Святослав Игоревич - создатель Руси

Сергей Алексеевич Порохин
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ ХРАБРЫЙ — князь новгородский, князь киевский. Он прославился как полководец.

В 2015 году исполнилось 1050 лет со дня разгрома Хазарского каганата Святославом в результате похода, состоявшегося в 965 году. «В ряду наших побед это событие занимает особое место – без него не было  бы вообще России – ни как Московской Руси, ни как православного государства, ни как Российской империи».(В.М.Клыков)               

Великий князь Святослав (ок.945-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Отец Святослава, князь Игорь был убит славянским племенем древлян.

На престол Святослав взошёл ещё в младенчестве, и за него, в его ранние годы правила мать, мудрая и властная Ольга. Святослав рос среди дружинников своего отца.

Существует легенда: когда войска княгини Ольги и древлян, стояли друг перед другом, готовые к битве(незадолго до того древляне убили мужа Ольги - Игоря), сын Игоря Святослав, бросил в сторону  войска древлян своё копьецо. Но, поскольку Святослав был ещё малолетним ребёнком, то копьё упало совсем рядом, чуть впереди его коня. Именно этот княжий знак послужил началу битвы.
 
Когда Святославу исполнилось десять лет, княгиня Ольга отвезла его в Ладогу, где он мужал в среде воинов Там Святослав взрослел.

Он был храбр духом и крепок телом. Он не боялся никакой погоды, спал на земле, войлок был ему постелью, седло – подушкой, мясо зверей -  пищею, простая вода – питьём. В походы ходил налегке.

Святослав, едва возмужав, стал выдающимся полководцем Древней Руси. «Этот военачальник, будучи сам искусным воином и своих ратников обучал и воспитывал личным примером  - традицией, ставшей одной из важнейших для командного состава всех последующих поколений».(2)

Это был первый князь из династии рюриковичей, который носил славянское имя. Самостоятельное княжение Святослава продолжалось с 957 по 972 год. Святослав обеспечил единство Руси, защитив её от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юго-востока.

До него под мощным воздействием хазарских евреев Русь разваливалась на глазах, превращаясь в вассала иудейского каганата, вынужденная не только платить ему дань, но и воевать за его интересы, совершенно чуждые славянам. Главной заботой хазаров являлось золото.

«Славянские земли в 1Х-Х веках стали для хазарских купцов источником «живого товара» Русские рабы и рабыни во множестве отправлялись в страны исламского мира» - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.(3)

Богатство давало возможность хазарам подкупать союзников и нанимать воинов.
    

Мать Святослава Великая княгиня Ольга хотела, чтобы он принял веру христианскую. Святослав отвечал ей: «Если один я закон христианской веры приму, то мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной… И что мне будет самодержство, если… я буду никому не нужен»(4)

Святослав не противился распространению христианства, но ругал тех, кто отступал от обычаев отцов. Ольга, мать Святослава, непрестанно молилась Богу за сына.

«Бог внял материнской мольбе. Дело обернулось так, что ревностный язычник и непримиримый враг христианства Святослав, как никто другой способствовал разрушению самого главного внешнего препятствия на пути Православия в Россию.
   

Когда князь Святослав сел на Киевском столе, положение Руси было плачевно. Она уже потеряла внутреннее единство и внешнюю независимость. Около 940 года от киевского князя отпало Днепровское левобережье, земли угличей, кривичи создали независимое Полоцкое княжество.

Под власть хазарского каганата подпал и отец Святослава Игорь. «Общепризнанно, что он был убит древлянами при сборе дани – писал митрополит Иоанн. – Но остаётся открытым вопрос – для кого он собирал эту дань? Что заставило князя увеличить её до размеров, вызвавших восстание древлян? Ответ прост: надо было платить Хазарии»(5)

Святославу досталось политически сложное государственное наследство. Русь оказалась втянутой в войну с Византией, совершенно ей не нужную и чуждую русским интересам. Хазарский каганат властвовал в то время над Полянами, Северянами, Вятичами и Радимичами. Тогда-то были приглашены на Русь учёные мужи, которые знали  славянский язык  Результатом этого явилось посещение русской земли славянскими апостолами Кириллом и Мефодием; с этого времени начался перевод священных книг на славянский язык.(6)

Святославу пришлось почти всю свою жизнь провести в походах. Отличительной чертой воинства Святослава было то, что у его войска почти не было обозов.

В 964 году Святослав совершил первый крупный поход на север, в междуречье Оки и Волги (Итиля). Святослав освободил земли вятичей от хазарского ига.

