Немецкие асы - волшебники или сказочники?

Геннадий Москвин
"Сказочник — это несостоявшийся волшебник"
(M.Geny)


Если внимательно почитать "Энциклопедию Третьего Рейха", то можно начитаться весьма интересных сказок. Например, про доблестных немецких асов. Вместо конкретно сбитых самолетов немцы приписывали себе так называемые "победы".  Методика подсчета "побед" была заведомо липовой и пропагандистской.

Фокус "рекордной" статистики состоял в том, что немцы считали "победами" не только сбитые или поврежденные в воздушных боях самолеты, но и поврежденную наземную технику - танки, орудия, эшелоны, автомашины, паровозы, автоцистерны и т.д. В счет "побед" засчитывалась также поврежденные пассажирские пароходы, поезда и мирные обозы беженцев. Для пропаганды Геббельса и такая "статистика" годится. Например, 24-летнему немецкому асу, командиру отряда, капитану и кавалеру Рыцарского креста Рудольфу-Хайнцу Руфферу после более 300 боевых индивидуальных и коллективных вылетов было приписано около 80 "побед" за совместное повреждение танков, эшелонов и другой наземной техники. Это проверенные документально факты приписок. А сколько приписано "от балды" никто не знает. Причем тут воздушные бои?

А ведь ловко придумано! Понятно, что принципиально некорректно сравнивать сбитые в воздушном бою немецкие самолеты нашими летчиками с "победами" фашистских "асов" над мирными обозами беженцев на земле.

Известно, что большинство массовых потерь самолетов, особенно в первые дни войны, наша авиация понесла именно на аэродромах. Это, возможно, около тысячи истребителей, бомбардировщиков, самолетов разведывательной, транспортной и другой вспомогательной авиации. Причем, это был, в основном, хлам устаревших конструкций. Боевые заслуги немецких танков, в хаосе начала войны внезапно проникших на аэродромы, а также заслуги бомбардировщиков за разбитые на земле самолеты приписывали себе истребители сопровождения, поровну поделив (а точнее - перемножив) "добычу" между собой.

Словом, лихо считала Геббельская контора - откровенное враньё! А если учесть, что общие небоевые потери советских самолетов за все время войны составили около 55% (!) от всех потерь, то липовая статистика количества "побед" немецких асов легко объяснима. Так можно было насчитать и больше.

В отличие от немцев, советские асы во время ВОВ поврежденную наземную технику, обозы, транспорт и жилые дома мирных жителей в число "воздушных побед" не включали. Например, у А. И. Покрышкина было "только" 53 лично сбитых самолета и 6 групповых побед. По некоторым публикациям, Покрышкиным было одержано около 75  побед. Из-за разных причин и строгости учета не все сбитые самолеты удалось документально подтвердить. Причиной этому было и уничтожение многих документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы.

Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

"Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка".

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:

«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»

Иван Кожедуб за триста с лишним вылетов не был сбит ни разу, и лишь однажды его Ла-5 получил незначительные повреждения. На счету Кожедуба - один из уничтоженных Ме-262. Всего воздушных побед -64, боевых вылетов — 330, воздушных боёв — 120. У Сергея Луганского было 37 сбитых самолетов и т.д. 

А что же смогли лихие немецкие асы по сравнению с нашими? Эрих Хартман, лучший немецкий ас (352 победы), Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267 побед), Эрих Рудорфер (222 победы), Ганс Бейсвенгер, (152 победы), Ганс Хан (108 побед), Хорст Ханниг (98 побед), Герхард Лооз (92 победы), Леопольд Штейнбатц (99 побед), Рейнхард Зейлер (109 побед), Герман Граф (212 побед), Макс Штотц (189 побед), Гейнц Шмидт (173), Хорст Адемейт (166), Генрих Штурм (157) и еще очень многие. Гюнттке Шеель объявлен рекордсменом мира по скорости уничтожения самолетов. За 70 боевых вылетов он якобы сбил 71 советский самолет. А может и не сбил, а только повредил, и расстрелял не самолеты, а мирные обозы беженцев?

