Глава 26-я. кавказ

Валерий Степанов 2
ГЛАВА 26-я. Кавказ.   
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной. М. Ю. Лермонтов
Кавказ! А почему собственно Кавказ? На этом рубеже кончается моя сфера влияния. Там, на Востоке действует другой резидент. Я и так завербовал агентов на территории Порты, что не входило в мои обязанности. А ведь настоящая моя служба начиналась именно на Кавказе. Я уже был ротмистром, когда прибыл в армию генерала Ермолова, в распоряжение полковника Паскевича. Тогда и было моё первое боевое задание. Я должен был внедриться в ряды мусульманского подполья, обеспечивающего воинов Ислама оружием и информацией.
Это ещё долго будет храниться под грифом секретности. До установления полной стабильности среди горских народов.   
Я написал несколько юмористических рассказов о Кавказе, в которых описывал свои приключения, в которые ни я сам, ни один человек здравомыслящий не поверить. Но вед я писал для французов, для европейцев. Русские посмеются. Может быть, найдется драматург, который напишет о моих похождениях пьесу. Т никто не догадается о соей истиной причине посещения Кавказа.
Мартин, как и обещал, сопровождал меня в этой поездке. Ехал со мной и мой верный Этьен-Ехимка.   
Сверх того, Мартин познакомил меня с артиллерийским капитаном графом Львом Толстым. Я уже прочитал его «Севастопольские рассказы» и, как читатель получил большое удовольствие. Я высказался ему по этому поводу и, как писатель, пророчил великое будущее. Он же сказал знаменитую фразу: «Читал я ваши романы. Захватывающе, интересно. Но нет глубины мысли».
Я засмеялся: «Глубина есть. Но к каждому роману надо подходить с иной стороны. Попробуйте рассмотреть мои романы в ином ракурсе. А сами напишите эпопею , например об Отечественной войне 1812-го года. Уверен, у вас получится шедевр. Человеку часто приходится жить две жизни, а писателю две жизни дается раз в тысячу лет».
Он задумался.
Проспер Мериме очень завидует моей славе и работоспособности. Но именно он сделал мне документы представителя контрполиции Луи-Наполеона. Но я не единственный французский шпион на Кавказе. Кавказ пока не входит в вектор интересов Франции, но агентов надо иметь везде. Для того, чтобы контролировать и сдерживать продвижение Англии в восточных регионах. При этом делая доброжелательную мину и вид. Будем помогать горским народам, то есть по сути Британии утвердиться на Кавказе.
Если Бертуччо уже здесь, я смогу переубедить третьего агента ставить палки в колеса английским шпионам, которые называются «военными советниками». Британия смотрит на Кавказ жадными глазами. Надо развивать сеть на Кавказе и в Османской империи. Надо внедрять агентов к персидскому шаху.
В Батуми Дюма снял комнату в гостинице для себя и смежную для Пьера. Он попросил портье никого ко мне не пускать, а всех посетителей отправлять к слуге, пожаловавшись на то, что осень плохо себя чувствует с дороги.
—Может быть, послать за врачом?—спросил портье.
—Нет, не надо,—ответил Александр. Мне надо просто отдохнуть от всего. Поэтому прошу вас не беспокоить меня хотя бы сутки. Завтрак, обед и ужин отдавать Пьеру.
Портье кивнул, а писатель заперся у себя в комнате. Через час из этой комнаты вышел дервиш в зеленой чалме хаджи, который покинул гостиницу через черный ход.
А через полчаса дервиш купил на базаре осла и поехал в горы. Здесь, на дороге на север, он оставил записку для Али в обозначенном на карте месте. Когда он подъезжал к этому месту, Али уже ждал его.
—Я вижу, ты делаешь успехи!—воскликнул Дюма.
—Волей Аллаха, я визирь при дворе у Шамиля. Я по-прежнему служу султану, но Шамиль считает меня своим человеком при дворе в Стамбуле.
—Как дела в Иране?
—Завербовать там агентов очень трудно. Там шииты, а они всегда шли наперекор правоверным мусульманам. Отношения Порты и Ирана осень натянуты. Если бы мы имели своих агентов при дворе у шаха, то можно было бы столкнуть Порту с Ираном. Это позволтло бы нам уерепить позиции России здесь на Кавказе.
Тогда мне надо ехать в Баку, решил Александр. Сунниты Азербайджана ближе всех к шиитам. Они смогут найти общий язык.      