«Подобно барсу, он перескакивал с одного конца русских земель на другой, побивая врагов, но прежде чем напасть на них, посылал сказать: «Иду на вас»»(7).

«Славянские земли в 9-10-м вв стали для иудейских купцов (Хазарии) источником «живого товара». Русские рабы и рабыни во множестве отправлялись в страны исламского мира, где юношу высоко ценились за здоровье и силу, а девушки – за красоту. Но главная цель славянской политики Иудейского Великого Хазарского Каганата (8)  была иной.

Собственно цели были две. Ближайшей – являлось всемерное политическое и военное ослабление русского государства, его превращение в младшего партнёра и данника, чьё войско можно было с успехом использовать против ненавистной православной Византии. Конечной же целью было разрушение Киевского славянского княжества с последующим включением его земель в состав каганата…» - писал подвижник земли русской митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.(9)

Святослав же, суровый и жестокий воин, своими дерзкими походами уничтожил Хазарию (в 965 году) и укрепил Русское государство, расчистив, таким образом, путь к служению, благодатное призвание на которое последовало тремя десятилетиями позже – в Таинстве Святого Крещения» (10).

Когда Святослав взял город Итиль – главный город Хазарии  и крепость Саркел (Белая Вежа), исчез центр сложной торговой, политической и военной системы. Это освободило все окрестные народы, входившие в сферу влияния каганата»(11). Хазарский каганат перестал существовать.

Археологи до сих пор не могут отыскать место, где стояла хазарская столица. Удар, нанесённый Святославом в низовьях Волги, откликнулся гулким эхом по всему миру.

Крушение цитадели еврейских интересов на Востоке повлекло за собой цепь  следствий – религиозных, экономических, политических, этнических.

Русь обрела независимость. Святослав совершил годом позже (в 966 году) поход на волжско-камских булгар, вторично разгромив остатки хазарского войска.

Выйдя к Северному Кавказу победил племена аланов, ясов и касогов (нынешних черкесов) – союзников каганата, тревоживших набегами юго-восточные рубежи Руси.

На Азовском море Святослав основал крепость Тмутаракань, ставшую впоследствии столицей русского Тмутараканского княжества. После этих походов славянские народы воспрянули духом.

При нём началось объединение восточно-славянских  племён и земель, в единое государство Русь, под дланью Киева – «Матери городов русских». Русь обрела независимость.

Святослав совершил годом позже (в 966 году) поход на волжско-камских булгар, вторично разгромив остатки хазарского войска.

Выйдя к Северному Кавказу победил племена аланов, ясов и касогов (нынешних черкесов) – союзников каганата, тревоживших набегами юго-восточные рубежи Руси. На Азовском море Святослав основал крепость Тмутаракань, ставшую впоследствии столицей русского Тмутараканского княжества.

После этих походов славянские народы воспрянули духом. При нём началось объединение восточно-славянских  племён и земель, в единое государство Русь, под дланью Киева –  Матери городов русских.

Святослав решил важнейшую геополитическую задачу, он определил вектор грядущего объединительного процесса.

Но молодой князь и победоносный полководец Святослав на достигнутом не думал останавливаться. Он  продолжал мечтать о боевых подвигах.

Греческий историк Х века Лев Диакон сообщает, что Святослав был приглашён на Балканы как союзник самим императором Византии Никифором Фокой, который продолжал войну с арабами.

Тем временем из повиновения Византии вышли болгары, и греки решили использовать Святослава для борьбы с ними. Святославу эта война казалась выгодной, и он  успешно провёл поход в земли Дунайской Болгарии.

Он разбил болгарского царя Петра и  к 968-му году завоевал его земли. Болгары вновь запросили подданства у греков. Но уже на очереди у удачливого полководца стало завоевание самой Византии.

Русский военный теоретик генерал-лейтенант А.К.Баиов, считал, что у Святослава – своих войск было только 10 тысяч, но зато венгров, печенегов и других от 40 до 50 тысяч.(12)

Он же пишет: «В этом походе Святослава, как и в походах его предшественников, прежде всего обращает на себя внимание важность цели, обуславливаемой существенными интересами народа, - завоевание Византии, как обладательницы выхода из Чёрного в Средиземное море».(13)

Святослав был первым русским правителем, который претендовал на власть над Балканами и почти всем славянским миром. К тому времени мать Святослава, Великая княгиня Ольга, провозвесница христианства на Руси уже умерла(966г.).

