллионы лет глины которая отрываясь падала с высоты в 3 – 5 метров круша на своем пути все прпятствия .Мы ложили одному из нас на плечо бревно и он с риском для жизни взбирался под открытым «небом» по откосу заводя бревно под секцию лишь для того ,чтобы очередной «чемодан» сорвавшись с пятиметровой высоты в щепки не разнес только ,что установленные бревна. Постепенно из вытянутой по струнке лавы она превратилась в извивающуюся змею .Продвижение замедлилось . Падающая глина разбавляла и без того скромную добычу. Было решено пройти параллельно  конвейеру монтажную камеру дабы выровнять гибнущий комплекс . В отличие от шахт Донбаса где лавы достигают 200метров и ездят по графитовой смазке из угольной пыли не встречая ни какого сопротивления в Марганце условия совсем другие Песок в сочетании с металлической рудой представляет собой абразивный материал который стирает цепи скребкового конвейера и всячески замедляет процесс добычи .  Камера имела 3 метра в ширину итянулась во всю длинну лавы.Работы было много .Нам на помощь были переброшены крепильщики с участка РВУ(ремонтно восстановительный участок)и ГРОЗов из   остановленого очистного забоя .Меня ставили старшим в пару к одному из них и давали один из нескольких участков . Сделав примерно за неделю до описываемых событий себе уклол  Ретаболила я наблюдал за увеличившимися физическими возможностями.Став на лопату я без перерыва и усталости кидал руду с металлического листа на конвейер забирая все ,что напарник рубил отбойным молотком не успевая сделать себе насыпь ,забравшись на которую ему было бы легче рубить руду .  И вот наконец спустя примерно месяц камера 
[10.08.2017 14:44] сергей кручина: была окончена .Лава сдвинулась с места и,пройдя пару циклов была опять раздавлена давлением снизу  .Тогда было принято решение  отцепить 70 секций а работать на остальных 40 буквой Г .Оставался один конвейерный штрек по которому подавались и  крепежные материалы и  велась добыча руды .Появился другой враг – плывун ,это смесь песка ,глины и воды которая найдя щель в кровле врывалась заполняя в мгновение ока все пространство .Мужики выскакивали без сапог из тупика не зная сколько будет это продолжаться .К счастью пока все обходилось без жертв .   В конце июля я работал уже по 6 разряду  Гроз(горнорабочий очистного забоя)благодаря коллективу нашего звена ,который поддержал мое повышение перед отпуском  дабы получить достойные отпускные  и провести 66 дней полагающегося мне отпуска как человек. В одну из последних смен я подучил удар по каске куском свалившейся руды и на мгновение потерял сознание .В медпункт я не обращался так как чувствовал себя нормально и только спустя 2 дня находясь в гостях почувствовал приступ тошноты после выпитого бокала шампанского   ,и проблевавшись в туалете я решил обратится за помощью в поликлинику .В поликлинике мне быстренько оформили производственную травму  ,и положили в травму
[10.08.2017 14:44] сергей кручина: Перед заселением в палату травмотологического отделения я встретился со своим мастером и сообщил ему,что я ложусь в больницу.Придя домой взял с собой книгу «История государства инков» и собрав туалетные принадлежности а также небольшой магнитофончик, отправился в городскую лечебницу. Мой друг детства Юрка Бойко,который проходил в то время интернатуру в род доме, на правах коллеги похлопотал перед зав отделением и мне выделили отдельную 2х местную палату в которой я и коротал время погрузившись в мир Инков ,одновременно слушая кассету с записью Перуанских народных мелодий. Так незаметно прошло10 дней .Сотрясение мозга ничем не проявляло себя кроме нескольких провалов в памяти ,это когда не можешь вспомнить недавних событий ,они как бы стираются из памяти и вызывают удивление у твоих друзей, встречи с которыми я забывал. После выписки из больницы я отправился на шахту ,где столкнулся с проблемой. Больничный был оформлен как производственная травма и наносил ущерб руководству выражавшемся в снятии премии и других поощрений. А так как я не зарегистрировал травму сразу же по выезде на гора возник повод к сомнению в моем диагнозе.Один из мастеров добычного участка собирался подать на меня в суд за фальсификацию диагноза. Страсти накалялись. Я не нашел ничего лучшего как пойти на прием к начальнику шахты и предложил ему выход из этой ситуации .Суть его заключалась в следующем- я задним числом пишу заявление об уходе и больничный лист зависает в пустоте.Только я не понимаю одной простой вещи – почему зная ,что ваш работник лежит в травматологии работники ИТР ни разу не навестили меня в больнице? Ведь можно было предотвратить это недоразумение в зародыше.Это заявление стало для меня спасением .На мастеров было наложено взыскание.Меня же отправили в заслуженный отпуск на 66 дней .Получив отпускные я поехал в гости к матушке в Смоленск. В середине Октября ,выйдя из отпуска я узнал ,что лаву окончательно раздавило. Бригаду расформировали, распределив по разным участкам .Я попал на участок УКТ (участок конвейерного транспорта в качестве машиниста конвейера 3 разряда.Вот так и погибла последняя лава на шахте 9/10 Марганецкого ГОКа