Патриот, это

Эдуард Камоцкий
Уважаемый Богдан, я благодарю тебя за присланную тобой статью, которую ты опубликовал в своей не официальной  Белорусской газете. Статья мне показалась весьма принципиальной, и я позволил себе высказать свое мнение о мыслях, высказанных в ней.

Ты в  ней,  рассуждая об отношениях между Белоруссией и Россией, предлагаешь, чтобы окончательно порвать историческую (Полоцкую), этническую и лингвистическую связь, переименовать Белоруссию в Литвонию, или что-то подобное. Далее, ты рассуждаешь о патриотизме и национализме. Ты констатируешь, что сейчас наблюдается мировая тенденция не глобализма, а сепаратизма… что народ может процветать и успешно развиваться только обладая чувством патриотизма в духовной обстановке национальной самоидентификации. Что ж, в каком-то отношении Ты прав, но я бы сказал, что наблюдаются одновременно две тенденции: с одной стороны, все племена (народы, нации) стремятся к единству на национальной основе, а с другой, все эти национальные образования, исходя из экономической и политической целесообразности, объединяются в экономические, политические и даже в военные союзы на основе полной политической свободы.

 В истории человечества уже был подобный союз – СССР, где любой гражданин любой республики чувствовал себя дома в любой другой республике, где не было места ни национальной, ни религиозной вражде, но был этот союз на основе насильственного идеологического и внешне политического единства. Это единство было благом для граждан, чувствовавших себя комфортно на всей огромной территории, где возможны были браки по любви вне зависимости от национальности и вероисповедания предков. Ты сам жил в Чечне, Учился в России, женился на русской, а стал жить в Белоруссии. Твой отец был крупным специалистом и руководителем сельского хозяйства. И ты, разумеется, жил в деревне, но захотел получить высшее образование и стал жить в городе, где тебя приняли в институт и дали общежитие, захотел заниматься наукой и защитил диссертацию. И ни кто никогда не спрашивал у тебя какой ты национальности или вероисповедания – ты был гражданином сразу всех республик, в том числе даже автономных, где паспорт выдавался на языке республики.

Сейчас подобный союз образовался в Европе – это ЕС, но в отличие от СССР на равноправной основе всех государств, входящих в союз, и с независимой в идеологическом отношении внутренней политикой. На обломках СССР был образован СНГ, но навязываемая Ельциным и подхваченная Путиным гегемония России в этом союзе, превратили этот полезный союз в бесполезную фикцию.
 
Беда человечества в том, что эти союзы противостоят друг другу, как враждебные военно-политические образования, действующие не на основе экономической конкуренции, а на основе военной и политической угрозы и запугивания, что наносит ощутимый вред такому биологическому виду, как человек (разумный?). Этот вид животного мира еще живет национальными стадами, стаями, а каждому стаду нужен пастух, а каждой стае нужен вожак (вождь, глава, предводитель, главарь, президент).  И бывает, что главари оказываются врагами своего стада и ведут его на заклание. И это зависит от подлости Вождя (главаря).
Бараны подчиняются главарю независимо от того как главарь стал вождем. Ленин (Сталин) захватил власть, разогнав учредительное собрание, т.е. не законно, и бараны им подчинились, считая по классовому признаку своими врагами служащих. Гитлер, проповедовал национальную нетерпимость, бараны его поддержали, и он  пришел к власти законным путем – все зависит от таланта Вождя (главаря). Стадо Баранов составляет грозную силу даже для стаи волков. А отдельно какой-нибудь баран может быть доброй овечкой. Вот рассказ Валентины Михайловны – свекрови моей дочери.

«При подходе немцев к Ростову, семьи железнодорожников пытались эвакуировать, но,  отъехав на 50 км, эшелон попал под бомбежку, в которой разбили паровоз». Дальше, по воспоминаниям семилетней Вали, эвакуируемые разбрелись кто куда. Долго шли по степи пешком. Младшего, трехлетнего Виктора мама Вали – Мария Андреевна посадила в корыто и тащила волоком, а старшую – Валентину вела за руку. Остановились на ночь у придорожного колодца. Утром проснулись от шума –  по дороге шли немецкие танки. Так Мария Андреевна с детьми оказалась в оккупации. «Когда танки прошли, пошли немцы, а по обочине мы, – вспоминает Валентина Михайловна, – и мама тащит это корыто». Немецкий солдат взял из корыта Витю и понес его на руках. Достал из портмоне фотографию, а там жена и двое детей, таких же, как у Марии Андреевны: «Матка, матка, киндер, киндер». «Век не забуду этого немца», вспоминала годы спустя Мария Андреевна – вы только представьте себе, каково это тащить по степи корыто с ребенком.

А в стаде такой немец будет стрелять в мужа Марии Андреевны – отца Вити, которого он нес на руках, –  сквозное ранение в боку.

На нынешней стадии развития человека (разумного?), организацией жизни которого является национальное стадо, вождь этот стада, проповедуя национализм, национальное величие и этот стадный патриотизм, становится злейшим врагом своих баранов, если они бараны.

Я естественный – природный патриот и националист, но я проклинаю патриотизм и национализм, используемые как инструмент враждебности по отношению к соседям по границе и по планете. Естественно любить свои реки, поля и леса, если не видел других, естественно любить свой язык, если не знаешь других, но при этом можно ненавидеть свое правительство.
 
Думаю, только новый уровень всех трех составляющих мировоззрения: секуляризации, персонализма, веротерпимости и интернационализма, достижению которых должен быть посвящен труд деятелей культуры,  умиротворит общество, в котором осуждение любой вражды и признание её преступной станет всеобщим, не знающим границ. Видно не одно столетие на это потребуется, но стремиться к этому надо уже сейчас.

Читатель, не глотай эти строчки, не жуя, а вдумайся.

Патриот, это: умница, дурак, брат, враг, благороден, мерзавец.