По дороге в Баку на группу было совершено нападение. Джигиты с винтовками и саблями в руках налетели на путешественников со всех сторон. Александр стрелял метко, ни разу не промахнувшись и не оставив в седле ни одного джигита. Которые летели на скаку на позицмм, занятые группой в небольшом ущелье. Ехим перезаряжал пистолеты и единственную винтовку английского образца. Она была нарезной, но не автоматической.
Всадники стреляли беспорядочно. Вероятно, им приказали взять всех живыми и они не ожидали подобного сопротивления. Наконец один из всадников поднял руку без шашки и закричал гортанным голосом: «Я Михтий Магомед-оглы Меджид-хан! Волей имама командующий полком дагестанской армии ислама. Мы гарантируем всем вам жизнь, если вы здадитесь и последуете за нами без оружия!»
—Как бы не так!—воскликнул Дюма.—Французы никогда не сдаются!
—Наш повелитель имам всех мусульман Шамиль желает видеть французского писателя у себя в гостях. Мы не причиним вам вреда. Вы знаете законы гостеприимства у людей моей веры! Хозяин не может причинить вреда гостю, пока он является гостем. Сдайте оружия и поехали с нами к имаму!
—Я не собираюсь сдавать оружие!—ответил Александр—Я хорошо знаю местные обычаи. Настоящий воин и мужчина должен быть с оружием всегда и везде. Хозяин не имеет права отказать ему в этом. Этим хозяин может незаслуженно унизить гостя!
Стрельба прекратилась и Меджид-хан вернулся к своим джигитам, по всей видимости офицерам его войска. Они о чём-то переговорили и Михтий вернулся к путешественникам.
—Я разрешаю вам оставить у себя оружие, но дайте клятву, что вы не примените его первыми.
—Именем Иисуса Христа и девы Марии, клянусь—произнес Дюма.—Среди нас есть два русских офицера. Я хочу. Чтобы вы гарантировали безопасность и им. Они мои близкие друзья,—речь шла о Мартыне и Льве Николаевичах.
—Пусть они тоже произнесут клятву и оставят оружие при себе.
Офицеры, Ехим и все остальные тоже произнесли клятву.
—Следуй за нами, храбрый французский джигит. Сегодня ты убил нескольких моих лучших бойцов. Где ты научился так стрелять?—непринужденно разговаривал Михтий.
—У нас во Франции все хорошо стреляют.—соврал Александр.
—Почему же тогда грозный ага Наполеон не мог победить русских?
—Русские стреляют ещё лучше.
—Э-э-э. Не говори так. Мои джигиты стреляют в подброшенную папаху, но такого мастера, как ты мы встречаем впервые.
Путники не стали сдавать оружие и последовали за отрядом дагестанских повстанцев.
Разговор Дюма и Шамиля
Александра и его спутников увезли далеко в горы. Здесь в доме возле мечети находился его штаб. Шамиль был уже не молод, огромная белая папаха закрывала его бритую голову, а седая борода, невольно вызывала уважение к имаму. У него был умный проницательный взгляд. Его повелительная манера держаться говорила о том, что его уважают местные князья и он является кумиром всего народа, который готов идти за ним, куда он поведёт.
После того, как Шамиль угостил Александра пловом с жирной уткой, а затем на десерт принесли всякие сладости востока, Шамиль предложил гостю раскурить кальян.
—Это способствует мирной беседе. Гашиш прогоняет гнев и усмиряет ярость. Сколько бы голов было отрублено зря, если бы не трава, данная нам Аллахом, всемилостивым и милосердным.
Кальян догорал, комната была наполнена сладким едким дымом.
—Меня интересует позиция Франции относительно Кавказа.—начал Шамиль.—Не говори, что ты не уполномочен говорить от имени Франции. Мне известно, что ты агент французской контрполиции, по существу это нелегальная разведка. Я надеюсь, что моя откровенность заслуживает взаимности.
—О, достопочтенный имам,—ответил Дюма.—Могу быть откровенным, потому что не нахожусь на службе, в том представлении, которое мне сейчас высказал глава всех мусульман. Моя работа ограничивается политическими преступниками, бежавшими за рубеж. На Кавказ я поехал по доброй воле, потому как, я не только полковник контрполиции, но и известный писатель. Я давно слышал о прекрасных Кавказских горах, о прелести рассветов в долинах и величии вершин этой дивной страны. Это и подтолкнуло меня к поездке на Кавказ. Возможно, сведения о повстанческом движении мусульман на Северном Кавказе будет освещено мною перед начальством, но сделано это будет только по моей личной инициативе.
