Тайны и символы Агаты Кристи. Глава 1 Второй фронт

Елена Гетера
    Исследование посвящается  Ларисе Викторовне Павловой, от которой я узнала о  данном методе, а также профессору Вадиму Соломоновичу Баевскому, научившему меня любить искусство слова.

        Об альбоме «Второй фронт».
        Это первый официальный альбом в дискографии группы, хотя до него было несколько малоизвестных, которые сами музыканты считают неудачными. Альбом был записан ещё до даты возникновения группы. В его записи ещё не принимал участия Глеб Самойлов (хотя его тексты и музыка в альбоме использованы, и в качестве полноправного участника творческого коллектива он присутствует на фотографиях к альбому).
    Песни альбома «Инспектор По…» и «Пантера» были перезаписаны и включены в следующий альбом — «Коварство и Любовь». Известность среди песен приобрели только композиции «Пантера» и «Гномы-каннибалы».
    Альбом был издан на CD только в 1997 году.
    В 2008 году в честь своего 20-летия группа выпустила полное коллекционное переиздание своих альбомов на CD, включая этот. Был проведён «ремастеринг» аудиозаписи и редизайн «Студией Артемия Лебедева». Переиздание альбома было дополнено песнями «Наша правда» и «Крысы в белых перчатках» из магнитоальбома «Коварство и любовь».
    В 2014 году в честь 25-летия группы компания «Бомба-мьюзик» выпустила «Полное собрание сочинений» в нескольких томах тем самым переиздав ограниченным тиражом всю дискографию группы, включая этот альбом. Производство дисков велось в Германии. Альбомы были напечатаны на 180-граммовом виниле чёрного цвета.
     • По словам музыкантов, песни «Неживая вода» и «Пинкертон» писались «на измор» с огромным количеством дублей — до тех пор, пока это количество не переходило в качество.
     • Песню «Неживая вода» Глеб написал в детстве.
     • Сам альбом группа посчитала неудачным. Однако коллеги музыкантов, в частности Владимир Шахрин и Александр Пантыкин, этот альбом восприняли очень тепло.
     • На 3-ем фестивале Свердловского рок-клуба 16 октября 1988 г. группой была исполнена песня «Родной завод», которая по неизвестным причинам нигде не была выпущена.
     • Также в 1988 году на своих концертах группа исполняла песни «Мой коллектив», «Боже, я должен убить» и «Взгляд на историю», в которой был проигрыш из песни «Viva Kalman!» (позже Глеб Самойлов в 2010 году в документальном фильме «Эпилог» признается, что проигрыш к песне «Viva Kalman!» придумал он). Ни одна из этих песен не была выпущена.

    При записи альбома Вадим Самойлов отстраивал звук своей гитары с помощью пластинки группы “Scorpions”. Звук таки удалось настроить и, по словам Вадима, весьма схоже с оригиналом. За долгую историю группы, многие звукорежиссеры удивлялись, как такой звук можно было сделать, как можно было найти именно такой звук и вставить его именно туда, и так выстрелить. Для музыкантов все эти вопросы до сих пор остаются загадками, так как они ничего особенного и не делали, просто занимались тем, что нравилось. Просто старались делать это очень хорошо и профессионально.

      «Когда мы начали готовить альбом «Второй фронт», то его «саундпродюсером» оказалось само помещение, в котором мы писались, - вспоминает Вадим Самойлов. - Основное новшество этой работы - симфонические элементы в аранжировках - возникли во многом случайно. Мы пользовались свердловскими клавишами «Квинтет», и единственный приличный тембр, который можно было оттуда извлечь, отдаленно напоминал strings. Отсюда и возникла на альбоме пресловутая скрипичная окраска».
     «Второй фронт» вызвал приятный шухер в среде свердловских мэтров. Его хвалил Полковник, а Шахрин отметил, что «от этого студийного альбома идет такой драйв, что просто зависть хорошая берет».
         Участники
      • Вадим Самойлов — вокал, гитара, клавишные
      • Александр Козлов — клавишные, крики в хоре
      • Пётр Май — барабаны, крики в хоре
      • Александр Кузнецов — бас-гитара, крики в хоре
      • Владимир Махаев — бэк-вокал («Телесудьбы)
      • Звук, запись — Вадим Самойлов и Александр Кузнецов
      • Запись произведена в аудитории № 237 на Радиотехническом факультете Уральского политехнического института в г. Свердловске, 20-24 декабря 1987 г. и 4-8 января 1988 г.
      • Альбом восстановлен Александром Кузнецовым на Студий TUTTI Records с 26 мая по 6 июня 1997.
       Жанр: арт-рок, "новая волна", симфо-рок.
    
