Пендаль

Павел Вещунов
-Привет!
-Устал?
-Да нет.
-Ужинать будешь?
-Люблю тебя.
-Мой руки.
-Хорошо, но я только чай. Выпил немного.
-Я почувствовала. С горя?
-Привет, ты вел себя прилично?
Огромный кот вальяжно потерся о ноги и, несмотря на то, что "хозяин" квартиры снимал ботинки, запрыгнул ему на коленки, но погладить не позволил, возмущенно фыркнул и направился обнюхивать тапки.
-И ты, Брут, унюхал!
-Тебе два кусочка или как обычно?
-Без сахара, прости: ни с горя, ни от счастья, просто выпил рюмку коньяка. Отвратительного коньяка.
-Пойло?
-Да, это правильное определение, предельно точное.
-Ну и? или это секрет?
-Сейчас, только отдышусь. Включи телевизор на новости.
-Меняешь привычки?
-Нет.
-Может в чай капнуть бальзама?
-Нет, сейчас приду.
В комнате пес только приподнял голову и снова опустил на лапы.
-Знаю, знаю, я снова опоздал, но, судя по всему, тебя выгуляли. Так что - какие претензии?
Пес не ответил, Мужчина снят тугой галстук, на ногах - уютные тапочки.
-Мишуня, чай готов!
-Иду.
-Пожарить тосты или бутерброды?
-Спасибо, нет. Только чай. Канал местный?
-Да что случилось? Я начинаю нервничать.
-Ничего! Правда, ничего, если не считать спущенного колеса. Это всё. Ну садись пожалуйста, а всё расскажу по порядку.
-Села!
-Не сердись. Можно я ложкой постучу?
-Ты просил без сахара!
-Я знаю, просто сосредоточиться хочу.
-Можешь конечно сосредотачиваться и даже медитировать, но нельзя ли уже начать? Ты меня пугаешь.
-Да, вот мой рассказ: я пил сегодня с бомжем, который потом оказался вовсе не бродягой, помогал беременной, ремонтировал машину и вообще: я счастлив!
-Ой-ля-ля. Так, действительно лучше постучи, сосредоточься и давай заново, но с подробностями.
-Я тебя обожаю. Подлей еще горяченького. Итак...
Кот предупреждающе мяукнул и устроился на коленках хозяина. Уже через секунду было не определить как долго он здесь: секунда, пять, вечность. Хвост прикрыл мордочку и он то ли спит, то ли дремлет. А может слушает? Подслушивает? И на ус мотает!
-Вот прохиндей. Видя его счастье, и сгонять не хочется. Сделай потише. Слушай! Я с самого начала: поехал домой сам, на перекрестке машину повело, остановился, оказалось что колесо спущено. Сначала расстроился тому, что водителя отпустил.
-Мог эвакуатор вызвать!?
-Из-за колеса, помилуй!
-Вот всегда ты так: всё сам. А статус у тебя изменился. Даже просто испачканные манжеты на рубашке могут негативно на тебя повлиять.
-Как это? Не нагнетай. В каких это ситуациях это может мне навредить?
-Не отвлекайся, продолжай. Навредит.
-Да. Менять колесо не хотелось, а приглядевшись убедился, что оно не пробито, а просто спустило. Достал компрессор, подкачал - и всё в порядке.
-Так.
-Ты права, всё только начиналось. Смотрю, идет беременная: на руках ребенок, две сумки тянет и по всему видно что сильно опаздывает. Я тебе говорил, что остановился у площади вокзалов? Нет? Предложил помощь, проводил, успела. А дальше начинается самое интересное.
-Ну.
-Атмосфера на вокзале! О, какая атмосфера! Меня как окатило. Объявления, суета, кто-то спешит, кто-то целуется. Эти цветы дарят, эти кроссворды покупают. В этом углу урна в мусоре утонула, а в этом всё блестит и работники указатели устанавливают о чистоте и мокром поле. А запахи?! Кофе, порожки жареные, семечки, гудрон какой-то.
-Дай угадаю - это тебя и сломило!
-Да! Дай тебя поцелую! Подойди, пожалуйста, не хочу кота тревожить.
-Тогда только ручку, на.
-Ну что ты, этого мало.
-Тогда обойдешься чаем. Подлить?
-Я вспомнил нас, нахлынуло. Как по городкам кочевали: переезды, командировки, отпуска. Опоздания, ожидание в буфете.
-И ты решил заглянуть!