—В каком же виде ты хочешь изобразить верных сынов ислама, которые разожгли пожар Священной войны с неверными, Газават? С плохой или с хорошей?
—С объективной…
—Мне нравится твой ответ. Если бы ты сказал, с плохой, я бы закончил разговор с тобой. Если бы сказал с хорошей, я бы перестал верить тебе, как льстецу и лжецу. Ты укрепил моё доверие к тебе, писатель. Так ответь же на заданный мною вопрос.
—Позиции Франции относительно Кавказа не существует. Если же Луи-Бонапарт пойдет войной на Россию, он не станет трогать Кавказ. Даже, если обстоятельства вынудят его войти на Кавказ, его позиции будут настолько шатки, что Англия приберет к своим рукам и Кавказ и завоеванную Наполеоном 3-м Россию. Ваш враг не Франция, а Британия. Они мягко стелят, но падать бывает больно. Они враги России и Кавказа. Я говорю это потому, что они враги Франции, в том числе.
—Я отказался взять у них оружие.
—Правильно сделал. Они ничего не дают даром, они спросят тройную цену и придется расплачиваться богатствами, а может и кровью твоего народа. Никогда ничего у них не бери.
—Тоже мне говорит мой визирь Али.
—Видать, умудрен опытом этот человек. Достиг ли он возраста аксакала?
—Да, он почтенный аксакал и ходжа.
—Аллах послал тебе мудреца, береги его.
—Я хочу понять, не угрожает ли нам сегодня Турция. Ведь, если я в очередной раз разверну зеленое знамя Газават, то в случае успеха, султан захочет наложить лапу на наши земли.
—Истинно так!—сказал Александр.—Султан бросит ваш народ на войну с Россией, а сам посадит своих управляющих по всему Кавказу.
Еще два вечера провёл Александр в беседах с Шамилем и его приближенными. Они интересовались положением дел в Европе, отношениях Порты, России и Англии. Было заметно, что Шамиля интересует правильный выбор. Ему нужны были надежные союзники, но Александр убедил его, что таких быть не может. Каждый король или император преследует только личные цели, каждая страна стремится реализовать только собственные интересы. Он привел примеры колониальной политики Англии на многих континентах, что склоняло Шамиля к мысли, что такие союзники и есть злейшие враги. Али придерживался такого же мнения, единственно не трогая Османов, от которых Шамиль давно перестал ждать помощи. Турция теряла своё положение в Средиземноморье. Английские колонизаторы переступили Суэцкий полуостров и завладели частью Азии и Ближнего Востока.
Утром третьего доя Шамиль приказал нукерам седлать коней и решил сам проводить французского писателя.

А теперь предстоит много работы—размышлял Александр в дороге через  Пруссию. Впереди снова Париж, с его фешенебельными салонами и «двором чудес», с его блеском дворцов и нищетой парижских предместий. Пока во Франции у власти Луи-Наполеон, от неё исходит главная угроза для России. Если не считать Порту. Сейчас просто необходимо стравить Францию с Пруссией. Прусского короля не остановить. Он хочет объединить все земли Священной Римской Империи германской нации. А французы ему Эльзас и Лотарингию просто обязаны  отдать. Германия становится империей и ей надо помочь. Англия будет всячески противится расширению влияния Германии, и росту её мощи. Значит надо убедить высшие круги Великобритании в том, что Луи-Наполеона необходимо подстегнуть к войне с Пруссией. Этим и займется Кадрус.
Нельзя допустить слияние Германии с Австрийской империей. Австрию лучше осладдить. К этому же стремятся англичане. Они будут поддерживать освободительное движение в Италии, а мы им в этом поможем, правда, за их счёт. Бертуччо и Луиджи Вампа надежные контролёры национально-освободительного движения в Италии. А там. Глядишь, и Венгрия с Чехией отделятся. Тогда для них станет опасна Османская империя. Османы готовы дойти до Рима. Англии это ничем не грозит, а вот Франция, Испания и Германия могут пострадать от турок. Надо убедить  правительственные круги этих стран, что необходимо создать переферию между Портой и Европой. А именно несколько свободных независимых государств на Балканском полуострове. Румынию, Сербию, Болгарию…  А Грецией и Кипром пусть занимаются англичане. Чем больше у них будет болеть голова о господстве в Средиземном море, тем меньше у нас будет болеть голова на Камчатке, в Архангельске, в Крысу и Финском заливе. А еще надо собирать чертежи всех достижений прогресса в Западной Европе. Особенно это касается оружия, флота и техники. Уповаю на наших уральских и ижевских мастеров. Эти умельцы, освоив калибровку нарезного оружия, создадут самую лучшую, самую меткую винтовку.