      Мой метод анализа текстов песен.

      Я проанализировала тексты песен из альбома, уделяя больше всего внимания именам существительным. Все существительные я распределила по темам, затем посчитала повторяющиеся слова и сделала выводы. Это метод сплошной выборки в литературоведении.
      Таблицу со словами я здесь приводить не буду, а опубликую только выводы. Тексты песен – в приложении. Для желающих – есть в интернете.

       Анализ текстов альбома «Второй фронт» (обобщение).

       Несмотря на военную тему в дизайне обложки, тема войны практически не используется в альбоме. Слово "фронт", здесь имеет, скорее, метафорическое значение - некий дополнительный рубеж. Возможно, имеется в виду второй фронт "Нормандская операция", однако эта тема не раскрыта в песнях.
   
      Тексты песен, в основном, романтические. Часто упоминаются слова сердце, мука, жажда. Тема любви встречается 28 раз, больше всего в песнях – «Пантера» и «Ты уходишь» (тексты посвящены женщине). Самое часто встречающееся понятие в альбоме – Инспектор или сыщик (Инспектор По.., Пинкертон).
      Также часто встречаются аллегории-олицетворения.  Например, гномы-каннибалы (т.е. лживые политики) или крысы в белых перчатках (фашисты?). Также много места уделено стихиям (15 слов) – огню, воде. Присутствует некое языческое мышление. Много слов посвящено искусству – музыке, театру, литературе. Больше всего понятий посвящено времени – здесь и час, и минута, и недели, и начало, жизнь, смерть и т.д., что говорит о философском мышлении, пространственном воображении. Много слов говорит о пространстве – особенно в песнях «Коммунальный блюз» и «Второй фронт».
      О романтизме говорит и частое употребление таких слов, как  боль, страсть, сердце, страх, кровь.
     Часто упоминается слово «власть». Этому понятию посвящены многие песни – «Пантера», «Гномы-каннибалы», «Крысы в белых перчатках» и т.д.
     Самые популярные темы:
     Время – 32 слова;
     Чувства, ощущения – 32 слова;
     Любовь – 28 слов;
     Части тела (животных и человека) – 27.
     Медицина – 18,
     Социальные проблемы – 18;
     Технические термины (физика,  оптика, радиотехника, медицина) – 11;
     Искусство – 18;
     Животные – 17;
     Существа-34;
     Состояние вещества, стихии – 15;
     Искусство – 18;
     Пространство – 19.
     Итак, больше всего в тестах песен выражен интерес к своим чувствам, ощущениям, любви, жажде и боли. Часто описываются части тела, особенно связанные с дыханием и осязанием (рука-4 слова). Медицинские термины – явное влияние мамы двух братьев, медика по образованию. Технические термины – влияние В. Самойлова, радиоинженера по профессии. Видно, что автор текстов увлечен искусством, особенно музыкой и театром. Размышления о магии и богатое воображение находят воплощение в мечтах об огне, воде и переходных состояниях веществ.
    Пространство и природа волнуют авторов текстов гораздо больше, чем люди – обозначение людей – всего 4 слова из всех текстов. В основном, людей заменяют существа типа ангелов или гномов, или животные (больше с негативной окраской), такие, как крысы или волки.
    Общий вывод – романтическое восприятие мира. В этом мире живут гномы, ангелы, животные. Людей почти нет. В нем существует волшебство и превращения, но ярко заметен и технический прогресс. В целом, авторов не особо волнуют социальные проблемы, они погружены в мир собственных ощущений, мир искусства, размышления о времени. Иногда они задумываются о власти, но скорее их волнует власть любви, нежели политическая власть. Большое влияние оказывает детективная литература и сказки.
      Теперь конкретно по песням:

      Инспектор По… (В. Самойлов)
В. Самойлов любит термины, мы еще в этом убедимся. В этой песне присутствуют такие слова, как диафрагма, объем, миокард, зонд и т.д. Какой-то медицинский отчет, а не песня. Причем, самая загадочная песня из этого альбома.
     Не совсем понятно, кто такой этот инспектор, инспектор по легким? То ли это врач-кардиолог, то ли кислород, то ли некий прибор. А, возможно, это человек, приходящий по ночам. Такого туманного текста я никогда не встречала. Обилие медицинской лексики совсем не проясняет ситуацию. В целом, такие слова, как спазм, зонд и ком создают ощущения дискомфорта и удушья. Такие слова, как срок, долг и жизнь заставляют задуматься о том, что инспектор – это Смерть.

