Открыть галерею в глубинке. Из Цикла Байки

Евгений Прокопов
            

   В  романтической повести о любви «Алые паруса» Александр Грин устами своего героя Артура Грэя говорит: «Чудеса надо делать своими руками!».
Событие, о котором пойдёт речь , сродни такому рукотворному чуду.

   Есть в отдалённом Чистоозёрном районе Новосибирской области   село Елизаветинка.  Не слишком большое: три  улицы, шестьсот жителей. Но село  живёт, работает. Есть  школа, почта, ФАП, библиотека.    Пресловутые рыночные преобразования не смогли разрушить  добротный, наработанный при советской власти фундамент. Жить можно. Худшее осталось позади, надеются люди.
    В  селе три улицы: Зелёная, Центральная и Южная, пройти любую из них можно за четверть часа и тогда перед вашим взором откроется в перспективе  безбрежная  Кулундинская степь с озёрами и перелесками. И, как говорится, западает в душу вся эта ширь да красота  сразу, с первого взгляда, даже приехавшим за многие сотни километров гостям.  Елизаветинцы к окрестностям пригляделись, но своей малой родиной гордятся всерьёз: село ведь особенное, с большой историей.  Елизаветинка-Пестровка (первоначальное название их малой родины) появилась до строительства железнодорожной ветки приблизительно на рубеже XVII—XVIII веков.

    Построенный  ещё при советской власти елизаветинский сельский клуб много лет  почти пустовал, понемногу дряхлел, ветшал. Местные власти бились в тисках безденежья, медленного бюджетного удушения.
    Кроме финансовых проблем, неудивительных в смутные пореформенные времена, похоже было, что чистоозёрная глубинка вполне подвержена и гибельным общемировым тенденциям стандартизации массового сознания.
     Мы как-то свыклись с тем невесёлым обстоятельством, что города, разрастаясь и развиваясь, самым нещадным  образом оттягивают на себя человеческие, материальные и духовные ресурсы. Культурные традиции и сама память веков словно прерываются.
   Урбанизация - общемировая  тенденция, по большому счёту пагубная.
    В России, с её сложным историческим путём, форсированной коллективизацией, военной и послевоенной разрухой,  ликвидацией "неперспективных" деревень, эта тенденция обескровливания села имела особенно тяжёлый характер.
    Наиболее чуткие деятели литературы и искусства, дальновидные и ответственные  общественные деятели били тревогу, подчёркивая, что без живых соков глубинки, без взаимно-обогащающего  культурного обмена между городом и селом, нация идёт к самоуничтожению, к всеобщему духовному обнищанию и превращению в безликое общество "индивидов, не помнящих родства".
  Со временем город словно спохватился. Стали организовываться целые научные экспедиции в отдалённые сельские районы. Учёные этнографы описывали обряды и костюмы, сельскую архитектуру, игровые действа, песни и хороводы, сказки и поверья, фольклор и сказания.
  Музейщики в самых глухих уголках находили старинные книги-инкунабулы, рукописные списки, иконы, предметы повседневного быта.
  Эти находки, часто драгоценные, опять же аккумулировались в городских музеях и хранилищах.
  Село хирело, глубинка обескровливалась  и в культурном отношении.
  Пресловутые рыночные преобразования 1990-х годов только усугубили пагубные тенденции.
Сама жизнь настоятельно требовала встречных шагов.       
  Известный сибирский художник, профессор Института искусств НГПУ, действительный член Петровской Академии Александр Михайлович Кучерявенко имеет свой взгляд на эту проблему.
   В августе 2015 года в меж-поселенческой библиотеке Чистоозерного  состоялось открытие персональной выставки художника  Кучерявенко под названием «Я родился в Сибири», посвященной 100-летию поселка Чистоозёрное и 80-летию одноимённого района.
- К этой выставке я готовился заблаговременно, хотел так подобрать работы, чтобы показать любовь к своему дому, своей истории, большой и малой родине — к тому месту, где мы живем,- рассказывает художник.
  Многочисленные зрители  отмечали плодотворность кровной близости живописца и родной для него  земли Чистоозёрья.
   На выставке были представлены интересные тематические полотна, пейзажи и портреты, многие из которых действительно заставляют задуматься о важных событиях в истории нашей страны и  области.
    Рассматривая отдельные картины, многие чистоозерцы, нет-нет, да и ловили себя на мысли: а ведь этот лесок мне, кажется, знаком, и озерцо тоже...
      Действительно, всё изображённое на картинах - свое, родное, понятное. А по-другому и быть не может, ведь этот художник знаком с их жизнью, с ними, он просто их  - чистоозерский!
  Тогда, в радостной кутерьме  открытия персональной выставки Кучерявенко и состоялись знаменательные встречи художника с представителями местной власти.
    Он давно мечтал открыть картинную галерею на родине своих предков – и вот он нашёл единомышленников!
   Руководители Чистоозёрного района А.Аппель,  В.Самохин,  В.Шрайбер с пониманием  и энтузиазмом встретили инициативу живописца о создании в Елизаветинке сельской галереи.
   В культурно-досуговом центре села(бывшем клубе) было отремонтировано просторное и светлое помещение. Это стало возможным после получения сельсоветом гранта в «Конкурсе социально значимых проектов сельских поселений Новосибирской области в сфере общественной инфраструктуры». Часть недостающих средств была выделена из районного бюджета.
  Так в Елизаветинке появилась площадка, где можно проводить различные культурные и образовательные мероприятия.
   Многие новосибирские художники сочли  за   долг и высокую честь передать свои работы вновь открываемой  картинной галерее. Произведения шестнадцати  членов Творческого союза художников России были отобраны для экспозиции. Среди экспонентов есть именитые мастера, есть и талантливая творческая молодёжь.
  Работы  талантливых  художников - членов  Новосибирской региональной организации Творческого  Союза  художников России вошли в экспозицию Елизаветинской картинной галереи. Это произведения  А. Бабичева, Ю.Березенцевой, И.Ельченко,  Ю. Ефимова, И. Карнушиной, О. Созоновой,   А. Курячего, Н. Кудиновой, В. Кузнецова, А. Мирошниченко, И. Михайленко, И. Прокопчука, А.Сляднева, А. Тимошенко, Н. Чевжик, А. Кучерявенко.
   В конце февраля 2017 года Александр Михайлович привёз в Елизаветинку основную часть картин и лично выстроил экспозицию. 
   Знаменательна ещё одна важная деталь: в районе это уже вторая картинная галерея (первая в Журавке), что для отдалённого сельского района, в глубинке,  просто удивительно.
  В перспективе на базе этих двух очагов культуры в Чистоозёрном возможно даже создание некоего учебно-методического центра, который бы объединил усилия педагогов западного региона Новосибирской области.
   Совершенно естественно, что подобное событие – это событие не сельского и даже не районного, а областного масштаба.
     Первая часть торжественной процедуры открытия прошла в зрительном зале. Здесь присутствовало много гостей, в том числе и из других районов, а также почётные гости: министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников, директор Института искусств Виталий Елагин, председатель Новосибирской региональной общественной организации «Творческий союз художников России» Игорь Ельченко, представители районных властей.
   Со сцены звучали стихи и песни о малой родине, демонстрировались видеоролики, выступали самодеятельные коллективы и артисты.
   После того, как почётные гости сказали добрые слова приветствий и пожеланий, зрители проследовали в картинную галерею, которая расположилась на втором этаже культурно - досугового центра. Здесь в торжественной обстановке была перерезана красная ленточка. После этого  А.М. Кучерявенко лично провел первую экскурсию по залу.




Фотография  Марины Бондаренко