Пропаганда Геббельса явно перестаралась. "Победы" лучшего немецкого аса Эриха Хартмана(якобы 352 победы) - сплошная липа. После раскрытия архивов 2008 года в Германии со скрипом претензий других 17 претендентов на заявленные Хартманом "победы" с натяжкой подтвердить удалось около 80 т.н. "побед", а не самолетов. Приписки только от этого аса составили около 270 "побед"! А сколько их было всего, нетрудно себе представить. В сбитые советские самолеты приписывались даже те, которые получили повреждения и пробоины, но благополучно вернулись на базу.

Еще характерный пример. В августе 1942 г. в Северной Африке "асы" звена обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, отчитались, что "сбили" за один месяц 65 самолетов врага. На самом деле, как пишут после войны выжившие немецкие асы, вылетая на задание немецкие пилоты развлекались выдумками. Они расстреливали весь боезапас в песок, а возвратившись на аэродром докладывали об одержанных "победах". Когда их, наконец, разоблачили, то всего лишь расформировали звено липовых асов, оставив всю статистику "побед" в неприкосновенности.

Подобная практика учета "побед" была для немецких асов обычной. Словом, для пропаганды считали победами все подряд, включая убитых лошадей и разбитые телеги. На самом деле, как очевидцы пишут в своих мемуарах, лихие немецкие асы были чрезвычайно осторожны и предпочитали атаковать технически отсталые, одиночные или даже повторно атаковать уже частично поврежденные машины другими летчиками. 

Против фактов не попрешь. Из германских архивных отчетов известно, что с 1939 по 1945 немцы произвели 113 500 боевых самолетов всех типов. Около 2000 самолетов фашисты потеряли ещё до начала войны с СССР. Спрашивается, а куда остальные 111 500 самолетов подевались? Сами улетучились? Не случайно после войны СССР официально объявил об уничтожении более 70 000 немецких самолетов. Как же немецкие асы такое позволили? А ведь СССР мог бы тоже приписать массовый "падеж скота", но не стал унизительно делить добычу на всех советских асов. 

Внимание, любопытные факты для сомневающихся! Самые большие потери лётчиков во время войны среди всех воюющих стран после Японии (60 750) понесла именно Германия - 57 137, а СССР наименьшие - 34 500.  Потери Англии - 56 821, США - 40 061 лётчиков. Причем, на Восточном фронте фашисты потеряли 28 300 летчиков против наших потерь около 27 600. Это не рассуждения, а подтвержденные факты. Если смотреть на доску, то, спрашивается, кто на самом деле были асами - советские или немецкие летчики?

К чести наших летчиков следует признать, что вопреки заявлениям злопыхателей, паникёров и горе - писателей отсебятины наши боевые потери в воздушных боях даже в начале войны были соизмеримы с немецкими. Например, согласно справке о боевой работе, 16-й гвардейский истребительный авиаполк за период боевых действий на Южном фронте в начале войны ,с 22 июня 1941 года по 10 августа 1942 года , произвел 5201 боевой вылет, провел 738 воздушных боев и уничтожил 122 вражеских самолета, из них 96 — в воздушных боях.

Кроме того, штурмовыми и бомбовыми ударами было уничтожено и выведено из строя 40 танков, 842 автомашины, 9 цистерн с горючим, 9 паровозов, 36 вагонов, 92 орудия, 2 склада с боеприпасами, разрушено 1 железнодорожное депо, убито и ранено 4660 солдат и офицеров, рассеяно до двух полков конницы противника. При этом полк за это же время потерял 130 самолетов и 69 человек, в том числе 50 пилотов. То есть, 122 и 130 - это две вполне сопоставимые цифры взаимных потерь в пределах статистической ошибки учета данных. И это в самом начале, а не в конце войны. Более того, советские летчики в очном бою часто превосходили немецких "асов".

