Эмоции – это процесс переживания субъективного отношения человека к ситуации.
В отличии от чувств они кратковременные, ситуативные, а именно «здесь и сейчас».
Эмоции — это энергия намерения, заряжающая конкретные действия. Намерения и потребности удовлетворяются — эмоция перестает вырабатываться.
Чувства они длительные и устойчивые. Они не связаны с ситуацией (в отличии от эмоций) и предметные, имеющие отношение к кому-либо или чему-либо.
Эмоции и чувства могут противоречить друг другу.
Нет "плохих" или "хороших" эмоций.
Наши мысли порождают определенные эмоции.
Два человека находясь в одной ситуации могут испытывать разные эмоции.
Например, идет дождь.
У одного человека возникнет мысль: "Свежо будет после дождя и пыли меньше".
А другой подумает: "О... Опять дождь, слякоть, грязь..."
У первого будет радость или спокойствие. А у второго - грусть.
У разных людей с разными ценностями и мировоззрением в одной ситуации будут разные эмоции.
Однако человек не всегда может осознавать свои эмоции: какие они и почему их испытывает. Эмоции могут подавляться и вытесняться. Подавленные эмоции имеют тенденции накапливаться в подсознании. Неудовлетворенные намерения подавленных эмоций продолжают подпитываться энергией, как бы в надежде, что их все таки удовлетворят.
Поэтому эмоции важно:
- осознавать и принимать
- проживать и управлять, включая разум.
Умение проживать различные эмоции — это не значит выплескивать их на людей, как получится или выплескивать на тех, кому они не предназначены, а выражать их адекватно, не переходя на личности и оскорбления.
Неадекватное выражение:
- пойти поругаться в магазине с продавцами;
- ударить животных;
- разбить технику;
- кричать на людей и оскорблять, переходя на личности.
Адекватные выражения: Я-высказывания, контейнирование.
В отношениях эффективно можно применять контейнирование.
Способность к выдерживанию различных видов эмоций, напряжения называется — контейнированием.
Маленький ребенок не способен сам контролировать свои эмоции и переживания. Мама (папа и другие близкие) могут быть принимающим контейнером, используя присоединение, понимание и поддержку.
Например:
«Ты разозлился, потому что Маша забрала твою игрушку. Давай подумаем, что ты можешь сделать».
Таким образом, родители дают поддержку, защиту и уверенность, что можно пережить и справиться с сильными эмоциями.
Этот прием работает не только с детьми, но и взрослыми (в отношениях с мужем или женой, родителями, друзьями).
Этот прием успешно применяется в психотерапии. В роли контейнера выступает психотерапевт/психолог, перерабатывая эмоции клиента специалист возвращает их клиенту в более удобной форме, давая поддержку и веру.
Благодарю за внимание!
Желаю осознанности и мудрости! Берегите себя и своих близких)))