-Да! Лежи, лежи, Дымок. Помнишь, в советское время спиртное можно было только на вокзале свободно купить?! При этом шампанское, коньяк - по ресторанным наценкам, а вот пиво - в редкость и водки никогда не видел.
-Венгерское шампанское за 6-20 на Перми второй и полевые цветы от бабушки.
-Ты помнишь!
-Дурашка, женщины именно это и помнят, а влюбленные и не забывают. Ты еще сдачу мальчишке на мороженное отдал. Последние деньги.
-Да, точно. А как мы добрались, я забыл!
-На такси, ты часы в залог оставил.
-Да, так.
-А таксист не дождался.
-Сашки дома не оказалось, пришлось бежать в соседний подъезд к Дим Димычу. Таксист и не дождался.
-Или потому что в Союзе часов таких еще не было?!
-Ерунда, штамповка.
-Сейчас да, а тогда?
-Мы все гонялись за фантиками. Помнишь как ты "Мадонну" упаковывала.
-Ой, да перестань. Кошмар.
-Маме понравилось.
-Ну, прекрати. Тарелки, чашки - вот событие! Что дальше то было?
-Дальше. А дальше всё то же: ностальгия и дежавю. Помнишь в Кизеле видели геологов. Вышли из тайги грязные, рваные, уставшие и закоптелые. Они везли какие-то керны драгоценные из Ивделя, но пошли почему то не в сторону Свердловска, а к пермской линии. У них машина с настила слетела и они сутки её у Троицка вручную на дорогу ставили. Грязные и счастливые.
-Нет, я тогда у мамы на последнем месяце была. Но я помню как ты рассказывал.
-Ага, точно. Вот и этот товарищ подошел, вежливо попросился за столик и предложил выпить,- угощаю,- говорит. Я сначала согласился, на автомате "да" сказал, а потом смотрю и как будто кроссворд отгадываю. Первое впечатление: бомж. Но нет. Первый признак бомжа - небритость и немытость, а этот гладко выбрит, даже без модной однодневной щетины, волосы подстрижены, нет лохматостей на загривке. И одежда приличная. Да: грязный но не от неряшливости. Тут какой-то случай.
-Геологов вспомнил.
-Да, именно в этот момент, как разглядывать его стал, так и вспомнил. А рассказ его всё и прояснил. Удивительно, чего на свете не бывает и как не бывает. Слушай! Работает... работал на фирме замом. У начальника бзик по инновациям в плане управления персоналом. То мотивационные тренинги проводит, то вообще ничего сутками не говорит, только посередине офиса мелом цифры рисует - сколько процентов за день выдали. Вот последняя его новация - строго наказывать курильщиков, опаздывающих, а прогульщиков вообще увольнять.
Зам возражал, кадровик подзуживал, а начальник самореализовывался. Вот сегодня и случилось.
-Зам опоздал!
-Нет. Опоздал один из ценных работников, крайне дисциплинированный, ни разу до этого не опаздывал, не прогуливал, и вообще тянул большинство тем.
-Кадровик доложил и начальник был вынужден, потому что его "слово тверже гороху"?
-И снова нет. Немного не так. Никто не контролировал и даже опоздание не заметили. Вышло наружу потому, что "проинформировал" один из работников - конкурент и "малоталанная, но амбициозная личность".
-Тебе бы в артисты, ты даже интонацию передал.
-Может быть позже, на пенсии. Так вот, завистник побежал и доложил кадровику, ну а тот шефу.
-Подхалим заискивает, дурак скомандовал, а ситуацией воспользовался подлец. Всё как всегда, классическая картина обмана.
-Согласен. Сказать стопроцентную правду, которая, по сути, является ложью - верх изощренного шулерства. Человек никогда не опаздывал, но по всем признакам чисто подпадает под увольнение.
-А какова же роль твоего бомжа - небомжа. С ним-то что не так? Вступился за правду и его вымазали в гудроне и обваляли в перьях?
-Ха-ха-ха, не смешно. Снова не так, не угадываешь сегодня. Сейчас мы подходим к ключевому моменту, но без рассказа о нечестно уволенном, мотив его поведения был бы непонятен. Слушай! Едет он на работу, добрался до электрички, а там женщина свалилась с платформы на рельсы. То ли решила счеты с жизнью свести, то ли оступилась или обморок - не важно. Она на рельсах, поезд приближается. Как ты понимаешь, наш герой спрыгивает и пытается вытащить. В Подмосковье, ты знаешь, платформы высокие, её вытолкал, она без сознания, но люди на платформе подхватили, а ему деваться некуда - упал между рельс. Электричка встала, пока его извлекали - измазался весь. Вот простое объяснение его специфического вида. Первым делом к женщине, а у самого мысли в разнобой: теперь на железке не успеет! Что делать? Женщине голову бы не надо вертеть - вдруг от падения перелом шеи. Если маршрутка, то - какое расписание? Кофточку бы надо расстегнуть - восстановить кровообращение, да и людей отодвинуть для воздуха.