Бессмысленно врать, имея подтвержденные архивами факты. Например, только на северном и южном участках Курской дуги, по немецким документам и подтвержденным данным Генштаба, Люфтваффе потеряли за июль—август 1943 года 1696 самолётов, а потери Центрального, Воронежского и Степного фронтов в Курской оборонительной операции (5-23 июля 1943)составили всего 459 самолетов. То есть, даже в отдельно взятом периоде войны наши воздушные асы оказались доблестней немецких аж в 3,69 раза! Избиение младенцев.

"Врать так врать!" - как сказал незабвенный фашист Адольф Алоизович.  В "Энциклопедии Третьего Рейха" сообщается, что единственный кавалер германского Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - полковник Люфтваффе Ханс-Ульрих Рудель в сентябре 1943 г. потопил советский крейсер "Марат". Но "Марат" - это не крейсер, а линкор Краснознаменного Балтийского флота. И на самом деле всё было совсем иначе.

В сентябре 1941 г. немцы совершали массированные налеты на Кронштадт, в результате которых "Марат" был поврежден и сел на грунт. Тем не менее линкор не потонул да и не мог, по причине мелководья, и вел в дальнейшем огонь по фашистам до полного снятия блокады Ленинграда. В декабре 1941 г. орудийным огнем "Марата" был уничтожены немецкие танки, прорывавшиеся по льду Финского залива в Ленинград, вместе с несколькими взводами пехотинцев. Хорош "утопленник"!

Преувеличение своих заслуг асами Люфтваффе зачастую оборачивалось неприятностями для самих немцев. Во время знаменитой "Битвы за Англию" немцы заявили примерно в три раза больше побед, чем было на самом деле. А на самом деле в небе над Англией потеряли более 1700 самолетов. Такое наглое враньё оказалось губительным для пилотов германских бомбардировщиков.

Командование Рейха считало, что истребительная английская авиация давно уничтожена, и посылало свои самолеты на верную гибель. Как известно, "Битву за Англию" немцы позорно проиграли. Если бы немецкие асы были бы действительно таковыми, они бы не позволили американцам в пепел разбомбить Гамбург и Дрезден. А где были хваленые  немецкие асы, когда американцы бомбили десятки других немецких городов, например, Киль, Бремен, Дортмунд, Эссен, Берлин и Мюнхен? Ничего не смогли они добиться и в небе над Москвой. 

Список погибших асов на Восточном фронте настолько обширен, что западные авторы часто прибегают к фальсификации, чтобы скрыть успехи советских летчиков.

Ганс Бейсвенгер, якобы сбивший 152 самолета, погиб в середине марта 1943 г., но в  немецких сборниках этот факт просто опускается.

Хорст Ханниг (98 побед) погиб, сбитый летчиками 485 ИАП 1 мая 1943 г. Между тем документами подтверждается, что его сбили на Западе спустя полмесяца.

Леопольд Штейнбатц (99 побед) назван пропавшим без вести. На самом деле его сбили наши зенитчики 15 июля 1942 г.

Рейнхард Зейлер (109 побед) сбит 5 июля 1943 г. Напротив фамилии этого летчика вообще отсутствуют упоминания о его смерти.

Ас Герман Граф (212 побед) был сбит над Сталинградом дважды Героем Советского Союза Виталием Попковым. Об этом в западных источниках также - ни слова. Между тем, по свидетельству писателя Чуева, после войны еще один немецкий ас, Понтер Ралль, говорил Попкову: "Правильно и сделал, что ты сбил Графа, это такой мерзкй тип!".

Также погибли на Восточном фронте Макс Штотц (189 побед), Гейнц Шмидт (173), Хорст Адемейт (166), Генрих Штурм (157) и еще очень многие.