      Гномы-каннибалы. (Г.  Самойлов)
      В данной песне противопоставляется ничтожество (маленький рост) определенной группы людей и живая человеческая душа. Гномы имеют отношение к политике, мыслят шаблонами, это некая подавляющая сила. Они «поедают» других людей за непохожесть на них.

      Пантера. (В. Самойлов)
      В этой песне больше всего слов о любви, чем в любой песне из альбома «Второй фронт». Такие слова, как глаза, страсть, утоленье, муки, кровь, верность, уста и яд достойны М. Ю. Лермонтова.
      Смысл песни в том, что каждая женщина – пантера, хищница, которая манипулирует мужчинами, но герой песни противостоит ее чарам, называя ее пантерой. Он предостерегает не доверять женщинам. В лексике много слов, свойственных романтизму и научных терминов (приоритет, объект, пульс, рефлектор, розетка). Текст написал В. Самойлов, человек с техническим образованием.

      Неживая вода (Г. Самойлов).
      Еще одна загадочная песня. Только если Вадим утонул в медицинской лексике, Глеб увлекся языческим мышлением. «Неживая вода» - это «мертвая вода» из русских сказок. Тем не менее, термин «плазма» - из ХХ века.
      Плазма – ионизованный квазинейтральный газ. Поскольку при нагреве газа до достаточно высоких температур, он переходит в плазму, она иногда называется четвертым (после твердого, жидкого и газообразного) агрегатным состоянием вещества.
      «Неживая» вода может быть только из сказки.
      «Со мной лишь вода, неживая вода, плазма огня и  блестящая ртуть». Плазма огня – это «четвертый» элемент, вода-неживая, да и ртуть ядовита. Вспомним, что в песне Вадима Самойлова говорилось про яд, который несет Пантера. Тема отравы повторяется.
      Ртуть – необычный металл. Ртуть – переходный металл, при комнатной температуре представляющий собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты. Ртуть – один их двух химических элементов (и единственный металл), простые вещества которых при нормальных условиях находятся в жидком агрегатном состоянии (второй такой элемент – бром). По аналогии с «мертвой водой. Мистический и сказочный элемент. Как всегда, тема смерти – то есть начала и конца, философская тема. Что имеется в  виду в песне? Суицид.
      У Проппа, вода – как переход из мира людей в потусторонний мир. Песня о смерти: был человек, был остров, а теперь человек умер – и на его месте неживая вода. Так же, когда человек умирает – кладут серебро и ставят чистую воду, чтобы воздух очищался. В. Я. Пропп предлагает следующее объяснение этого мотива:
«… Если высказанные здесь предположения верны, то это объясняет, почему героя опрыскивают мертвой водой, а потом живой. Мертвая вода его как бы добивает, превращает его в окончательного мертвеца. Это своего рода погребальный обряд, соответствующий обсыпанию землей. Только теперь он – настоящий умерший, а не существо, витающее между двумя мирами, могущее возвратиться вампиром. Только теперь, после окропления мертвой водой, эта живая вода будет действовать».

      Ты уходишь. (В. Самойлов)
      Заметим, что именно Вадим пишет эмоциональные, романтичные тексты. Как и в тексте «Пантеры» он обращается к девушке, также в этом тексте – страсть и муки неразделенной любви. Представлены темы смерти, веры, страданий. Атрибуты романтизма: распятье, вера, полночь, ангел, сон, кровь и т.д. Присутствуют цвета – белый, алый.
     Главная тема песни – прощание с девушкой, которая уходит навсегда. Возможно, автор видел ее своей будущей женой.
    
      Коммунальный блюз (В. Самойлов)
     Казалось бы, в песне с таким названием должны присутствовать какие-то социальные проблемы. Но В. Самойлов изящно рифмует медицинские термины с искусствоведческими, и блюз представлен неким метафорическим существом.
     Присутствуют темы театра, музыки, быта. Это единственная песня из альбома, где есть такие слова как кухни, обход, цены, труд. Добавляют будничности и двери, трубы. И только в этой песне так много слов, обозначающих искусство.
      В целом, идея песни – музыка «вырастает» из будней и затем подлежит продаже.