Но люди сами разошлись, скорую вызвали, а у тела остались прыщавый студент и сострадательная бабушка. Ну а наш герой поймал таксиста. Тот с трудом дал уговорить себя за тройную цену, плюс из багажника достал брезент и застелил сиденье. Особо оговорил, что если будет хоть одно пятно, то цена еще увеличится. Доехали, а там ситуация с увольнением.
-Ну и как это укладывается в причинно-следственную связь?
-Мотивы! Цель в жизни, если угодно. Катарсис, то есть просветление у него произошло. Вот смотри, он потягивает вонючий коньячок, а я вижу, что он не обращает внимания на свой грязный костюм, хмыря напротив - меня, то есть, суету вокруг и он счастлив! Он мне рассказывает что было, не обращает на отвратительный вкус пойла, а мысли его заняты только будущим.
-Из чего такие вселенские выводы?
- Он сам сказал. Прости, я не дорассказал. Он пояснил, что всем была очевидна несуразность увольнения. Директор никогда в жизни не смог бы организовать бизнес, любой, если бы не папик из номенклатуры, кадровик играл в игры и старался стать незаменимым при пустышке, а стукач работал локтями. Ну а он сам вдруг осознан ненужность его нахождения здесь. Что он мог сделать? Спасти ценного работника? Спасать надо было раньше - не допустив издания глупого приказа, а теперь поздно, гордыню не переломить. И должен он был быть не здесь, а рядом с женщиной. Совсем недавно, по настоянию директора все сотрудники прошли курсы спасателей. Сто сорок два часа. Он знал, как опасно трогать шею: если перелом, то возможен паралич. И блузку бы надо расстегнуть, а еще лучше лифчик, но он сделал не как полезно для здоровья пострадавшей, а чтобы другие "как бы чего не подумали". Умчался в офис и оставил того, кто в нем действительно нуждался на попечение недоросля и развалины. А присутствие самого было необязательно. В городе несколько объектов фирмы и он мог спокойно заехать на любой и отзвониться. Нет, спешил, понимая, что никакой особой нужды нет, предчувствовал, что может после такого приказа случится конфликт и вот: он здесь, конфликт есть, а толку от этого никакого нет. От его присутствия.
Вот эта жгучая смесь: глупость, несуразность, неразрешенность и его личная бесполезность сработала как спусковой крючок.
-Он решил уйти!
-Да! Но есть еще один момент.
-Женщина?
-Нет. Сегодня ты поразительно не попадаешь.
-Так, горячий чай сегодня получил в последний раз.
-Шантаж? Хорошо, я пожертвую комфортом кота, но тогда продолжения не будет.
-Это удар ниже пояса, беру санкции обратно. Налить еще чашечку? Третью? Будешь? А, кстати: ты ведь уже всё и рассказал.
-Ну нет. Это только присказка.
-Как, опять?
-Ну, вот так. Такой рассказ.
-Тогда я требую продолжения банкета.
-Ладно, только чуть приглуши звук.
-Он и так негромко.
-Можно еще немного, так, хорошо. Слушай, перехожу к главному. Была у моего "бомжа" детская мечта - хобби: очень ему хотелось делать детские игрушки. Он сам на ПГС в институт пошел благодаря тому, что в детском садике был строительный конструктор и он из кубиков замки строил. Предложил шефу, тот: "Непрофиль, их фирма строительно-проектная". Тогда мой герой предлагает не только сувениры, но и кубики, конструкторы продавать. Вроде бы как строительная тематика. Да и те же сувениры можно: ручка там в виде отбойного молотка или письменный прибор в виде домика с откидной крышкой. "Денег нет",- новый отказ. Тогда мой герой договаривается с инвесторами, присматривает станки и аппаратуру в лизинг, банк обещает кредит. И снова: "Нет! Рисков много, убери свой бизнес план, ты разоришь фирму и удели лучше больше внимания дисчиплине". Чуешь, откуда ветер дует!