Герхард Лооз (92 победы) объявлен погибшим в боях против англичан в апреле 1944 г. Между тем этого аса 28 июня 1944 г. сбил командир 4-го Гвардейского истребительного авиаполка Василий Голубев. При этом Лооз остался жив, попал в плен, после войны вернулся в Германию и издал книгу о своих боях.

Ганс Хан (108 побед) попал в плен в результате боя со штурмовиком Ил-2, пилот которого совершал свой всего лишь восьмой боевой вылет.

Бой со штурмовиком ИЛ-2 стал последним и для четвертого по результативности аса Отто Киттеля (267 побед). 14 февраля 1945 г. Киттель был сбит и погиб.

Эрих Хартман, лучший немецкий ас (352 победы), был сбит и пленен во время битвы под Курском, но чудом сумел сбежать из под охраны.

Гюнтер Ралль, третий по результативности ас (275 побед), был сбит восемь раз. Из них семь - на Восточном фронте.

Эрих Рудорфер, шестой ас (222 победы), сбивался 19 раз. То есть в среднем Рудорфер уничтожал 11 наших самолетов, а затем падал сам. Вообще-то летчики такого класса долго не живут. Рудорфер - странное исключение. Он умудрялся выжить, да еще и вести потом воздушные бои.

Гюнтер Шеель "Энциклопедией" заявляется рекордсменом мира по скорости уничтожения самолетов. За 70 боевых вылетов он якобы одержал 71 победу. Похоже на сказку. Такого "волшебства" не удавалось никому: ни Хартману, ни Кожедубу, ни Джонсону, ни Бонгу.

Для того чтобы сбить самолет, его надо прежде всего найти и встретить. Количество боевых вылетов у всех знаменитых летчиков значительно больше количества боев. Шеель - единственное исключение. Он умудрялся встречать врага в каждый свой вылет. Шеель действовал методом "свободной охоты", поэтому уничтоженных им самолетов никто не видел. Ему поверили на слово. От этого рекорда сильно попахивает "достижением" звена обер-лейтенанта Фогеля в африканских боях.

Впрочем, поскольку Шеель действовал над советской территорией, то он быстро примелькался. Через три месяца после начала своей героической серии, 16 июля 1943-го года, Гюнтер Шеель был протаранен советским "Як"-ом и сгорел вместе со своей машиной. Достойный финал сказки.

В немецкой бухгалтерии есть ещё один пикантный "статистический" фокус - немцы записывали сбитый всей группой один единственный самолет как "победу" всех лётчиков этой группы, т.е. считалось, что каждый из этой группы сбил по самолёту и тогда один сбитый самолет удваивался, утраивался и т.д. Как говорится, контора пишет!

Ещё одна, причем самая важная деталь бухгалтерии учета побед по немецкой методике, умалчиваемая  в "Энциклопедии Третьего Рейха" - это то, что число т.н. "побед", в том числе и "коллективных", вовсе не является числом сбитых самолетов. По обозначенным выше причинам. Вместо сбитых самолетов в актив немецких асов записывались победы, которые приравнивались к очкам или "бонусам" по такой схеме: за уничтожение или повреждение в небе или на земле 1-моторного самолета - 1 победа, 2-х моторного - 2 победы, 4-х моторного - 3 победы и т.д. Таким образом из 202 документально отслеженных "побед" Э.Хартмана (а не 352, как заявлено в книге рекордов Гиннеса) на самом деле только 11(!) получили подтверждение немецких частей и военных исследователей. Пропаганда Геббельса сработала.   

Тут перестарались и российские либеральные "писатели" отсебятины, стараясь очернить и принизить успехи СФ в ВОВ. Те самые, что довели путем лжи и фальсификаций число жертв СССР с 20 до 27 миллионов.