Русского штыка боится весь мир. Надо, чтобы и винтовку боялись. Вторая опасность внутри страны. Герцен со своим «Колоколом» —мелкий крикун, по сравнению с разгильдяями и разночинцами, которые состоят и действуют в организации «Земля и Воля», «Народная воля» и прочих наследников аристократических масонов-декабристов. Декабристы вообще дети невинные, если сравнивать их с этими новыми диссидентами. У них программа на много лет! У них агитация и пропаганда поставлены на новый уровень. У них есть, если не официально руководящий, то реально правящий их центр, который называется «Интернационалом».
Кстати, к свержению Луи-Бонапарта можно привлечь этих демагогов с ясно определенной целью. Третье отделение уже сейчас должно внедрять агентов в ряды народовольцев и прочих разгильдяев, расшатывающих страну агитацией. Сегодня агитация, а завтра они возьмут в руки бомбы. В палате лордов уже обсуждался вопрос о начале террористической деятельности всяких подконтрольных Англии организаций, через агентов посольств и завербованных лиц. Предстоит собрать досье на английскую агентуру в Российской империи. Этим займется Кадрус. Он преуспевает и скоро станет банкиром. Под крылом барона Ротшильда, конечно. А за всё надо платить или отрабатывать. Придется ему привлечь к делу лорда из военной коллегии, чтобы тот дал ему материалы по агентам. Риск? Конечно. Но ставка Россия!
Соединенные штаты устремили свой взгляд на Дальний Восток. Англичане всячески способствуют укреплению и развитию Японии. Они хотят взрастить врага России на Востоке. С Кавказом не получилось, в Средней Азии они потерпели полное фиаско. Хотят взять реванш на Камчатке, Сахалине, Курильских и Алеутских островах. Первостепенная задача Англии отрезать Россию от Тихого океана. По программе максимум у Ганноверов отрезать с помощью османов берега Черного и Азовского морей, а выход к Балтийскому должны завоевать Пруссия и Швеция. При этих дворах придётся расширить агентуру. Не дать начаться войне на севере и готовится к войне с Портой. Значит надо расшатать Австрийскую империю или стравить её с Турцией. Габсбурги уже готовы вступить в союз с османами против России. Али должен вернуться в Стамбул. Там он нужнее. На Кавказе у Шамиля, как представитель турецкого султана он не слишком нужен. С Шамилем можно договориться с турками никогда! Создать на Балканах ряд независимых государств и подготовить их вступление в состав Российской империи. Сербы уже давно мечтают присоединиться. Тогда, для России это выход в Средиземное море, без платы пошлин османам.
С турками придется повоевать. Если не атаковать их на Балканах, они снова бросят все силы на Кавказ. А на Кавказе у нас нет союзников. Персы торгуют с нами. Но находятся больше под влиянием агентов англичан. Хорошо было бы направить шиитский Иран против Турции, но есть опасность того, что английские агенты влияния перенаправят персов на войну с «неверными» суннитами в Бухару и Хорезм. Поэтому с Ираном надо поддерживать прежние торговые отношения, которые развивать и расширять по мере возможности, не скупясь на дивиденды шаху и расходы на поддержание дружеских отношений.    
Потому в Париж! Все для свержения Луи-Бонапарта! Как легко преобразился мон шер Дантес превратившись из правого роялиста в бонапартисты. Он останется и при следующем правительстве.
—Али, кто по-твоему третий агент Франции при Шамиле?
—Бертуччо давно вычислил его. Это Хасан Мурат Абдуллах. Корсиканец заметил, как он тайно пьет коньяк и отчитал его за это. Бертуччо агент легальный. А этот нелегал на самом деле Жак Борше.
—Устрой мне встречу с Бертуччо, а потом с Бертусччо и этим Хасаном Муратом.
—Бертуччо уже в дороге. Я послал гонца. Бертуччо придет в гостиницу. На следующий день я устрою вам встречу со всеми вместе.
Александр поблагодарил Али за службу, хотел дать ему тысячу рублей золотом, но тот отказался.
—Когда я женюсь, сказал Али, я сам попрошу у тебя денег на калым за невесту.
—А есть такая?
 Али промолчал и Дюма понял, что старик влюблен. Он повернул осла в сторону Батума и ускакал.
В гостиницу пришел Бертуччо…