Щенок. Первый рассказ о Гусаре

Алла Жарикова
               

   О настоящей собаке я мечтала давно. Наверное, с того времени, как мне в 5 лет подарили на День рождения  чёрного плюшевого щенка. Я назвала его «Узька», всюду таскала за собой на верёвочке, играла с ним в мячик, кормила кукурузными хлопьями и играла в охоту. Размером и внешностью мой Узька походил на двухмесячного ризеншнауцера, но я считала его пойнтером. У него были висячие ушки, короткий хвостик, тупая мордочка и тёмно коричневые глаза. Во времена моего детства игрушечные животные копировали настоящих. В «Детском мире» тогда не продавали пучеглазых, розовых  зайцев, голубых  мишек и улыбающихся жирафов на расползающихся ногах. Я любила Узьку, но мне хотелось не плюшевого, а живого щенка. Желание подогревалось папиными рассказами о дедушкиных гончих и легавых.

   Так уж получилось, что настоящая собака у меня появилась только в 20 лет. Сначала наша семья – папа, мама, я и младший братик, жили в 12-метровой комнате в коммунальной квартире, потом  папу, офицера, назначили возглавлять научную группу на испытательном атомном полигоне, и мы поехали  туда вместе с ним. После полигона папе дали двухкомнатную квартиру «хрущёвской планировки», и у нас появилась кошка, а во мне пробудился талант дрессировщика. Это была чудесная кошка. В театре Куклачёва она стала бы звездой. Мурка легко обучалась и не боялась показывать свои трюки на публике. Она умела по команде прыгать с табуретки на табуретку, ходила по жёрдочке, брала барьеры,  проходила змейкой через ряд колышек и прыгала в кольцо, затянутое папиросной бумагой. Когда её не стало, мои просьбы о собаке возобновились, но родители на них не соглашались. Я мечтала о собаке, а они о даче. Их мечта осуществилась, и осенью 1966 года папа купил половину дома и прилегающий участок в 8 соток. Я поняла, что это шанс. Каждый вечер, когда за ужином собиралась вся семья, я заводила разговоры о том, что для охраны дачи непременно нужна собака. Тогда на экранах телевизоров ещё не появился сериал о шотландской овчарке «Лесси», но эту породу я облюбовала, увидев как-то в парке женщину, гуляющую с такой собакой. Достав из шкафа том Большой Советской энциклопедии на букву «С», я демонстрировала родителям фото красавицы колли, расписывала её окрас и грациозные движения. Чтобы особо подчеркнуть неотразимость своего кумира я для сравнения тыкала пальцем в изображение эрдельтерьера, чтобы родители отметили, какие некрасивые другие собаки.

    Папа сдался первым.  Он хотел завести сеттера или лайку, но понимал, что этого делать не стоит, так как теперь он на охоту не ездит, а без неё охотничий пёс будет страдать. Мама выдвинула целый ряд условий.  Ухаживать за собакой должны мы с братом. Жить она будет только на даче. Летом с нами,  а зимой кто-то будет приезжать раз  в 2-3 дня, кормить и оставлять ей еду.  Пока щенок маленький, до весны поживёт в квартире, но готовить пищу и убирать за ним будет моей обязанностью. Получив  заверения, что я со всем согласна, что колли – собака небольшого размера, не слюнявая и не издаёт запаха псовины, мама согласилась на приобретение щенка, и я на следующий день помчалась в Клуб Служебного Собаководства.

- Щенков сейчас никаких нет. Осень. Мало кто заводит помёты в зиму, приезжайте весной. А на колли у нас два года стоят в очереди. Записывайтесь, только сегодня в их секции не приёмный день, – ответил консультант в клубе.

   Я была в отчаянии. До весны мама может передумать, и тогда я смогу завести собаку только тогда, когда выйду на пенсию. О колли нечего было мечтать, теперь я согласилась бы на любую породу.  Дома  удалось уговорить папу, чтобы он на работе поспрашивал, может у кого из сотрудников, или у их знакомых есть щенки. Через день папа, вернувшись с работы, с улыбкой сообщил, что ему дали адрес, где можно посмотреть щенков, только это не колли.

- А  какой  породы? Служебные?
- Да. Кажется, товарищ назвал породу - эрдельтерьер.

   Вот незадача! Эрдельтерьер! Это же та самая собака из энциклопедии, с бородой и коротким хвостом, которую я называла страшилищем. Впрочем, сейчас мне было всё равно, лишь бы поскорее щенок оказался у нас дома.Папа позвонил по телефону хозяйке щенков, и в воскресенье мы поехали их смотреть.
 
 Дверь нам открыла хрупкая, пожилая женщина.

- Заходите, заходите, здравствуйте! – приветствовала она нас. – Меня зовут Елена Александровна.