Были и другие, позорные эпизоды ВОВ с участием немецких асов. Например, Рудольф Мюллер (94 победы), став командиром авиаотряда "Гордость Германии", решил провести показательное избиение младенцев - показательный воздушный бой против группы советских истребителей. 19 апреля 1943 г. шесть турбореактивных Ме-109Ф над Мурманском схлестнулись с пятью нашими самолетами. С нашей стороны участвовали: Горишин, Бокий, Титов, Сорокин, Сгибнев. Итог боя - четыре "мессера" сбиты, сам Мюллер подбит и захвачен в плен. Подбил Мюллера наш летчик Бокий. Этот ас за годы войны на севере сбил еще четырнадцать самолетов.

Наш ас Сорокин в том бою одержал свою седьмую победу. Интересно, что Сорокин с октября 1941 г., после воздушного тарана Ме-110, поединка с германскими летчиками и их собакой уже на земле, тяжелого ранения и шестидневного путешествия по льду к своим, летал без обеих ног. Но побеждать фашистских асов это ему не помешало. Всего он сбил шестнадцать самолетов.

Герой Советского Союза Василий Голубев уничтожил лично 39 машин врага. Среди тех асов, которые стали его жертвами, фельдфебель Понтер Бартлиг (67 побед, из них 56 на Западе), обер-лейтенант Херберт Лейште (29 побед, 9 на Западе), обер-лейтенант фон Бюлов (61), фельдфебель Альфред Деттеке (33), Зигфрид Матушка (29), Эрих Рудорфер (222), Герхард Лооз (92).

Первые пятеро из перечисленных асов погибли. Из них двое - в одном бою. Весной 1942 г. Бартлиг и Лейште вдвоем атаковали одиночный самолет Голубева над Волховом. Наш летчик сбил обе вражеские машины. При этом летал он на устаревшем И-16.

Сергей Луганский (37 побед) при посадке на свой аэродром был атакован двумя асами. На поврежденном самолете он сумел подняться и сбить одного из немцев, имевшего на своем счету около 70 побед. Возможно, это был кавалер Рыцарского креста Отто Танге (68 побед).

Наши пилоты совершили за годы войны 590 воздушных таранов. Зачастую они при этом погибали. Но далеко не всегда. Летчик Борис Ковзан совершил четыре воздушных тарана и остался в живых. На таран немецкие асы не шли никогда. Это означало бы поставить свою драгоценную жизнь под угрозу.

Самолеты, сбитые в группе, правда, намного позже, чем немцы, стали приплюсовывать в актив и нашим летчикам. Например, у А. И. Покрышкина было 53 личных и 6 т.н. "групповых" побед. Он даже обижался и говорил, что ему причитается около 90 побед, а не 53 (+ 6 групповых) самолетов. Понятно, что никто не собирался давать ему за это дополнительные звезды героя - был бы явный перебор.

Совершенно очевидно, что липовая статистика количества одержанных "побед" и даже не сбитых на земле самолетов немецкими асами -Эрих Хартман, (352 победы), Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267 побед), Эрих Рудорфер (222 победы) и т.д. - это откровенный бред, лишенный элементарного здравого смысла. Не сходится даже элементарная арифметика, если учесть официальное утверждение немецких историков о том, что советские летчики только в воздушных боях, а не на земле, сбили около 40 000 (!) фашистских самолетов!

Гитлер часто повторял, что ложь, как оружие пропаганды, должна быть настолько чудовищной, чтобы она ни у кого не могла вызывать сомнение в том, что это чистая правда. Только приписками якобы уничтоженных самолетов немцы не ограничивались. Они врали везде и настолько чудовищно, что в грязную ложь даже многие военные историки верили.

Вранью до сих пор нет предела! Вот нас и потчуют антироссийской пропагандой продажные российские компрадоры  - враги народа, прославляющие липовых немецких асов. А не пора ли заткнуть рот этим "писателям" и призвать их к уголовной ответственности за дачу ложных показаний?

Некоторые подробности абсурдной схемы подсчета "достижений" немецких "асов"  посмотрите на видео. И попробуйте возразить, если сможете.

https://www.youtube.com/watch?v=JcE4B1OmXzs