-Да, разумеется. Это не сам директор дуболомствовал, а кадровик палки в колеса ставил! Зачем?
-Ну, кто знает! Тут поводов и причин может быть множество, тем более изнутри ни ты, ни я ничего не знаем об истинном положении дел в коллективе, только со слов рассказчика.
-Дай догадаюсь, надеюсь, сейчас попаду: он уволился потому, что хотел открыть собственную фирму!
-Точно! Но опять не совсем. Дело не в том, что он решился на самостоятельное плавание. Главное для него было то, что он не захотел быть там, где не обязан и не нужен, а будет там, где он и хочет сам и будет полезен другим.
-Он счастлив, я думаю, что всё у него получится.
-И я надеюсь. Когда он рассказывать начал о том, какие изделия будет выпускать, так светиться начал. Правда, правда, нисколько не преувеличиваю. Глаза блестят, руками машет, коньяк пролили.
-А куда он ехал?
-Как куда? Домой, переодеться и снова в город: фирму зарегистрировать, кредит оформить, помещение арендовать. Да мало ли теперь у него забот.
-Всё, хэппи энд?
-С ним да, со мной нет.
-Я, пожалуй, присяду.
-Конечно, но мой рассказ не такой длинный. И не менее серьезный! Я вот что хочу сказать. Послушал я этого счастливого человека, понастольгировал и пошел в парк отдышаться. Худо бедно, но полрюмки коньяка я всё же махнул, за руль садиться часа три нельзя. Вот сижу под Пушкиным и размышляю о том чего я доброго и светлого сделал, а тут раз и одна пожарка просвистела, другая, за ними скорая с милицией.
-Полицией.
-...да. Пересел в машину, включил ТВ смотрю - сообщение о ДТП. Бензовоз на эстакаде опрокинулся, топливо на дорогу пролилось и еще на нижний ярус просочилось. Пожар, несколько машин сгорело, погибших, слава Богу, нет, но, кажется, ожоги один из водителей получил.
-Это поэтому ты на телевизор всё время косился?
-Да, жертв нет.
-Ой, а ты?
-Вот и я об этом! Если бы не спустило колесо, то почти наверняка в это месиво попал, а так и коньячка попил и пробку с комфортом пересидел.
-И что не так? Везде плюсы, а ты хмуришься.
-Плюсы - да, но какие-то они не плюсовые, не положительные. Вот смотри, что я надумал. Я отпустил водителя. Хорошо сделал?
-Да, что плохого могло не так?
-Кажется да, но вот я пытался вспомнить: почему ему надо было раньше уйти, и не смог. Я не знаю, что у него случилось!
-И что за беда? Не знаешь! Но ведь отпустил - доброе дело сделал.
-Да, но сделал не ему, а себе! Первое о чем я подумал - что сам поведу. Сравню, как на УАЗике по колдобинам трястись и как по асфальту в лимузине. То есть думал о себе, о своих желаниях, а не об его потребностях. Даже что случилось не услышал. Да, кажется добро сделал, но какое-то оно не всамделишное. Случайно, походя случилось.
-Но беременной помог осознанно, ведь так?
-Ну да, на первый взгляд так, но посидел я и в этом, кажется, безупречном деле изъян нашел.
-...
-Слушай, не перебивай. Да - помог, да, она очень благодарна была, да, без меня наверняка опоздала бы. Всё это так, но вот что я подумал: а не спусти колесо и я вот такой сильный и благородный джентльмен, остановился бы? Даже если бы она упала, ушиблась, если бы ребенок искричался - остановился бы? Помог? Нет! И так и так крутил, размышлял - нет! Точно нет! Во-первых просто бы не заметил. А если бы заметил, допустим, как растянулась, то первая мысль, первый взгляд был бы в зеркало - а смогу ли безопасно припарковаться, а не подрежу ли других водителей и не поцарапаю свою машину? А там и проскочил бы и мыслишка бы пришла: народу много и без меня помогут! И всё - уехал бы, точно. Так что и этот мой добрый поступок как бы мне не в счет. Помог, чтобы уж совершенно себя скотиной не считать. То есть не для её пользы, а умирения своей гордыни ради. Вот вся моя чистота и благородство.
-Ладно, идем по списку: но мужика то выслушал?!
-Да, да,.. так. Но ты же психолог, знаешь. Самым сокровенным делятся в поездах, на вокзалах, на курортах. Рассказывают незнакомцам самое сокровенное, потому что вот сейчас рядом - живая душа, а потом раз и этого человека больше никогда в жизни не встретишь. Так что и здесь я - что-то вроде мебели. Не будь меня, он тоже самое за другим столиком рассказывал бы.