      Черные волки (В. Самойлов).
      Тема волков – одна из самых популярных в творчестве братьев Самойловых. Скорее всего, волки олицетворяют их самих –обозначают независимых, благородных, сильных людей.
     Здесь, как и в «Инспекторе По…» много технических терминов. Это особенность текстов Вадима. Термины из разных областей знания: полость (медиц.), утиль (техн.), детонатор (химич.), линзы (оптика), плоскость (геометр.). Также много терминов из области музыки (ритм, гимн, струны, ноты), литературы (книга, строка, ритм, слово). Много слов, как и в «Инспекторе По…» связаны с движением воздуха – сквозняки, ветер, тайфуны, штиль. Много слов обозначают состояние человека: страх, боль, страсть, злоба, вера, надежда. Можно заключить, что Вадим Самойлов любит технику, музыку, литературу и  анализирует собственные эмоции. Как и в романтизме, явления природы соотносятся с движениями души человека: тайфун, штиль.
    В этой песне много обозначений различных существ: волки, ИНСПЕКТОРЫ, ГНОМЫ, рыцари, монстры, дети, павлин, слуги, гость. Как мы видим, существа из разных эпох, разного возраста и социального положения. Если волки – это инспекторы леса, то есть сами музыканты, то Инспектор По – все-таки человек.
   Предложения назывные, поэтому трудно понять, что же все эти существа делают.
   Кто же такие, эти волки? Они «инспектируют» лес (а лес – символ смерти), бродят по ночам, ходят по «своей» тропе и всегда возвращаются. Они «служат» огням, они- дети ветров, знакомые с морской стихией ( т.е. пираты), их надежда – в огнях костров. Таким образом, волки – это романтические персонажи (они же рыцари, пираты), связанные со стихией воздуха и огня.
   В данном тексте сильны мотивы лирики М. Цветаевой – короткие, назывные предложения. («Мой хлеб – моя злоба…»)
   Идея песни: противопоставление музыкантов (как голодных волков, живущих искусством, слуг) и простых людей, пришедших на концерт.  С волками связаны тайны и мрак: тропы, подвалы, стены, лес  и огонь костров, тень, свет, ночь. С простыми людьми связаны социально-бытовые понятия: утиль, хлеба, рты и т.д. В состоянии музыкантов преобладает вера, надежда, страсть, боль и страх. Цвета – черный и красный.

     Пинкертон (Г. Самойлов).
     Уже в третий раз встречается образ инспектора (Глеб Самойлов утверждает, что увлекался детективной литературой). Напомним, что Пинкертон  -  американский сыщик и разведчик шотландского происхождения. Известен как основатель «Национального детективного агентства Пинкертона». Агентство специализировалось на расследовании железнодорожных краж. Эмблема агентства – открытый глаз с девизом: «Мы никогда не спим».
      Алан Пинкертон стал прототипом для известного литературного персонажа – «короля сыщиков» Ната Пинкертона, книги о котором вошли в историю под названием «пинкертоновщина». Основные черты «пинкертоновщины»: антипсихологизм и действенность, фабульная напряженность и сенсационно-уголовная тематика.
      В этой песне, как и во многих других в этом альбоме, встречаются слова, обозначающие части тела человека: тело, глаз, рука, аорта. (Пожалуй, самые популярные у братьев Самойловых – органы дыхания и руки).
Есть слова, обозначающие людей; соседи, жена, любовник, дочка, друг.
Есть слова, обозначающие хобби: марки, металл, картины.
    Эмоции главного героя – досада и бессилие. Часто упоминается черный цвет.
    Интересны 2 фразы в этой песне:
    1. «Номер сто пять ходил на Генделя,
    А после везде грыз металл».
    Что это значит? Возможно, Г. Самойлову нравился Гендель, немецкий и английский композитор эпохи барокко. Например, в фильме «Собачье сердце» (у «Агаты Кристи» есть такая песня) использована музыка Генделя. Но почему «грыз металл»? Чтобы понять это, надо перечитать книги о Пинкертоне.
    2. «Храбрость, дух, а глаз, как у орла». Здесь реминисценция на песню гениального сыщика (стихи Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты»:
«А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла».
Заметим, что, пожалуй, только в этом альбоме и в этой песне заметна связь между текстом и названием группы.
Эта песня о герое, который считает себя Пинкертоном – известным сыщиком. У него склонность к точным наукам, есть свой метод, у него многочисленные хобби.