После смерти матери, Святослав на княжеский престол  в Киеве поставил своего старшего сына Ярополка, другого сына Олега – в землю древлян, а Владимира послал в Новгород. Раздав сыновьям и боярам в управление земли русские, Святослав с десятью тысячами воинов (греки насчитывали 60 тысяч россов)(14) пошёл войной на Византию.   

Путь его вновь пролегал через  предполье  Византийской империи – ранее покорённую им Болгарию. По сообщению летописей русы взяли 80 городов по Дунаю.(15)

В Переяславце-на-Дунае Святослав обосновался со своим войском и дружиной. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце-на-Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рыба!»(16) 

Осенью 968 года Святослав разбил болгарское войско у города Доростола. Понимая значение высокого боевого духа Святослав умел вдохновлять своих воинов пламенными речами: «Нам некуда уже деться, хоти мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо здесь мёртвые не знают позора. Ежели побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим»(17) Но здесь он увяз в бесконечных  сражениях и полководческая звезда Святослава закатилась. «Его победоносный меч, не знавший поражений в войне с иудейским каганатом, не принёс ему славу в боях с православными воинами Византии. Император Иоанн Цимисхий, армянин по происхождению, опытный дипломат и искусный воин, разбил гордого руса».(18)

Весной 971 года греки взяли город Переяславец-на-Дунае, и осадили дружину в Святослава в Доростоле. Византийский флот, оснащённый «греческим огнём», перегородил устье Дуная и отрезал Святославу путь к отступлению. 

Голод и болезни заставили Святослава заключить мир, в обмен на беспрепятственное возвращение войска Святослава и дружины в Киев.  Осенью 971 года русы покинули Болгарию. 

Возвращаясь из похода к Доростолу, в жестокой сече с печенегами погибла дружина и пал князь Святослав. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу-братину и пил из неё в память победы над своим врагом.

Устройство же земли Русской осталось наследникам князя-воителя. Сам Святослав имел в народе прозвище – Храбрый. Дети Святослава 1-го Игоревича: Ярополк, Олег, Владимир (Креститель).  У сына Святослава Владимира было прозвище- Владимир – Красное Солнышко.


Святослав, по мнению историка Карамзина, «образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага»(19)

В военной истории он остаётся  выдающимся полководцем. В целом военные действия русов под командованием Святослава отличались стремительностью, носили наступательный характер. Он усовершенствовал боевой порядок «стена», введя в нём вторую линию.

Цели походов Святослава – контроль над землями от Прикаспия и Северного Кавказа до Дуная надолго стали целями Российского государства. 

Митрополит Санкт-Петербургсский и Ладожский Иоанн (Снычев) Писал об этом князе: «Святослав сохранил единство Руси, защитив её от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юго-востока. Ольга удержала нарождающееся русское христианство от растлевающего еретического влияния католицизма, грозившего ему с северо-западного направления.

Святослав спас государственное тело России. Ольга не дала смутить её неискушённую юную душу. Такое сочетание… готовило Русь к христианскому прозрению…».(20)

«Ольга и её сын князь Святослав подвигом своей жизни создали благоприятные условиядля противостояния воинствующей иудейской религии, для объединения славянских народов в мощное независимое государство и для перехода Руси от до-христианских верований славян Православию христианскому».(21)

Устройство же земли Русской осталось наследникам князя-воителя.   
                ***
   Судьба народа во многом зависит от его исторической памяти, сохраняет ли он в ней судьбоносные для него события близкого и далёкого прошлого.

«То, что было на Руси в эпоху благоверного князя Святослава Игоречича, с поразительной точностью повторяется и в наше время. Тогда Русь стонала под гнётом хазар, теперь Россия стонет под игом режима, который воспроизводит основные черты того Хазарского каганата».(22)

На научно-практической конференции о современном значении победы князя Святослава: «Великий князь Святослав. Разгром хазар», народный художник России В.М.Клыков в частности сказал: «Сегодня в борьбе с нео-хазарией должны объединиться и атеисты и язычники, и православные монархисты и десятки национально-патриотических партий. (…) Нам нужны русское правительство, русская школа, надо создавать русские общины, артели, дружины, русские культурные центры. Надо пресечь духовно-нравственную, экономическую и демократическую трагедию России. Вместе мы победим!»(23)   
---