-Но слушал ты! Не оттолкнул незнакомца, не побрезговал его грязной одеждой, клоповник не отверг, отхлебнул.
-Разумеется, но всё не то: вроде бы не доброе дело делал, а терпел, допускал, попускал. И вообще у меня такое чувство, что всё это время не я рулил, а меня как будто кто-то подталкивал, ускорение давал. Пендаль раз за разом. Отпусти, помоги, выслушай! Мне кажется, что если бы я где-то не сделал добро, а сосвоевольничал, то угодил бы под огненный поток. Как раз успел бы.
-Чего смешного?
-Слово смешное: "пендаль"! А еще я притчу вспомнила про нерадивого судью.
-Судью??!
-Да, судью. Да ты её знаешь, Библию ведь читал! Вспомни, там есть рассказ про несчастную вдову, которую обманули, а судья корыстный был, взятками баловался...
-Вот уж взяточником прослыть никак не ожидал, да еще со слов своей собственной жены!
-Да, только ты взятки чаем берешь, но слушай. Вдову обидели и она попросила защиты от закона, но судье и дела нет: ни взятку не дает, ни выгоды от неё никакой нет - отказал. А она всё ходит и просит,- защити! Все нервы вымотала. Плюнул судья и решил дело в её пользу, только чтобы не досаждала.
-Заставила сделать доброе дело, помимо его воли и желания!
-Бинго!
-Но согласись, аналогия с натяжкой. Судья должен был стоять на страже. Это его обязанность, он, в конце концов, за это деньги получал. Зарплату - я имел в виду, а не взятки. А я не по службе, а по велению сердца. Фу, как высокопарно получилось. Но ты поняла, да?
-Разумеется. А скажи, вот если бы ты не помог беременной, ты продолжал бы чувствовать себя нормальным человеком? Не заметив мельком в зеркало заднего вида, а вот так: стоя на обочине, никуда не спеша, не имея срочных дел, видя что другой человек нуждается и ты имеешь возможность помочь, но не помогаешь? Ты бы смог?
-Надеюсь ты не в серьёз спрашиваешь.
-Да не спрашиваю я. Понимаешь, ты вот точно уловил разницу: судья должен, ты не обязан. А дело то не в этом.
-И в чем же?
-Судьба умелого человека ведет, а ленивого тащит.
-Бог!
-Что Бог?
-Не судьба, а Бог. Правильно: смелого Бог ведет, а ленивого тащит.
-Так, Дымок, пошел вон, и не возражать, это моё место. Позвольте, дорогой мой заявить вам, что вы не только тугодум, но еще и очень невоспитанный человек.
-Позвольте заметить вам, что по возрастным показателям вы несколько больше девочки и гораздо больше кота. По этой банальной причине я не имею возможности насладиться чаем, вашей же нежнейшей рукой заваренной.
-Не подлизывайся.
-Но в чем же моя невоспитанность проявилась?
-Ты посмел спорить со мной, перечить и за вечер ни разу не поинтересовался о моих делах. Весь вечер о какой-то неизвестной беременной.
-Простите, ну и как дела?
-Отлично!
-Всё хорошо? Правда?
-Да, отлично, можете положить мне руку на мой животик!
-Прошу, не надо, это не смешно.
-Да, не смешно. И я не смеюсь.
-Я не верю...
-Врачи болваны.
-Я не верю.
-Те, у которых лечилась, уж точно.
-Но возраст.
-Оставь, при современной медицине. Пятидесятилетние рожают.
-Не боишься?
-Боюсь, но я счастлива.
-Я...
-Тс-с. Трусливого судьба тащит.
-Бог.
-Бог милостив. Сегодня Он оставил мне отца для моего ребенка. Или детей.
-Я тебя обожаю. Действительно весь вечер только о себе и своих переживаниях. Ты простишь меня?
-Пошли спать. Спорим, Дымок уже греет подушку.
-Если Бим его не опередил.
-Перестань, ты со свадьбы меня на руках не носил.
-Носил, виртуально, а теперь и реально. Буду. Я счастлив.
-Но отпусти меня, пошли скорей в постель, у нас еще много дел.
-...
-Выбрать имена, например.
-Ну какой же я болван!
-Не переживай, это проходит.
-Думаешь?
-Несомненно.