Отзыв о книге Изгоняющий дьявола

Кир Неизвестный
Красная обложка и немного потрепанный вид, это все, что можно по первому взгляду рассказать о книге. Ни что не скажет вам о её содержимом, о настроении, витающем на страницах, о сюжете и перспективе его развития. Ну, разве, что кроме названия, упорно злоупотребляемого в последнее время разными киностудиями, в попытках привлечь к своим произведениям повышенное внимание. Получить хороший бонус на старте, а возможно стать известными. Но, и это хорошо -  никто из них не задавался целью превзойти первоисточник. И снова продолжая дальше о книге. Первое, что возникает в голове, а зачем читать произведение, для чего пытаться строить вместе с написавшим книгу, мысли, упорядочивать сюжет, дорисовывать своей фантазией то, что было создано другой культурой, для других. Для чего трудиться над книгой, когда есть фильм, когда есть аудиокнига, когда, на худой конец, её может пересказать ранее прочитавший друг?

На эти вопросы есть ответы и все они в самой книге. И первое, что понимаешь, что создает представление о ней и заключает в ауру «красного» настроения, конечно потрепанная обложка и черные буквы. Но они не кричащие и не аляпистые, они не отталкивают дурнотой вкуса. Скорее наоборот, словно магнитом тянут перевернуть картон и прочесть вступительное слово автора. Возможно, там будет пояснение того, для чего была написана и придумана история, а возможно и вовсе не придумана. Но откидывая плотный картон обложки, не обнаруживаем ничего, там сразу текст и там сразу «погружение» в течение…. Нет, не течение – в русло сценария, из этого глубокого места не выбраться до самого конца – до последней страницы текста. А потом еще нужно время, чтобы попытаться прожевать, попытаться понять, что это просто выдумка автора, что это вовсе не хронология реальных событий или документализация газетных вырезок. Что просто еще одно талантливое произведение гениального писателя. Хотя. Хотя возможно, что все случилось в самом деле.

С самой первой страницы, с первого предложения, возникает чувство – словно далекий колокольчик – звоночек, своими трелями предупреждающий об опасности. Да, все так и мы привыкшие к его однозначным сигналам, с опаской смотрим на кроваво-красную окантовку картона, которые сейчас уже прячется за седьмой страницей прочитанного нами текста. Понимание приходит о потерянном времени, о том, что эти страницы просто провалились в часах, словно секундах, о том, что эти тридцать страниц смогли увлечь сильнее, нежели любимая передача или рассказанная тайна.  Как получилось, что какие-то жалкие пятьдесят страничек так рассказаны, что ну ни как не оторваться. А ведь потом, когда уже немного поздно и на часах первый час ночи, понимаешь – чтобы преодолеть свой страх от нарисованных слишком натуралистично картинок, вдруг невесть откуда появившиеся волосы на загривке, встали дыбом, а по углам зашуршали «ниоткуда» взявшиеся фантики, бумажки и прочее – нужно…. Нужно! Обязательно дочитать! Ведь это необыкновенно страшный, но вес ещё бестселлер,  а как известно, в каждом хорошо написанном бестселлере, добро обязательно побеждает зло, насколько бы последнее не было могущественно. И оно, это зло, по-собачьи побито, поджав хвост, уползает к себе в тень, в тот самый угол, откуда выползло.

Да!

Так и я думал, что вот сейчас,  вместе с главным героем, возьмусь за плешивый хвост уродливого и мутированного в фантазии писателя, его создавшего, зла, и размотав-раскрутив его как следут в воздухе, закину его подальше. Добро снова победило, а оно…. ТО ЗЛО – побеждено!

Но нет. Не получается. Ни у меня, ни там, у того мужика в книге! И вместо того, что бы предчувствовать легкую победу, вокруг начинает накапливаться электричество напряжения, концентрируясь везде, но обязательно рядом с читающим.  Автор, словно в тот самый миг, когда новая жертва открывает первую страницу произведения, встает ей за спину и начинает нашептывать образы, упрямо расставляя ударения и препинания по тексту так, что не оторваться и не уйти, что бы вернуться и попытаться преодолеть себя и свой страх.   Каждый раз, верно расставленные усилительные частицы, нагнетают и накачивают и без того накаленную атмосферу. Но не ждите взрыва, не ждите развязки, потому что вы читаете не настоящий бестселлер, не однозначное произведение, созданное по картинкам из комиксов, где есть противостояние равнозначных по силам сторон. Здесь есть сценарий, который, как удавка, затянется на шее жертвы и будет душить до посинения и проявления крайних чувств, а потом, словно играя, отпустит, пообещав – «Фу! Да все будет норм!», - и обманув, вновь вцепится безжалостной кистью страха.