1.  По некоторым данным Святослав родился в 920 году См.: Пчёлов Е.В. Рюриковичи, история династии, М., Олма-Пресс, 2003, С 67.
2. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России, М., Граница, 2003, С.10.
3. Митрополит Иоанн  (Снычев) Русская симфония, СПБ, 2001, С.18.
4. Святослав - Митрополит Иоан (Снычев). Энциклопедический словарь русской цивилизации. М.2000, С.775.
5. Митрополит Иоанн  (Снычев) Русская симфония, СПБ, 2001, С.21.
6. См. Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., Скифы, 1991, Ц.2, С.49. 
7. Герои и битвы, Военно-историческая хрестоматия, Составитель К.К.Абаза С., Современник 1995. С. 234
8. Такое громкое название хазарский каганат имел в те времена и считавшийся третьей державой мира (после христианской Византии и мусульманского Халифата. См.: Багушев А.И. Русский орден внутри КПСС, М., Алгоритм, 2006, С.78.
9. Митрополит Иоанн  (Снычев) Русская симфония, СПБ, 2001, С. 18.
10. Святослав - Митрополит Иоанн (Снычев). Энциклопедический словарь русской цивилизации. М.2000, С.775.
11. Там же С.776.
12. Баиов А.К. История русского военного искусства, М., Фонд ИВ. 2008, Т.1, С.29
13. Баиов А.К. – Там же, С.33.
14. См.: История России с древнейших времён до ХУ11 века, М., Астрель, АСТ, 2001, С.121.
15. См.: Пчёлов Е.В. Рюриковичи, история династии, М., Олма-Пресс, 2003, С 68.
16. Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары, «Чувашия» 2000, С.27;  История России с древнейших времён до ХУ11 века, М., Астрель, АСТ, 2001, С.121.
17. За землю русскую!: Памятники литературы Древней Руси Х1-ХУ веков, М., Советская Россия, 1981, С.47.
18. Святослав - Митрополит Иоанн (Снычев). Там же С.777.
19. Карамзин Н.М. История государства Российского, М., Книга, 1988, Кн.1, С.118.
20. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Русская Симфония, СПБ, 2001, С.20.
21. См: Историческая справка. Конференция: «Великий князь Святослав. Разгром хазар», М., 2006. С.20-21.
22. Там же, С.17.
23. Там же, С.27.

ЦИТАТЫ.

По: Хрестоматия по русской военной истории, Воениздат, М. 1947.
…Да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми…(Перед битвой с византийцами у Переяславца 21 июля 971г.) (Повесть временных лет.  Полное собрание русских летописей Т.1 Перевод М.Н. Тихомирова) С.8.

…Станем крепко, а я пойду впереди вас; где моя голова ляжет, то подумайте сами о себе. Там же. С.8.
И сказали воины: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим». - Там же. С.8.

…С храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою. (Походы Святослава на Балканы. История Льва Диакона и др. Перевод Попова СПБ 1820).  С.16.

По: Карамзин Н.М. История государства Российского М.Книга, 1988, Т.1.
Бегство не спасёт нас, волею или неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костьми. Мёртвым не стыдно. Станем крепко. Иду перед вами и когда положу свою голову, тогда делайте, что хотите. Святослав. С.110.

По: Герои и битвы, Военно-историческая хрестоматия, Составитель К.К.Абаза С., Современник 1995

Мёртвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажем людям глаза?! С.238.

По: Кулюгин Правители России, Чебоксары 2000.
Иду на Вы С.27

По:  Василевский А., Крылатые слова М. АО Консалт-Банкир 1999,
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны драться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые не принимают позора. Если побежим, то позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». С.180

По: «Преподобного Нестора Российской летописец (по Кенигсбергскому списку)», СПб, 1863, С.54.
Да не посрамим земли Русския, но ляжем костьми ту: мертвыи бо срама не имут (Ашукин, Н.С.. Ашушина М.Г. Крылатые слова, М., Худлит, 1988, С.202. .

С ГОРНИМ ВОИНСТВОМ
                Порохин.С.А.
«Мёртвые сраму не имут», -
Павшие в честном бою.
В воинстве горнем, незримом,
Заняли место в строю.
От Святослава доныне
Множится русская рать:
Ордами  вороги  ринут, -
Будет, кому их карать.


СВЯТОСЛАВ

Ты с дружиной ходил до Царьграда,
Предварительно вызов послав,
Разгромил ты хазар каганата,
Русский воин и князь Святослав.
Славный  сын твой, Владимир-креститель
Во Христе съединил племена,
Русь Великая – кремль и  обитель
В Православье - на все времена.