Формируем эмоциональную грамотность

Ирина Мальцева 3
 Эмоции – это процесс переживания субъективного отношения человека к ситуации.

В отличии от чувств они кратковременные, ситуативные, а именно «здесь и сейчас».

Эмоции — это энергия намерения, заряжающая конкретные действия. Намерения и потребности удовлетворяются — эмоция перестает вырабатываться.

Чувства они длительные и устойчивые. Они не связаны с ситуацией (в отличии от эмоций) и предметные, имеющие отношение к кому-либо или чему-либо.

Эмоции и чувства могут противоречить друг другу.

Нет "плохих" или "хороших" эмоций.

Наши мысли порождают определенные эмоции.

Два человека находясь в одной ситуации могут испытывать разные эмоции.

Например, идет дождь.

У одного человека возникнет мысль: "Свежо будет после дождя и пыли меньше".

А другой подумает: "О... Опять дождь, слякоть, грязь..."

У первого будет радость или спокойствие. А у второго - грусть.

У разных людей с разными ценностями и мировоззрением в одной ситуации будут разные эмоции.

Однако человек не всегда может осознавать свои эмоции: какие они и почему их испытывает. Эмоции могут подавляться и вытесняться. Подавленные эмоции имеют тенденции накапливаться в подсознании. Неудовлетворенные намерения подавленных эмоций продолжают подпитываться энергией, как бы в надежде, что их все таки удовлетворят.

Поэтому эмоции важно:

- осознавать и принимать
- проживать и управлять, включая разум.

Умение проживать различные эмоции — это не значит выплескивать их на людей, как получится или выплескивать на тех, кому они не предназначены, а выражать их адекватно, не переходя на личности и оскорбления.

Неадекватное выражение:

- пойти поругаться в магазине с продавцами;

- ударить животных;

- разбить технику;

- кричать на людей и оскорблять, переходя на личности.


Адекватные выражения: Я-высказывания, контейнирование.

В отношениях эффективно можно применять контейнирование.


Способность к выдерживанию различных видов эмоций, напряжения называется — контейнированием.

Маленький ребенок не способен сам контролировать свои эмоции и переживания. Мама (папа и другие близкие) могут быть принимающим контейнером, используя присоединение, понимание и поддержку.

Например:

«Ты разозлился, потому что Маша забрала твою игрушку. Давай подумаем, что ты можешь сделать».

Таким образом, родители дают поддержку, защиту и уверенность, что можно пережить и справиться с сильными эмоциями.

Этот прием работает не только с детьми, но и взрослыми (в отношениях с мужем или женой, родителями, друзьями).

Этот прием успешно применяется в психотерапии. В роли контейнера выступает психотерапевт/психолог, перерабатывая эмоции клиента специалист возвращает их клиенту в более удобной форме, давая поддержку и веру.

Благодарю за внимание!

Желаю осознанности и мудрости! Берегите себя и своих близких)))