Развитие интеллекта

Марина Лебедь
Основы работы мозга закладываются в детстве, но система образования в современном мире построена таким образом, чтобы ребенок просто  поглощал гигабайты информации. При этом успешно усвоенные  знания чаще всего не вызывают интереса, воспринимаются как ненужные и потому спустя время активно отторгаются.

 Сколько остаётся в памяти через несколько лет после обучения? Немного. Тогда зачем пичкать детей такими огромными в количественном отношении знаниями?
Умение думать в существующей системе образования это значит  успешно усвоить шаблон и применять его ко всем задачам подобного типа, это следование  определенному правилу, это заучивание и воспроизведение непреложных истин.  Навык доводится до автоматизма, количество  алгоритмов решения увеличивается, при этом они усложняются, но принципиально это дела не меняет - самостоятельное мышление формируется очень слабо или отсутствует вовсе. Усваивать и применять алгоритмы - базовая компетенция, но это  еще далеко не всё в  умственном  развитии ребенка.

Многие ли умеют самостоятельно разобраться в  нестандартной ситуации или решить простую, но предварительно не разъясненную, не типовую задачу?
 Не обучают самостоятельному поиску тонких, почти невидимых логических связей,   последовательностей,  ошибок и когнитивных искажений.

  Качественное мышление  это не только выделение важного в сложной проблеме,  обязательным компонентом  оно включает в себя  умение разрушать гипотезы - мышление представляет собой  сплав позитивных навыков с  определенной долей деструкции.  Но, складывается такое впечатление, что многие взрослые люди не научились ориентации в незнакомой ситуации,  сопоставлению фактов, сомнению, критике, поиску логических ошибок в доказательстве или изложении материала.

 Эти навыки у многих вообще под запретом, что-то вроде интеллектуального табу.

   Главным результатом обучения должно стать самостоятельное, изнутри идущее стремление к развитию собственного интеллекта - независимого, критического и творческого.

  Это имеет не только индивидуально-личностное значение. Критически думающие граждане будут в большей степени застрахованы от аномии и, соответственно, смогут создать более совершенное общество. Более того, продуктивное использование мозга вполне возможно сохранит человечество как уникальный, достигший вершины в умственном отношении биологический вид. Ведь исследователи  в области эволюции мозга констатируют неуклонное снижение массы мозга. За последние тридцать тысяч лет масса мозга снизилась более, чем на двести грамм.  Можно было бы возразить,  что масса не единственный показатель. Древние люди могли лишь  обтесать камень, а современники ежедневно используют сложную технику, управляют автомобилями, пользуются смартфонами и т.п.  Это так, но много ли для того, чтобы быть успешным пользователем надо ума?  Ведь быть энтузиастом новинок в области навороченных гаджетов отнюдь не показатель умственного развития.

     Безусловно такие факторы, как всеобщая грамотность, свобода от изматывающего физического труда, доступ к информации, среднее образование - прямые свидетельства усложнения психической жизни. Но есть и другая сторона. Куда, в итоге, направляется эта, усложненная образованием психическая энергия? Если получивший, пусть даже только среднее, а, тем более, высшее, образование человек, в итоге использует свой мозг для выполнения шаблонных и весьма несложных действий в офисе, а, придя домой, тем более, не хочет напрягаться и думать;  отдыхая за еще более простыми компьютерными играми, он развлекается лайканьем в интернете, ловит покемонов или бездумно - без критики и анализа поглощает новости, то можно ли говорить о действительном совершенствовании интеллекта, как особенности современного Homo sapiens? 

    Если человек действительно физически развит, то ему знакомо чувство мышечной радости.  Это аксиома, знакомая многим.  Точно так же, если человек по-настоящему развит интеллектуально, то он будет стремиться к умственным занятиям  не для того, чтобы они приносили дивиденды, а потому, что умственное напряжение для него ценно само по себе и доставляет реальное удовольствие.    Если этого не происходит - грош цена полученному образованию, какими бы корочками оно не подтверждалось. Практически у любого современного человека есть выбор,  как распорядиться свободным временем и если этот выбор заключается в примитивизации своей среды обитания, в незамысловатых развлечениях, то не все ли равно, насколько у такого субъекта развит мозг - он находится в перманентном анабиозе. Дикарь, живущий в дебрях Амазонки, вызывает легкое сожаление - ну не повезло человеку родиться там, где он смог бы освоить, а затем интериоризировать достижения многих поколений.  По настоящему жалок тот, кто рожден в цивилизованной стране, получил образование и при этом ведет более примитивный образ жизни, чем тот же дикарь, которому, по крайней мере, надо ориентироваться в джунглях и многое знать для выживания.

 Социологи порой удивляются, как может быть так, что не столь уж малый процент современных людей отторгает передовое, цепляясь за прошлое, предпочитает дремучие, устаревшие, отжившие и совершенно не сообразующиеся с современным уровнем культуры архаически-средневековые формы мировоззрения. Может быть, причина этого социального феномена в отсутствии самой фундаментальной базы настоящей культуры - умении думать.