А…. Ну вот уже сотая страница повествования единоборства.

Становится невмоготу понять, узнать, кто выйдет победителем, кто получит главные лавры, силу, власть над временем и дифирамбы от каждого нового участника этого смертельно опасного водевиля – читателя. Кто завоюет внимание и время для пересказывания  в кампаниях «еще не читавших»?

История имеет последовательный характер, без отрыва и без «выходных» закручивающая сюжет. И когда, читая, становится действительно так, как это в книге, нужно закрывать её, давать голове и расшалившимся нервам отдых. Но…. Но эта красная обложка и черные буквы не дают желаемого отдыха. Цвета давят, продолжая усиливающейся эффект истории.

Лично я пробовал её убирать в темное место, чтобы даже краешка корешка не было видно, ни одной черной буквы не увидело солнечный свет. Но у меня не совсем это получалось, мозг требовал заключения, окончания истории. Я требовал, чтобы герой смог победить, смог одолеть страшное зло!

И вот, она снова лежит перед нами, вся по-прежнему кроваво-красная, с черными буквами: «ИЗГОНЯЩИЙ ДЬЯВОЛА», и уже не кажется это простой фразой и набором букв, как в начале. В этом куске картона заключено черной грозовой тучей настроение, бесполезность и бессмысленность сопротивления архаично психологически выстроенному тексту, с набором достоверно известных и понятных форм пугалок  и фобий. И вроде, каждый в отдельности эпизод нестрашен, но их набор, а в особенности последовательность, цинизм и безжалостность к самому беззащитному персонажу, к маленькой  девочки, вызывает тот самый, первобытный страх, словно на глазах питекантропа, средь белого дня случилось солнечное затмение. И как то само собой,  конечно не витиевато, без привычки, осенишь себя крестным знамением.
А сюжетец уже подходит к логическому концу, герой готовиться к главной в своей жизни схватке, примеряя все защитные одежды, запасаясь всем доступным ему оружием. А в голове читающего, словно в фильме, где герою предстоит спасти не десятки и не сотни, даже не тысячи. Миллионы! Человеческих жизней, все настроено на нужную волну. На всепобедительную славную победу,  и потом их имена запишут на скрижалях вечной памяти. Причем всех, кто читал….

Автор под конец не пугает, не стремиться преобразить новую страшилку, ударить по нервам ужасом. К этому времени им все создано, все механизмы запушены и они, отмеряя внутренним ходом секунд, выплеснут потоки безумия со страниц, в мир, где их читают.

И конечно возникает вопрос – «А так ли страшен чёрт, как его малюют?». В книге, ни на одной странице не описано ни одно создание. Все, что нужно, дорисует воспаленное сознание взявшего в руки книгу смельчака и решившего, по своей наивности, дочитать её до конца.

И да!

В самом начале. В том самом, когда еще небо голубое, когда солнце яркое и щебечут радостно птицы, есть предупреждение для слишком впечатлительных. Приводить их не стану, но я думаю, что те слова, когда-то  прочитанные неким Данте, имеют самый правильный вес, в той, «нужной» системе мер и весов. Сказанное перед «Рубежом» вернется смыслом правильным и  теперь понятным:

Оставь надежду всяк сюда входящий.

И так же можно сказать про КНИГУ. Очень….

Не так. ОЧЕНЬ долго, после того, как кроваво-красная обложка этой жути вернется на полку, в головах, черным драным полотнищем, будут метаться испуганные мысли о пустоте, о суевериях, о содержании ночи и сонмах приходящих к нам во снах.
И конечно о том, буду ли я рекомендовать её к прочтению.

Никогда!

Никогда не берите её в руки, если рядом с вами нет кого-то, кто её не читал, и тогда ваша реальность не будет такой, как в книге.