2 Изд. Род. И. Гл. 1 Дети Алоиса Ч. 5-4 Интервью

Дудко 3
ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1  МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 5-4  ИНТЕРВЬЮ 


Интервью с ПАВЛОМ  ВЛАДИМИРОВИЧЕМ  СТАРИКОВЫМ, из которого мы узнали о том, что он женат и у него есть дети...

04.11.2014

Главный невролог Великого Новгорода Павел Стариков:
«Мы видим смертей больше, чем солдаты на войне»

29 октября весь мир отметил Международный день борьбы с инсультом. 10 лет назад Всемирная организация здравоохранения объявила этот недуг глобальной эпидемией.

Ситуация и по сей день не радужная, в том числе и на Новгородчине, – признается главный невролог Великого Новгорода Павел Стариков. Ежегодно новгородские врачи фиксируют тысячу инсультов. 

Отчего болезнь прогрессирует, кого затрагивает, можно ли себя обезопасить и каково работать врачам-неврологам сейчас – рассказал корреспонденту ВН.ру Павел Владимирович, отдавший отделению неврологии 20 лет, из которых 15 – в качестве руководителя. Подробнее – в нашей традиционной рубрике «Право автора».

ВН.ру: Павел Владимирович, неужели проблема инсультов так актуальна?

П.С.: Инсультов становится все больше во всем мире – мы не исключение. Наше отделение на 60 человек пустым никогда не бывает, пациентов очень много. В том числе, молодых. Если раньше 20-30-летний новгородец с инсультом, это был нонсенс, то сейчас много таких больных, довольно молодых. Причина всегда известна – в большинстве случаев – это гипертоническая болезнь. Уважаемые новгородцы не интересуются или не знают, или знают, но не хотят лечить ее.
А потом становятся инвалидами.
А для того, чтобы люди не становились инвалидами, нужно создавать программу. Первое – это профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, создание высоко специализированной помощи – это среднее звено и третье – это система реабилитации, чтобы было, как можно меньше инвалидов. В нашей стране отработано только среднее звено. Введение профилактики министерство здравоохранения только начинает.

ВН.ру: Кто чаще болеет?

П.С.: И мужчины, и женщины одинаково часто. Сужу по своему 20-летнему опыту. Возрастная же картина инсультов такова: треть – это люди старше 85 лет, треть – пенсионеры по моложе и почти треть – в трудоспособном возрасте.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах на 40% за последние 50 лет увеличилось количество больных с инсультами, а в странах с низким доходом на душу населения – на 100%. Достижения в развитых странах уже есть: пошло снижение инсульта. Наша страна не может выделить огромнейшее количество денег, но специализированную помощь создали.

ВН.ру: А как связан уровень финансового достатка и инсульт?

П.С.: Богатое государство заставляет человека быть здоровым. Это множество социальных программ. В Швеции заболеваемость инсультов немножко больше, чем в России, но у них генетически детерминированный атеросклероз. При этом у них показатели не дико выше нас, потому что есть социальные программы.

ВН.ру: А в России есть хоть одна социальная программа?

П.С.: Конечно, есть. Это больничные листы, детские садики, пенсии… Где спорт для детей – бесплатный и доступный?! Продажа алкоголя повсеместно. Борьба с курением вот только началась... Далеко нам еще до Швеции.

ВН.ру: В чем должна состоять профилактика инсульта?

П.С.: Проблема наша очень простая – пассивность граждан. Граждане думают, что есть «боги в белых халатах», то бишь медицина, которая может спасти от любого заболевания. Но Всемирная организация здравоохранения говорит: от медицины зависит здоровье граждан на 15%, а на 85% – от самого человека. Среднестатистический новгородец, как проводит свой день: лежа на диване, за телевизором, потребляя соленую пищу и сало. Хорошо, что он еще не пьет водку и не курит одновременно. Это все факторы риска: гиподинамия, неправильное питание, курение, алкоголь. А все это повышает артериальное давление.
Если бы он занимался легким спортом, ел овощи, не курил, не пил – собственно, болезней было бы меньше. Вон японцы, например, приняли программу: 5 гр. соли в день и все. А ведь если поесть соленых огурцов и селедки на ночь, то будет отечное лицо и повышенное артериальное давление. Почему-то об этом забывают. Это примитивно, это просто, но нужно следить за своим здоровьем. Вот она профилактика. Наше уважаемые граждане ждут, когда наше государство разбогатеет и решит за них проблемы. Зачем же ждать 500 лет, если можно продлить себе жизнь самостоятельно?!