     Второй фронт (Г. Самойлов, В. Самойлов).
     Различные источники утверждают, что братья не служили. Это видно и по их биографии. Пожалуй, одна из немногих песен в творчестве группы, хоть как-то связанная с темой войны. Да и о войне ли эта песня?
В тексте песни, как всегда, много недосказанности. Где находится «второй фронт»? Несмотря на такие военные термины, как «фронт», «команда «вольно», больше никаких указаний на военную реальность нет. «твой второй фронт» подразумевает личные переживания человека, некоторая граница. То есть после пересечения некой границы человек теряет некую власть – «расколол трон». В песне много слов, обозначающих границы: фронт, срок, исток, итог, станция, стены и т.д. Если считать, что «время-небо», это какое-то безмятежное время. Посмотрим по действиям:
1. Люди долго ждали и чувствуют боль. При этом они хотят остаться на своем положении до смерти, не отдыхая.
2. Человек что-то потерял на этой границе, какое-то великое будущее («расколол трон»).
3. Поезд – как символ жизненного пути, который исчез. Он нарисован мелом, то есть в детстве.  Если бы человек ехал в нем раньше, то «встретил бы гранит». «Время-небо» тоже, вероятно, имеет отношение  к детству.
        Я думаю, в этой песне представлены размышления о своем пути в жизни, каким он мог быть, каким стал. О тоске по детству, по "грандиозным» планам юности". И вот сейчас музыканты поют, а, возможно, их ждало великое будущее. В музыке чувствуется пафос и разочарование. Лексика  отражает различные понятия, которые невозможно уничтожить. «Время-небо» - это исток и итог. То есть  мы появляемся оттуда и туда уходим.
    
       Телесудьбы (В. Самойлов)
      Единственная песня братьев Самойловых, посвященная телевидению.
      Слово «телесудьбы» повторяется 9 раз, а также однокоренные телемир, телеэстет.  Можно отнести к миру телевидения такие слова, как сон, утро, культ, мнения, судьбы, экран. Цвет – светлые и темные тона.
    Идея песни – выразить словами восхищение от телевидения (телеэстет, экранный рассвет, культ, «лучший из снов»).
    
      Наша правда (В. Самойлов).
     Правда, от Вадима Самойлова, как всегда, эстетична. Несмотря на столь редкую социально-политическую тематику (съезд, правда, победы, газеты, плетка и т.д.) .В данной песне, защищаются, судя по всему, крестьяне, что в 1988 смотрится странновато и носит оттенок литературности (оси, телега, крещенье, воз, версты, колеса, рубцы). Как будто автор защищает некрасовских крестьян, однако слово «съезд» указывает на конец ХХ века.
      Отсюда вывод – социальный протест против кого? Против всех угнетенных?
      Социальная тематика – не самое сильное место автора, поэтому таких песен очень мало в творчестве группы. Если  «Неживая вода» - традиции русских сказок,  «Гномы-каннибалы» - немецких, «Ты уходишь» - традиции Лермонтова, «Наша правда» - традиции Некрасова, то «Крысы в белых перчатках» - традиции Салтыкова- Щедрина. Слова «блеск и нищета поколений», отсылают нас, вероятно, к О. Бальзаку «Блсск и нищета куртизанок».
 
      Крысы в белых перчатках  (В. Самойлов)
     В этой песне – политический подтекст и намек на немецкий фашизм. На это четко указано в тексте – 1937 год. Однако представление о фашизме упаковано в сказочную форму: фашисты – это прожорливые крысы (со вкусом описывается их банкет – склады, сало, официанты, подносы, блюдо, объедки). Крысы голосуют хвостами, подкупают стражу, правит ими крот, хомяки охраняют склады.
   Мирная жизнь без фашистов представлена как сад, а люди – как розы. Крысы управляют сорняками, но розы смогут уничтожить их шипами. Интересный момент – крысы попадают в сад по билету, как в театре (или на концерте).
    Слово «кровь» упоминается в этой песне, как и в «Пантере», «Ты уходишь», «Черные волки».
    Слово «боль»:  «Ты уходишь», «Черные волки».
    Слово «страх (спазм)»: «Инспектор По», «Гномы-каннибалы», «Пантера», «Черные волки», «Наша правда».
    Слово «страсть»: «Пантера», «Коммунальный блюз», «Черные волки».
    Слово «сердце (миокард)»: «Инспектор По», «Пантера», «Черные волки»,
      
        В конце альбома есть «Post Scriptum», как в письме. То есть мы имеем дело с литературным произведением или с театральной постановкой (крысы приходят по билету).