Пулавы

Сануси
                Автор картин Тигран Хашманян


На юго-востоке Польши, на реке Висла расположился город Пулавы, где ныне живет наш ХУДОЖНИК.

Большой вклад в развитие города внесла княгиня Изабелла (Графиня Изабелла Эльжбета Дорота Флемминг, в замужестве княгиня Чарторыйская), которая была дочерью подскарбия литовского Яна Ежи Флемминга (выходца из саксонской знати).

Княгиня была светской львицей, которая покорила многие сердца и волновала многие умы влиятельных и известных людей той эпохи и когда поселилась в Пулавском дворце, то нашла себе развлечение в его благоустройстве. Она основала два музея: храм Сивиллы в Пулавах, который был первым музеем в Польше, представлявший верную копию с древнего храма Сивиллы, на входной двери которого была надпись на польском языке "Прошедшее — будущему", а второй музей - Готический домик.
Княгиня Чарторыйская не могла жить без развлечений. В поместье устраивались празднества, которым хозяйка придавала патриотический характер. Изабелла своим патриотизмом заслужила от поляков название "матка отчизны".

В те времена Пулавы и княгиню прославляли художники, но в 20-ом веке кажется все уже позабыли об Изабелле Чарторыйской, которая всей душой любила этот город и все делала для его процветания.

Сейчас мы расскажем какая связь между княгиней и ХУДОЖНИКОМ.

И вот, он вдохновился образом княгини и сам искренне полюбивший город, который стал его третьим домом, увековечил его в своих графических и акварельных рисунках. Все рисунки проникнуты любовью Изабеллы и ХУДОЖНИКА к Пулавам и парку. Эти чувства любви блистательной Изабель и нашего ХУДОЖНИКА к Польше, городу и ее жителям настолько переплелись, что очень трудно их разъединить и различить. ХУДОЖНИКУ удалось на все посмотреть ее глазами, он видел ее грезы. Дворцовый ансамбль, храм Сивиллы, готический и китайский домики, мостики, арки, пруд – все напоминает Изабеллу. То там, то тут слышится ее звонкий как колокольчик смех, шелест ее атласных платьев, везде и во всем виднеется ее образ. Когда смотришь на китайский домик, воображение рисует былые шумные празднества в свете фейерверков и под веселую музыку. Завораживающие звуки флейты сопровождают в пасмурную погоду посетителей парка, а в ясную солнечную погоду слышен звук мандолины влюбленного музыканта, который воспевает княгиню с надеждой удосужиться ее мимолетного взгляда. У пруда играет виолончель, бархатными звуками наполняя воздух. Все тропинки и дорожки в парке протоптаны изящными ножками Изабеллы, она ступала по тропинкам, как по клавишам и каждый ее шаг раздавался, как прекрасная музыка. Из нот вылетавших из под ее ног создавалась та волшебная музыка, которую и играл виолончелист. Сколько изящества, нежности, любви, музыки и волнения в прекрасных ажурных графиках и нежной акварели. Смотря на эти рисунки попадаешь в ту эпоху, где светская жизнь бурлила и эмоции выплескивались как фонтан, всюду сопровождала посетителей парка прелестная музыка и переплетались красота, любовь, изящество с патриотизмом. Утерянная связь прошлого с будущим восстановилась в работах ХУДОЖНИКА и сразу вспоминаем надпись на входной двери храма Сивиллы: "Прошедшее — будущему". Тут воистину воссоединились прошлое и будущее, то прошлое, которое имело грезы о прекрасном будущем.