   Мы с папой вошли и очутились в настоящей оранжерее. За окном конец ноября, непогода, а здесь бушует лето. По стенам вьются лианы, на подоконнике и множестве подвесных полочек цветут цветы. Большой рыжий кот прыгнул с буфета на спинку кресла и стал точить когти, а из угла за шкафом вышла удивительная, потрясающе красивая  собака с длинной, узкой, усатой и бородатой мордой. Строением тела и мягкими движениями она напоминала рысь. Подошла, вежливо вильнула коротким хвостом, обнюхала нас и удалилась на своё место. У собаки были  треугольные  висячие ушки, волнистая шерсть золотистого цвета покрывала  всё её тело кроме спины, там она была тёмно серая, почти чёрная. А лапы! На них росла очень густая, пышная, жёсткая шерсть, от чего казалось, что на собаку надели валенки.

   Из-за шкафа слышались звуки: кряхтенье, поскуливание  и тоненькое тявканье. Так и тянуло взглянуть, что там происходит.

- Да вы подойдите, посмотрите, - улыбнулась хозяйка. – Не бойтесь, Фанци вас не тронет.

   Мы подошли к огороженному досками углу, и я ахнула. На мягком матрасике резвились семеро очаровательных, толстеньких щенят. Они боролись, рычали, нападали друг на друга, падали и снова вскакивали, чтобы продолжить возню. На мать они были совсем не похожи. Ни усов, ни бороды, лапы не косматые, а гладкие. Да и окрасом они были чёрные, только самые кончики лап жёлтые, да на щеках жёлтые точки.

-  Эрдельки рождаются чёрненькими, а когда подрастут, станут как Фанци и как все эрдельтерьеры, чепрачными.

   Тем временем щенки решили отправиться на прогулку. Первым делом они справили на расстеленную газету свои делишки, потом обнюхали наши ноги, сунули свои любопытные мордочки в миску с водой, добрались до кресла и загнали рыжего кота обратно на буфет. Наконец, утомившись, вернулись на свой матрасик. И только один не последовал за своими братьями и сёстрами. Прямо посреди комнаты, на голом полу, свернулся в клубочек и заснул.

- Ой, что это с ним? – встревожилась я.
- Всё в порядке, - заверила Елена Александровна. – Он часто так делает. Смелый, не ищет защиты в гнезде. Кстати, этого рекомендовали оставить для вас.
- А когда его можно будет забрать?
- Через десять дней приедет комиссия из клуба, оценит помёт, составит акт, заполнит щенячьи карточки, по которым в клубе выдадут родословные. После этого можно забирать. Звоните. А пока подготовьте для него  место, миски под воду и корм, газетки для туалета, как у меня.  Да придумайте имя своему питомцу. Оно должно быть на букву «Г», по первой букве клички отца, его зовут Герт, а через чёрточку материнская приставка Фанци.

   Как же долго тянулись эти десять дней! Все мысли были только о щенке, даже начавшиеся зачёты в институте не могли от них отвлечь. К приезду нового жильца мы подготовились основательно. Мама сшила матрасик, я съездила в магазин за мисками, брат собрал кипу газет. По вечерам мы всей семьёй придумывали щенку имя. В ход были пущены словарь Даля, Большая Советская энциклопедия, словарь иностранных слов и список имён народов СССР. Когда на столе не осталось места от списков подходящих кличек, а наши голоса охрипли от споров, мама решительно сказала

- Ну, хватит! На мой взгляд, самое подходящее имя для нашей собаки – Гусар. Звучно, красиво, коротко, легко произносится.

   Мы дружно согласились. В этот момент я поняла, что мамино условие  оставлять собаку зимой на даче, было просто проверкой насколько все готовы испытывать трудности в связи с появлением в доме четвероногого питомца. Не могла моя добрая мама, которая подкармливала бездомных кошек, а в морозы вывешивала за окно куски сала для синиц, всерьёз требовать от нас такой жестокости. И, похоже, она, смирившись с нашим желанием, уже заочно полюбила будущего члена семьи.

   Наконец щенки были обследованы, и мы с папой поехали за Гусаром. Уже выпал снег, было морозно. Мама снабдила нас большой сумкой и своей шерстяной шалью, а папа прихватил  цигейковый воротник, споротый с моего старого пальто, чтобы протереть им мамочку Фанци. Шерсть хорошо удерживает запах, и малыш будет ощущать присутствие матери. Пока хозяйка натирала  воротником  Фанци, а заодно и щенков, папа поймал такси.  Я завернула свою долгожданную мечту в воротник, в мамину шаль, да ещё и под пальто засунула. Мы распрощались с Еленой Александровной и отправились домой.