ВН.ру: Смертность от инсультов какова?

П.С.: В мире каждый третий умирает. В Новгородской области статистика чуть получше – каждый пятый. После инсульта вернутся к труду и обычной жизни лишь 20%, остальные – или инвалиды, или умирают.
Однако не надо забывать, что очень много людей выживают после инсульта – процентов 80. Но они продолжают находиться в группе риска. Зависит все от того, прислушаются они к врачу или нет. Повторно с этим диагнозом к нам возвращается каждый четвертый. Поголовное большинство не слушается докторов, надеются на «авось» или у них нет критики к своему заболеванию.

ВН.ру: А чем пациенты себя оправдывают?

П.С.: Я думаю, если в больнице врачи сказали, что надо делать так, а в обществе нет никакой социальной рекламы, то человек быстро все забывает. У нас, посмотрите, какие рекламные растяжки: «быстро купи ноутбук и ты получишь пачку салфеток в подарок». Лучше бы реклама была: «давление у тебя больше 120 – ты болен - иди к врачу». Где такие рекламы вы видели?

ВН.ру: А кто все-таки внимает советам врачей и не возвращается в больницу?

П.С.: Те, кто по моложе.

ВН.ру: А за 20 лет в вашем отделении неврологии изменилось что-то в лучшую сторону?

П.С.: Томограф появился. Появилась собственная реанимация. В общем, условия, конечно, улучшились.

ВН.ру: А отношение государства к врачам изменилось?

П.С.: Изменилось отношение к больным – для них условия появились. К врачам – нет. Социальные гарантии есть? Нет. У нас врач приехал из Дагестана, власти еще год назад пообещали ему квартиру предоставить. И что? И ничего. Съем квартиры 12 тысяч руб., а одна ставка у молодого специалиста – 12 тыс. Это сколько надо ставок брать, чтобы нормально жить? Я думаю, три, то есть 528 часов в месяц.

В газетах пишут – министр здравоохранения так говорит: зарплата врача около 40, а моя, заведующего, - 45-60. Примерно такие же цифры озвучивают у нас в области. У меня же чистыми выходит 23. Я кандидат наук с высшей категорией и плюс к этому я лечу. В общем, к среднему заработку, который официально озвучивают, мы не подтягиваемся.

Реформа здравоохранения работников в белых халатах не коснулась никак. Даже халат мною куплен. Бросьте вы.

ВН.ру: Тогда, наверное, у вас должна быть бешеная текучка кадров?

П.С.: Нет. Текучка кадров среди врачей равна нулю. Есть среди медсестер, они могут пойти работать куда угодно.

ВН.ру: А врачи, получается, готовы работать за 20 тысяч?!

П.С.: У врачей есть высшее образование. Они пошли в мединститут не из-за денег – самое смешное. Если бы они хотели денег, они бы пошли в частные предприниматели.

ВН.ру: Это ненормальная ситуация. А надежда есть, что ситуация изменится?

П.С.: Моя бабушка 60 лет назад, заканчивая свою деятельность врачом, говорила моей маме: «Знаешь, на моем веку, ничего ни изменилось. Вероятно, на твоем веку что-то изменится».

Моя мама в 90-х гг., заканчивая свою профессиональную деятельность врача, сказала мне: «На моем веку ничего не изменилось, вероятно, на твоем что-то изменится».

Сын у меня в медицину не пойдет. Это наш с ним выбор. Большинство медработников не рекомендуют своим детям идти в медицину.

ВН.ру: Но вы-то пошли…

П.С.: Да, видимо, голова не на деньги заточена. А если серьезно, работать с больными инсультом очень тяжело. Очень много приходится видеть смертей и ничего нельзя изменить. У нас же много тяжелых пациентов. Зачастую врачи не видят, что пациент выздоравливает и это вгоняет их в депрессию. Для большинства моих сотрудников это состояние – постоянное. Мы видим смертей больше, чем солдаты на войне. И как после этого восстанавливаться докторам? Никакого морального удовлетворения, потому что нет позитивных результатов работы, а от государства никакой особой финансовой поддержки. Так и выживаем. Не уходим... Потому что привыкли, другого не умеем.

Беседовала Юлия Гончаренко